Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 26.11.2020

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Конфликты

Украина и 51-ая Венецианская биеннале – без конфликтов не обошлось и здесь
3 марта 2005

На днях в Киеве было объявлено, что открывшаяся в украинской столице выставка "Новые направления" станет тем проектом, по итогам которого будут отобраны художники на 51-ую Венецианскую биеннале. Организаторы конкурса сообщили также, что можно подавать заявки в Дирекцию художественных выставок Национального союза художников Украины. Однако буквально сразу от членов жюри, состав которого был опубликован в том же сообщении, стали приходить возмущённые письма с отказами от участия в проекте. // полностью...









Тотально апельсиновое

Евгений Минко
День

15.03.2005

В четверг жюри, уполномоченное выбрать участников украинской презентации на главной выставке современного искусства планеты – биеннале в Венеции – свою функцию выполнило. Представлять Украину должны будут Андрей Бокотей, известный еще с советских времен художник, работающий со стеклом (к слову, ректор Львовской академии искусств), и группа молодых художников, называющих себя "Революционно-экспериментальным пространством" ("Р.Э.П.").

Для принятия решения членам комиссии пришлось рассмотреть 27 проектов, поданных украинскими художниками. Затем пережить уход трех членов судейской комиссии – галериста Евгения Карася (свои мотивы он изложил на страницах "Дня", в N 40), кураторов Юрия Онуха и Александра Соловьева, усомнившихся в адекватности некоторых из оставшихся членов жюри в вопросах contemporary art. В конце концов, претерпеть многочасовые споры и многоэтапное голосование. Принятое решение еще должно быть утверждено Министерством культуры (которое финансирует проект презентации), однако оснований опасаться, что оно откажется это сделать, нет.

Все дело в том, что этот выбор идеально укладывается в культурную стратегию, осваиваемую новым руководством страны. Это стратегия позиционирования себя и своей легитимности, утвержденных украинским народом прошлогодней оранжевой осенью, как точки опоры для создания современных произведений искусства. Произведений, как кажется чиновникам, представляющих актуальную ситуацию Украины – страны, не обладающей в культурном плане ничем достойным внимания иностранных зрителей, кроме достижений оранжевой революции. Достижений, имевших во многом утилитарный характер. Достижений, идеологическая основа которых в теперешнее, мирное, так сказать, время, связана с конкретной политической силой. Корпоративную символику которой адепты этой силы, тем не менее, продолжают считать символом украинской свободы. И с различной степенью жесткости навязывают свое мнение как внутри страны, так и за рубежом.

Этот пассаж в полной мере относится к искусству "Р.Э.П.", впервые представленному в экспозиционном пространстве как раз в разгар прошлогодних осенне-зимних событий в Центре современного искусства при НаУКМА. Центр и прилегающие окрестности тогда заняла группа молодых художников, выставивших на суд зрителей портреты Виктора Ющенко, инсталляции на тему жизни палаточного городка на Майдане, и тому подобное идеологическое искусство. Хотя был замечен и один портрет Януковича, почему-то написанный на порядок более умело, чем все остальные живописные работы проекта. Среди художников, принявших участие в "Р.Э.П." числились Ксения Гнилицкая, Владимир Кузнецов, Жанна Кадырова, Ярослав Коломийчук и другие. Многие из этих имен до той выставки широкой публике были совершенно неизвестны.

Теперь же "Р.Э.П." будет представлять Украину на крупнейшем мировом форуме актуального искусства. Роль Андрея Бокотея в этом проекте, вероятно, будет сродни роли патриарха, хранителя национальной идеи и этнического сознания. Проводника культурных традиций, на которые опирается молодое поколение художников, обвязанное оранжевыми ленточками. Венецианскую биеннале посещают самые авторитетные кураторы, музейные эксперты, галеристы, коллекционеры и критики. Как они отреагируют на презентацию идеологического проекта (а от "Р.Э.П." ожидать иного просто невозможно) в той среде, которая иронизирует над политикой и развенчивает политические мифологии? Скорее всего, так же, как европейские модельеры, вопреки ожиданиям некоторых отечественных деятелей искусства, не насытившие оранжевым цветом свои новые коллекции.

Не берусь утверждать, что в случае выбора украинских участников биеннале имел место приказ сверху. Это и не обязательно – культурная политика государства может и не вербализироваться ответственными органами. Художникам и кураторам современного искусства достаточно быть внимательными к происходящему вокруг, чтобы адекватно реагировать на запросы слившихся в экстазе официоза и политизированной до предела части общества. Последний яркий сигнал – выбор участников "Евровидения" от Украины. Именно потому и ругать членов жюри не стоит – им можно даже посочувствовать. Ведь выставка "Новые направления", на базе которой был создан список конкурсантов для участия в биеннале, представляла, за редким исключением, две категории художественных проектов – откровенно убогие либо ура-патриотические. Последние – с заметным оранжевым оттенком. Таким, например, был проект "Год обезьяны" куратора Наталии Филоненко. С таким количеством работ на тему оранжевой революции мог поспорить только сам "Р.Э.П.". Но если в случае этого "пространства" все объяснимо – именно революции молодые художники обязаны своей инициации в contemporary art – то "Год обезьяны", собравший настоящих ветеранов современного украинского искусства, выглядел ужасающе конъюнктурно. Голова Леонида Кучмы, кружащаяся в водостоке (картина Александра Гнилицкого), к примеру, датирована 2003 годом. Вполне вероятно, что в то время это полотно, будь оно выставлено, как сейчас, в галерее Национального союза художников, и выглядело бы смело, и резонанс произвело бы качественно другой. Показывать же его теперь, когда зубодробительная критика Кучмы считается хорошим тоном – грандиозная пошлость представителей искусства, именующего себя актуальным. Это же относится и к серии портретов Юлии Тимошенко, выполненных в поп- артовской манере (авторство Игоря Гусева). Справедливости ради, приходится констатировать, что проект "Год обезьяны", при всей своей очевидной заангажированности и прямолинейности, был наиболее запоминаемым из всего, что было выставлено на "Новых направлениях". Только он в этом конкурсе все равно не победил. Как не победил и фотопроект Николая Ридного и Беллы Логачевой "Любимцы. До и после". Среди работ, связанных с погребением домашних животных, художники зачем-то сконцентрировали в одной точке четыре портрета домашних любимцев, на шеях которых были повязаны оранжевые кусочки материи.

Крымско-татарский художник Исмет Шэйх-Задэ, много лет живущий в Москве, специально приехал в Киев, чтобы представить проект "Неизвестная империя". Концепция проекта связана с презентацией Украины как поликультурной страны, в которой есть место и исламскому наследию, и наследию караимов – крошечного этноса, представителей которого во всем мире осталось лишь несколько тысяч. В реализации проекта Шэйх-Задэ планировал своеобразно использовать историческую связь между Украиной и Италией – Венеция стоит на сваях, сделанных из вывезенных с территории Крыма дубов. Но мог ли художник рассчитывать на успех своей тонкой идеи среди царящего на выставке "Новые направления" оранжевого великолепия, апеллирующего к подсознанию членов жюри?

Именно оранжевый цвет и победил в этом конкурсе. По словам куратора украинской презентации Виктора Сидоренко, во время обсуждения проекта "Р.Э.П." члены жюри не говорили об именах художников – эти имена особого значения не имеют, и кто именно будет представлен под вывеской "Р.Э.П." еще непонятно. Смысл заключался в очередной трансляции в Европу украинских воспоминаний о бурном конце 2004 года. Художественные произведения будут подбираться и создаваться сейчас именно с целью передачи революционного оранжевого пафоса. Вполне возможно, кстати, что и портрет Кучмы Гнилицкого, и "Юля" Гусева окажутся в этой экспозиции. Да и проект Бокотея "Предвестники" может быть адаптирован к экспозиции. Оранжевая революция победила в очередной раз. Теперь уже в изобразительном искусстве. Только ее стратегия на этом поле, к сожалению, очень напоминает стратегию другой революции – красной.






Материалы по теме:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования