Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 22.09.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Ярмарки

Арт Москва 2004: Адаптация
24 мая 2004

25 мая в ЦДХ открывается традиционная весенняя ярмарка современного искусства "Арт-Москва". По сравнению с прошлым годом ее коммерческая часть заметно выросла (здесь показывают все лучшее, что имеется в загашниках российских и даже западных галерей: от Олега Кулика до Энди Уорхола), а некоммерческая стала практически коммерческой. // полностью...









Бунт на корабле

Юлия Попова
Эксперт

31.05.2004

Восьмая международная художественная ярмарка "Арт-Москва" оказалась представлением с моралью и с амбициями. Целиком захватив ЦДХ, она строит планы на осень

"Арт-Москва", главное на сегодняшний день событие в нашем современном искусстве, – самая коммерческая из выставок и самая эстетствующая из ярмарок. Выставочные площади продают здесь только тем галереям, которые прошли строжайший художественный контроль специального экспертного совета. Достаточно перечислить несколько имен из этого совета – галеристы Марат Гельман, Айдан Салахова и Ханс Кноль, директор Института проблем современного искусства Иосиф Бакштейн, – чтобы понять: "Враг не пройдет!" То есть ничего, кроме самого что ни на есть актуального, здесь не будет. Этот подход, ужесточающийся года от года, был причиной того, что количество галерей-участниц некоторое время не увеличивалось, оставалось прежним или уменьшалось. И только в этом году число галерей достигло первоначального. "Когда мы это все начинали в 1996-м, у нас было сорок шесть галерей. Просто тех, кто захотел участвовать. Сегодня их снова сорок шесть, только прошедших строжайший отбор", – говорит Василий Бычков, директор компании "Экспо-парк" – организатора "Арт-Москвы". Смысл этой жесткости становится ясным, если понять, что на самом деле "Арт-Москва" – это не выставка и не ярмарка, а тщательно продуманное представление с моралью.

Мораль прежде всего

Тема этой грандиозной постановки, захватившей все пространство Центрального Дома художника, – современное искусство как объект желания. Отбор участников и так называемых некоммерческих (то есть сугубо выставочных) проектов производится с одной-единственной целью: чтобы человек, который с открытым ртом разглядывает по-репински размашистое полотно, где молоденькие "битлы" поют среди березок, или "Рабочего и колхозницу" с головами Микки и Минни, перешел от стадии "понимаю-не понимаю" к стадии "хочу-не хочу". Причем в идеале, конечно, должно получиться "хочу".

Мораль о пользе и приятности обладания произведениями современного искусства, которая, по идее, должна была бы завершать это представление, для верности вынесена в самое его начало. Всю площадку перед главным залом занял масштабный проект под названием "Женская сборная". Посвящен он не женщинам-художницам, как можно было бы подумать, не "амазонкам авангарда", а амазонкам коллекционирования – успешным и известным женщинам разнообразных занятий, покупающим современное искусство. Выглядит это так. На огромных стендах висят работы Константина Латышева, Владика Мамышева-Монро, Рауфа Мамедова и других не менее известных наших художников. Большинство произведений ты уже неоднократно видел на выставках, сжился с ними и полюбил, они живут на твоей книжной полке где-нибудь внутри одного из старых арт-московских каталогов. Ты приветствуешь их как старых знакомых, и тут у каждого видишь подпись: "Собрание такой-то". То есть кому-то они понравились так же, как и тебе, но в отличие от тебя он, то есть она, купила это и теперь рассматривает у себя дома.

Не то чтобы после этого наглядного урока посетитель в панике бежит дальше – с целью поскорее скупить все, что осталось. Конечно нет. Но одно отрицать невозможно – мы входим на ярмарку с желанием увидеть вещи, которые люди покупают для своего удовольствия.

О пропорциях

Надо сказать, что при такой настойчивой пропаганде потребительских свойств современного искусства "Арт-Москва" никогда (в отличие, кстати сказать, от "Арт-Манежа") не зацикливалась на консюмеризме и не делала ставки исключительно на искусство "для дома, для семьи". Хотя не секрет, что именно такого рода объекты и покупают: картины, фотографии да мелкая пластика – вот выбор тех, кто собирается размещать приобретенные шедевры не в цехах заброшенной фабрики, а в собственном доме. И на "Арт-Москве", разумеется, много традиционной живописи – от классиков нашего "другого искусства", представленных достаточно консервативной галереей "Пан-Дан", до полотен любимца многих галерей Валерия Кошлякова, от шелкографий Энди Уорхола, привезенных к нам из Вены Rudolf Budja/Artmosphere Galleries до лирической абстракции Гэри Хьюма в галерее Герцева. Но на "Арт-Москве" вполне традиционные формы поданы в правильной пропорции по отношению к специфическим формам актуального искусства – инсталляциям, видеоинсталляциям, кинетическим объектам и перформансам.

Самая грандиозная инсталляция на нынешней "Арт-Москве" – "300 верблюдов" Нота Витала, швейцарца, работающего в Нью-Йорке. Триста верблюжьих черепов, расположенных строгими рядами, "смотрят" на "Верблюда" Пиросмани, являя собой картину "О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?". Только вместо поля – все центральное пространство третьего этажа, в роли костей – черепа верблюдов, которые художник вывез со скотобойни в Египте. Правда, в присутствии трехсот белых черепов Пиросмани теряется – и остается лишь завороженно всматриваться в страшное верблюжье кладбище. Так на третьем этаже ЦДХ, прямо над счастливыми женщинами-коллекционерами, жизнь на время проросла смертью.

Другое представление устроил самый элегантный фрик во всей московской арт-тусовке – Андрей Бартенев. Галерея "Роза Азора" показала его скульптуру "Лондон под снегом". Впрочем, хотя официально работа и называется скульптурой, это скорее "тотальная инсталляция" – если следовать классификации современного искусства. Представьте себе темную, обитую изнутри светопоглощающим материалом комнату, где работают девять экранов и двадцать пять диодных табло. На одних британский флаг на глазах превращается в сине-бело-красные снежинки. На других эти снежинки вдруг начинают падать на лондонские улицы, на площадь перед Букингемским дворцом, на шляпы "бифитеров" и лохматые шапки королевской гвардии. Этот срежиссированный нежный снегопад под немудрящую музыку, похожую на всю вместе взятую британскую попсу (композитор Олег Костров), оказался одной из тех вещей, о которых говорят: "Оторваться невозможно". "Темная комната" Андрея Бартенева ни секунды не пустовала, все оказавшиеся на "Арт-Москве" англоманы выходили оттуда, хлюпая носом. К тому же роду явлений относится и мультимедийная концептуальная инсталляция Synestesia box Владимира Мартынова, которую привезла новосибирская галерея "Старый город". С помощью подвижных ярких ширм Мартынов превратил небольшое экспозиционное пространство в лабиринт, путешествовать в котором – что путешествовать внутри цветового спектра.

Понятно, что и "Лондон", и "Верблюдов", и Synestesia box в состоянии купить разве что Церетели для своего музея на Петровке – купил же он несколько лет назад на "Арт-Москве" большую и неудоборасполагаемую инсталляцию Александра Бродского. Но присутствие подобных вещей на выставке рассчитано не столько на волшебное явление не стесняющегося в средствах покупателя, сколько на то, что любая приобретенная картина будет убедительным фрагментом большого мира современного искусства, который немыслим без произведений подобного рода.

Организатор и водовоз

Впрочем, организаторам "Арт-Москвы" мало собрать на несколько дней всю арт-публику в стенах ЦДХ. Они хотят задавать ритм художественной жизни круглый год. Поэтому в свое время они решили, что мало продавать, надо награждать лучших из представленных на ярмарке художников, а затем выставлять их отдельно сразу же после закрытия ярмарки. Скоро, впрочем, стало ясно, что этот "хвостик" "Арт-Москвы" не имеет нужного резонанса ввиду всеобщей усталости от только что пережитых впечатлений. Поэтому дополнительную выставку превратили в самостоятельную премию "Черный квадрат", а демонстрацию произведений-лауреатов перенесли на открытие нового выставочного сезона – на осень.

Во время же работы "Арт-Москвы", пока заинтересованная публика пребывала в гипертонусе, состоялось вручение и другой художественной премии – "Мастер". Ее в мае 2003 года учредили неизменные участники "Арт-Москвы" – галереи "Ковчег", "Арт-21" и "Сэм Брук". Они организовали голосование множества художественных критиков и экспертов, которые должны были отметить лучшее явление из выставочного 2003 года. В результате лауреатами и обладателями специальных призов стали Михаил Рогинский, Нина Котел и Константин Батынков (куратор галереи "Эксперт" – участницы "Арт-Москвы"). Эти переплетенные между собой события сообщили концу весеннего выставочного сезона накал, который мог бы сопровождать международную художественную биеннале вроде той, что проходят в Венеции, Стамбуле, Сан-Паулу – и которую нам обещают в начале 2005 года в Москве. Но пока потенциальные организаторы и кураторы московской биеннале скрещивают концептуальные копья, художники показывают на "Арт-Москве" свою версию этого события. Галерея "Кубометр" Виноградова & Дубосарского выстроила в ЦДХ небольшой Манеж ("Манеж, как рукописи, не горит!"), в котором художник Алексей Политов расположил биеннале Mixfight – "Бои без правил", то есть без кураторов и экспертов. Олег Кулик, Николай Полисский, Ирина Вальдрон, Нина Котел и множество других наших художников выставили в этом микро-Манеже свои микро-объекты. Смысл этого проекта куда как ясен: "Не художник для выставки, а выставка для художника" (не для куратора, коллекционера, покупателя, спонсора). Такой проект на жестко экспертной "Арт-Москве" – настоящий бунт на корабле. Но бунт подавлен не был, да и корабль совершенно не пострадал, даже наоборот, – обзавелся еще одним прекрасным экспонатом. Очередная мораль напрашивается сама собой: с умом организованный бунт радует душу капитана-начальника.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования