Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 19.09.2020

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Выставки

В галерее Гельмана построят бараки
26 октября 2005

27 октября в галерее Гельмана открывается выставка художника из Санкт-Петербурга Петра Белого "Щ 854". Название выставки заимствовано из рассказа Солженицына "Один день Ивана Денисовича", где Щ 854 – лагерный номер главного героя. // полностью...









Петр Белый. "Щ-854"

Антон Горленко
Afisha.ru

11.11.2005

Крыши провалились, а вместо стен торчат опасные заусенчатые щепки. 12 полуразрушенных лагерных бараков стоят по-лагерному симметрично, двумя параллельными шеренгами. Над ними низко, почти у самых крыш, болтается тусклая лампочка. Это нечто вроде архитектурного макета, с той характерной особенностью, что архитектура развалилась уже в модели. На стенах вокруг бараков – несколько фотографий, тоже развалины: остов какого-то здания, корпус больницы, водонапорная башня в Шушарах под Петербургом. Во втором зале на полу плотным слоем лежат куски вымазанной в смоле фанеры – очень неуютные куски. Осознанно нагнетается атмосфера: в каждом элементе инсталляции художник Петр Белый последовательно наступает зрителю на одну и ту же рецептивную мозоль. Выведенная из строя система. Разложившаяся и иссохшая идеология. Развалины советской империи. Бурелом и глушь. Вдобавок ко всему поверх щербатых построек на фотографиях можно разобрать крупные цифры 854 – лагерный номер солженицынского Ивана Денисовича, отсюда название.

Несмотря на всю эту смачную гулаговскую обшарпанность, проект этот, кажется, стоит интерпретировать вовсе не с точки зрения советской постистории. Категория памяти интересует Белого безотносительно к историческому окружению. За четыре дня до открытия выставки в поддон с черноземом, где стоят бараки, высадили газонную траву. Трава быстро взошла, скрыла частично фанерные стенки, картинно пролезла в дыры. Время, проникающее в материю под видом живописных зарослей, и искусство как единственное средство остановить эту энтропию. Из "Архипелага ГУЛАГа" у Белого получился классический пейзаж с руинами в понимании XVIII века; очевидно, что и самому ему куда приятнее чувствовать себя не в солженицынском кресле, а у печатного станка Пиранези. Он график и гравер (действительный член Королевского общества граверов Великобритании); даже, наверное, больше гравер, чем график, отсюда крайне внимательное, ответственное отношение к любой производимой форме. Делает гигантские по гравюрным меркам принты. В гравюрах прохладная сдержанность и классичная устойчивость. По всему – денди. Знаменит. Выигрывает призы на специализированных графических биеннале, бойко продается в специализированных графических галереях. Мало ему. Мало даже самых больших гравюр, потому что двух измерений мало. И Белый строит инсталляции, кинематографически играя с масштабами, – очень маленькие по меркам инсталляции. Петербуржец, или, как говорят в Галерее Марата Гельмана, питерский, Петр Белый, конечно, участвовал в проекте Гельмана "Питерские". За несколько месяцев до того был задействован в другом гельмановском начинании – "Россия 2", где делал маленькие домики-хрущевки из слайдов, вставленных в бросовые картонные рамки. Слайды использовались самые простые, из сувенирных наборов, и подсвеченные изнутри некоторые окна открывали незамысловатый сюжет. Та метафора существенно отличалась от "Щ-854", но присутствовал узнаваемый ракурс и масштаб.

При встрече этот королевский гравер заявил, что среди мастеров выделяет в первую очередь немцев Кифера и Рихтера, а также немецких же экспрессионистов начала XX века, однако я бы посоветовал ему установить в красный угол портрет совсем другого человека – Ильи Кабакова. Вспоминается один из десяти кабаковских персонажей – Человек маленького роста, который придумал соорудить маленький бумажный лабиринт с рисунками и текстами на полу – чтобы люди нормального роста читали все это, уткнувшись носом в пол, и обратили наконец внимание на героя. "Он стал думать и вспоминать, что бы могло заставить взрослых занятых людей проводить время, скорчившись у земли. И ему пришло на память воспоминание из далекого детства. Он увидел себя – стоящим на коленях перед большим дворцом со множеством башенок и прочих украшений, которые он клеил из картона, кусков дерева и бумаги" – это сюда очень подходит.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service






Собрались лететь в Мьянму? Он-лайн продажа авиабилетов в Мьянму вылетом из Москвы по доступным ценам!


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования