Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 20.07.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Ярмарки

Арт Москва 2004: Адаптация
24 мая 2004

25 мая в ЦДХ открывается традиционная весенняя ярмарка современного искусства "Арт-Москва". По сравнению с прошлым годом ее коммерческая часть заметно выросла (здесь показывают все лучшее, что имеется в загашниках российских и даже западных галерей: от Олега Кулика до Энди Уорхола), а некоммерческая стала практически коммерческой. // полностью...









Серый рынок. Почему трудно построить рейтинг современных московских художников

Михаил Сидлин
Независимая Газета

25.05.2004

Русский рынок современного искусства похож на мираж. То есть увидеть можно, а пощупать – нет. Потому что при прощупывании продавцы и покупатели начинают разбегаться.

Артрынок – это серый рынок. То есть не тайный, черный – произведениями искусства все-таки не торгуют из-под полы, как наркотиками. Но и не вполне прозрачный – здесь слишком часто платят наличными, поэтому и покупатель, и продавец обычно заинтересованы в неразглашении сделки. Как сказала обозревателю "НГ" (при условии полной анонимности) одна из известных московских галеристок: "Ты знаешь, я была бы рада поставить у себя кассовый аппарат и платить все налоги, но ведь все равно мне будут платить налом". Источники нала обсуждать не станем.

В России нет прозрачных компаний. И галереи современного искусства – не исключение. Поэтому и степень "прозрачности" русского артрынка значительно меньше, чем на Западе. Хотя и там работа художественного рынка связана во многом именно с возможностью бесконтрольной конвертации наличности в произведения искусства и обратно. Но все-таки самые дорогие продажи современного искусства в Европе и Штатах происходят публично. И происходят на вторичном рынке.

Современное искусство – это эксклюзивный товар. Потому что тираж произведений ограничен. Инвестиции в них выгодны, когда спрос на художника растет. Работа, вовремя закупленная галереей или коллекционером, выгодно продается после повышения спроса. Так работает артрынок на Западе – благодаря перепродажам. В России вторичный рынок для современного искусства очень слаб, потому что весьма мало примеров успешных перепродаж. Наоборот, самое громкое событие на вторичном рынке за последние годы – аукцион "Гелоса" по продаже коллекции Инкомбанка в апреле 2002 года – сбил цены и показал, что инвестиции, сделанные в современное искусство в девяностых, были экономически неоправданны, ведь холсты в "Гелосе" часто продавались по цене более низкой, чем та, по которой они покупались Инкомбанком. Так что рынок современного искусства в Москве не перешел пока ту точку, за которой, собственно, и начинается рост. Вот вторая причина, по которой галеристы не любят говорить о продажах.

Есть еще одна закавыка. Французские художники лучше всего продаются во Франции, американские – в Америке, а вот про наших этого сказать нельзя. Рынок российского современного искусства и российский рынок современного искусства – не одно и то же. Самые известные художники – выходцы из бывшего СССР – живут за пределами страны, как Илья Кабаков, их произведения – часть прежде всего интернационального рынка: так, ни одной работы Кабакова девяностых не было продано в России. Эта проблема существует и для художников, прописанных в Москве: картины Валерия Кошлякова или дуэта Виноградов/Дубоссарский сегодня лучше продаются на Западе, чем в России. В результате мы имеем экспортную модель. Так, галерея "Айдан" получает большую прибыль от участия в "Армори шоу" в Нью-Йорке, чем от участия в "Арт-Москве". Скажем, полиптих Рауфа Мамедова был продан этой галереей в 2004 году в Нью-Йорке за 35 000 долларов.

Самой успешной продажей на российском рынке до сих пор остается опыт более чем десятилетней давности. В 1993 году на последней ярмарке "Арт-МИФ" в Манеже инсталляция Александра Якута была куплена в коллекцию банка "Империал" за 250 000 долларов. Где тот банк? Где та коллекция? И где та инсталляция? Об этом сегодня не знает сам художник, который, впрочем, готов сделать авторское повторение. Но вряд ли удастся продать его за те же деньги.

Сегодня цены другие. И любой художник, выскочивший за планку в 10 000 долларов, уже может быть признан удачливым в Москве. К примеру, продан за 30 000 долларов портрет Патриарха Алексия, написанный Фаридом Богдаловым и Сергеем Калининым. Небольшая (120х150) картина – один из многих десятков эскизов к их огромному полотну "Заседание Федерального собрания". За образец было взято репинское "Заседание Госсовета", но вот герои – другие: современные политики. Так что успешно можно продать хороший портрет. И не только Патриарха Церкви.

Лев Семенович Рубинштейн – живой классик московского концептуализма. Его портрет, написанный живописцем Семеном Файбисовичем, был продан не так давно галереей "Риджина" за 20 000 долларов. Суть в том, что портрет – одна из лучших работ Файбисовича, выполненная в духе фотореализма и задуманная еще в конце восьмидесятых. Теперь она украшает одну из московских корпоративных коллекций.

Новые богатые готовы покупать современное искусство. Но пока что они боятся вкладывать в него деньги всерьез. Немногочисленные исключения лишь подтверждают правило: сегодня на русском рынке хорошо расходятся лишь работы стоимостью 8-10 000 долларов максимум.

На фото: Самые дорогие мыши в столице. На ярмарке "Арт-Москва" Галерея Гельмана предлагает купить двухметровую бронзовую скульптуру за 40 000 долларов. Александр Косолапов. Микки и Минни.
Фото предоставлено Галереей Гельмана







Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования