Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 12.12.2018

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Ярмарки

Арт Москва 2004: Адаптация
24 мая 2004

25 мая в ЦДХ открывается традиционная весенняя ярмарка современного искусства "Арт-Москва". По сравнению с прошлым годом ее коммерческая часть заметно выросла (здесь показывают все лучшее, что имеется в загашниках российских и даже западных галерей: от Олега Кулика до Энди Уорхола), а некоммерческая стала практически коммерческой. // полностью...









Кто чем торгует

Сергей Сафонов
Газета (Москва)

21.05.2004

"Будет, будет ваш "Арт Манеж", никуда не денется", – отчего-то вдруг, вне всякой связи с темой разговора, успокоил при последней встрече Василий Бычков, директор компании "Экспо-Парк. Выставочные проекты" (это он вместе с женой Ириной лет восемь назад придумал ежегодную весеннюю ярмарку современного искусства "Арт Москва").

То ли накануне колонку в Газете прочитал, посвященную изменению расклада и перспективам московской художественной жизни в связи с недавним пожаром в Центральном выставочном зале. То ли просто интуитивно-обостренно усомнился в моей преданности идеалам актуальных художеств. "Арт Москву" и "Арт Манеж" всегда ведь считали эстетическими противоположностями. Это как Шевчук с Киркоровым. Так что проявление минимального сочувствия одной из ярмарок часто все еще воспринимается как "наезд" на другую.Но дело-то вовсе не в том, что действительно не хотелось бы ограничиваться созерцанием, допустим, живописного творчества "актуалов" вроде Дмитрия Гутова. Не хочешь – не смотри, выставок других навалом. Проблема – в хрупкости и ненадежности производственного цикла современного художника; неважно, новатора или традиционалиста. Теперь ведь любому необходимо наличие пресловутого рынка сбыта. Это в советское время одного моего знакомого пришедший в мастерскую на чердаке старого московского дома пожарный оштрафовал, выписав взыскание за "несвоевременный сбыт продукции". Тогда-то и цели такой не было – рисуй себе да складывай творения в угол. А теперь иначе.

Так что вопиющее отсутствие ярмарки, куда вместо почившего "Арт Манежа" десяткам – а то и сотням – художников можно снести свежеизготовленные картины-скульптуры, неизбежно отольется появлением другого подобного арт-форума, вот о чем только речь. И любопытно пронаблюдать, как это будет происходить.Да ведь уже происходит. Вот, например, на днях в 1-м Зачатьевском переулке по соседству с Домом фотографии обнаружился другой, тоже оборудованный под выставки дом. Вернее, многопрофильная площадка, прежде не замеченная в стремлении к показам изобразительного искусства; называется "Международный информационно-выставочный центр "Инфопространство". Экспозиция, которую можно пронаблюдать там еще сегодня и завтра, носит название, образцово подходящее для жертвы этой колонки, – "Первый салон искусств "Лучшие художественные галереи". Нужно было иметь большие душевные силы, чтобы дать новорожденному такое имя.

Хотели-то действительно как лучше. Наталья Сергиевская, аспирантка известного искусствоведа, издавшего вдруг толстенный том про то, как искусство ХХ века отразилось в коллекции церетелиевского музея, и по совместительству сотрудница этого самого "Инфопространства", как раз и оказалась энтузиастом, попытавшимся взбодрить московскую арт-ярмарочную жизнь. Конечно, будь я та аспирантка, никогда не рискнул бы так подставляться с названием. Девушка говорит, что вслед за станковым (в каталоге это слово отчего-то в кавычках, хотя речь впрямую идет о станке – мольберте, например, – на котором работает художник) мечтает показать и более продвинутое искусство. Кто ж не мечтает. Но я так и представляю лица Айдан Салаховой или Елены Селиной из XL GALLERY, на которых она "выйдет с предложением", особенно после нынешних "Лучших I".Это все искусствоведческие романтические намерения. Реальность заключается в том, что вопреки ожиданиям мероприятие оказалось не безобразным. Словечко "лучшие", конечно, стоит сразу отбросить, потому что не было тут никакого отбора, и лучше кого, допустим, галереи "Зеро" или "Пан-Дан", это еще вопрос. Просто репертуар у них стабильный, и к нему привыкли завсегдатаи почившего – быть может, только на время – "Арт Манежа". Можно сказать даже, качественный товар регионального потребления. "Особой удачей стало согласие галереи "Манеж" участвовать в Салоне", – пишут устроители. Галерея эта действительно долго и всерьез занималась современными станковыми художниками, но, на мой взгляд, в ее амплуа погорельцев-ньюсмейкеров есть много порочного. Вот и сейчас в каталоге, изданном "Инфопространством", вместо репродукций работ участников помещена фотография мартовского пожара. Чтобы не превратиться в еще одну хронически бездомную галерею, каких на "Арт Манеже" всегда было навалом, стоит подумать об иной выставочной стратегии.Ярмарка (простите, Салон) – не выставка, к ее экспозициям неправильно относиться как к платоническим показам искусства. В конце концов, художники и галереи просто предлагают товар, продажей которого хотят окупить расходы на участие. Есть еще вопрос притока покупателей, но это проблема любой, даже прикормленной, арт-площадки. Неспроста, например, "Арт Москва" зомбирует посетителей, демонстрируя частные коллекции современного искусства. Что касается "Инфопространства", тут много неплохих работ, которые не зазорно представить висящими над диваном, но уровень их все-таки не музейный, а интерьерно-декораторский. Так сказать, живопись-light. И вот еще что. Достались бы выставочные площади нового Салона искусств Союзу художников, уровень был бы наверняка выше, даже в рамках традиционного станковизма. Но печальное обстоятельство наших дней: настоящих профессионалов из творческого союза сюда не зовут, а сами они давно не в состоянии затеять что-нибудь подобное, хотя бы в собственном Доме художника на Кузнецком Мосту. Или хотя бы в мечтах.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования