Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 13.11.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Программа видеопоказов работ студентов Института ПРО АРТЕ
25 января 2005

26 января в Центре современного искусства М'АРС состоится открытие программы видеопоказов работ студентов курса "Мета-медийное искусство" Института ПРО АРТЕ в рамках международного фестиваля цифрового искусства ART DIGITAL 2004: I Click, Therefore I am (Я кликаю, следовательно я существую) и Первой Московской Биеннале Современного Искусства. // полностью...









Искусство принадлежит нейронам!

Дмитрий Булатов
Независимая газета

01.02.2005

В рамках Московского международного фестиваля цифрового искусства "Art Digital" представлены произведения "полуживого" робота-художника, управляемого крысиной нервной структурой.

Сегодня все большее внимание уделяется объединению цифровых средств с влажной биологией живых систем, образующих особую медийную среду, которую английский теоретик и исследователь Рой Эскотт назвал "влажными технологиями" (совмещение "сухих" пикселей с "влажными" молекулами). В рамках этой среды стало возможным получение произведений, которые совмещают в себе свойства живого организма, подчиняясь биологическим законам существования, и одновременно корреспондируют с глубокой технологичностью (по сути – сделанностью) его внутренней структуры. Именно такова медийная основа биоробота-художника – совместного проекта коллектива нейробиологов под руководством Стива Поттера (Технологический институт Джорджии, США) и австралийской группы художников "SimbioticA" (Школа анатомии и биологии Университета Западной Австралии).

"Полуживое" детище американских ученых и австралийских художников называется MEART. С одной стороны, это значит "самоискусство", с другой – составное из МЕА (Multi-Electrode Array – мультиэлектродная матрица) и ART (искусство). Робот включает в себя три компонента. Первый из них – мультиэлектродная матрица, на которой культивированы корковые нейроны эмбриона крысы (wetware), – постоянно находится в лаборатории Стива Поттера в Атланте. Нервная активность этих нейронов при помощи компьютера и интернетовского протокола TCP/IP (software) в режиме реального времени сообщается механической руке (hardware). При этом сама механическая рука с закрепленными на ней цветными маркерами может находиться в любой точке Земли. В итоге -двигательные инструкции нескольких тысяч крысиных нейронов, переданные по интернету, заставляют руку рисовать картины.

В таком виде проект был впервые реализован в 2001 году на международном фестивале Ars Electronica в Линце (Австрия). Однако авторы задались вопросом – можно ли назвать подобное поведение робота "креативным"? Была придумана схема обратной связи – в более позднем воплощении этого проекта на выставке "Biofeel" в Институте современного искусства (Перт, Австралия, 2002) художники Гай Бен-Ари и Йонат Цурр и фотографировали посетителей и использовали их портреты в качестве информационной основы для возбуждения нейронов. Изображения сжимались до 60-пиксельных мозаик и передавались в США, где каждый из 60 электродов производил раздражающие электрические воздействия на нервные клетки крысы в соответствии с градацией серого на своем участке картинки. В результате двусторонний обмен данными (стимуляция и чтение нервных реакций) происходил каждые несколько секунд, а работа над одним рисунком (по версии авторов – портретом) продолжалась около получаса.

Общую задачу проекта Стив Поттер сформулировал так: "Мы пытаемся создать сущность, которая со временем будет развиваться, учиться и выражать себя через искусство". На прошлой неделе этот проект был представлен и в Москве, в галерее М'АРС на биеннале "Art Digital".

По той причине, что "развиваться" должна не только "крысиная" творческая сущность, но и сам проект, в Москве все происходит по-другому. Здесь неоценимую услугу в выработке концепта оказала болгарская художница Боряна Драгоева. Она предложила биороботу задаться классическим вопросом изобразительного искусства: "Что есть визуальность?" – и нарисовать "Черный квадрат" Малевича. (Камера, отслеживающая оригинал и посылающая массив данных в Атланту, установлена непосредственно в Третьяковской галерее или Русском музее.)

Понятно, что для всего мира, пожалуй, за исключением самой России, Малевич – один из главных художественных брэндов XX века. И принять участие в поддержании этого брэнда – святая обязанность не только каждого художника, но и, как выясняется, каждой недокрысы-живописца. Тем более что есть и вполне логичное хай-тековское обоснование писания самого "Черного квадрата". Ведь именно он является "альфой и омегой" любого компьютерного изображения (пиксельный квадратик).

В последние годы мы стремительно движемся от цивилизации, основанной на манипуляции более или менее неодушевленными предметами, к цивилизации, основанной на порождении более или менее живых организмов. Поскольку эти создания будут в разной степени живыми и разумными, у нас сложатся качественно новые отношения с этими объектами, окружающей средой и жизнью вообще. Как мы будем к ним относиться? С заботой или пренебрежением? Какое место в этой жизни займут "полуживые" сущности и как это повлияет на наши системы ценностей применительно к живым организмам, включая наши собственные тела и наши представления о самих себе? Очевидно, что круг вопросов, поднимаемых международным проектом MEART, довольно широк. Может быть, именно соседство с "полуживыми" сделает наше общество более внимательным? Или все же впереди нас ждут новые формы воплощения жизни?

Автор выражает благодарность художникам, любезно предоставившим право на публикацию своих работ в России, а также Калининградскому филиалу ГЦСИ за информационную поддержку.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования