первая страница города
вернуться на первую страницу
Искусство России

карта сайта


Нажать

Мир без политики



Астрахань   Владивосток   Воронеж   Екатеринбург   Иваново   Ижевск   Калининград   Кемерово   Комсомольск-на-Амуре   Кострома   Краснодар   Красноярск   Курган   Липецк   Москва   Муром   Нижний Новгород   Нижний Тагил   Новосибирск   Пермь   Самара   Санкт-Петербург   Сургут   Тверь   Тольятти   Томск   Тюмень   Ульяновск   Уфа   Хабаровск   Чебоксары   Челябинск   Ярославль   Рунет   Заграница  



 




тексты >> впечатления
Ижевск




  Текст  

Ангелина Виригина

Несколько эмоционально высказанных наблюдений по поводу фестиваля "Ижевск - территория".

Видимо, все это делалось для того, чтобы люди научились говорить новые слова: хеппенинг, перформанс, инсталляция.

Нам говорят: в современном ижевском искусстве сложилась уникальная ситуация. Ижевчане об этом не подозревают. Слово "перформас" знают 500 человек в 800-тысячном городе. Кто-то из тех пятисот даже знает, что это слово означает.

Черт возьми! Удмуртия - страна вечных снегов, и мы, плохоразвитые чудаки из национального меньшинства (удмурты) все еще удивляемся, что стихи бывают и не в рифму. Все еще думаем, что В.Пелевин - суперкрутой гениальный новатор в современной литературе. Все еще серьезно хотим, чтоб люди серьезно относились к перформансам.

Читай книгу "Поездки за город", авторы - члены арт-группы "Коллективные действия". В 70-е годы в Москве видели все эти перформансы!

Не важно. Будем переживать сейчас.

Я думала, что на акциях вроде "Арт-обстрела" не должно быть зрителей. Только участники и соучастники, то есть авторы и врубившиеся в авторский замысел. Потому что нужно себя определенно вести. Зрители, не понимая, в чем смысл происходящего, могут повести себя как угодно. Мы пришли на "Арт-обстрел" с хеппенинга "Метро" и все еще дудели в дудки. Акция - расстрел академического, канцелярского - косного, мертвящего представления об искусстве. Его стереотипа. Растиражированности стереотипа. Для наглядности стреляли краской по слепкам с Венеры Милосской - олицетворению вышеперечисленного.

Черт возьми! Все понятно. Чтоб понять, что канцелярское отношение к искусству должно быть уничтожено, не обязательно час торчать на морозе, не дудеть в дудку и умирать с тоски, слушая монотонные звуки выстрелов.

Концептуализм этим отличается. Скучностью, я хочу сказать. Художник-концептуалист мне напоминает человека, который отпихивает от себя палитру с красками и упорно ищет оттенки серого на сером. Зачем?

Но многие умудрились в этом арт-обстреле ничего не понять. Акция неоднозначна, можно долго копаться в значениях. Странно.

Потом Анжела сказала, что смысл не в том, чтобы сделать акцию понятной как можно большему числу людей. Смысл - создание прецедента. Запомните слово "перформанс". Ничего не понимайте, пожалуйста, раз не понимаете. Но если вы не совсем дурак и не надутый педант, у вас в голове засядет, что вам хотели что-то сказать. Вы начнете думать.

Народ у нас на редкость закостенелый. Все - и тетя Маня Пузикова с Автозавода, и профессор УдГУ. Только тетя Маня скажет, что Максим Веревкин - придурок, и вообще это безобразие, а профессор - что мальчик рос в семье, где были затабуированы разговоры о сексе. Подросток, склонный к эксгибиционизму. Потом они хором добавят: "Не понимаю".

Знаете, и не поймете.

Я тоже многого не поняла в этом фестивале.

Все всех знают. О, дружная тусовка и милые междусобойчики! Знакомые все лица. У тусовщиков, пусть в зародыше, уже имеются органы, которыми воспринимать концептуальное искусство.

Фестиваль имел целью грандиозность.

Сделать так, чтоб моя мама узнала, что бывают такие хеппенинги, и заодно перестала крутить пальцем у виска, когда видит на улице человека с красными волосами. Просто, чтоб люди узнали, что это есть. Чтоб не мешали своим агрессивным "Не понимаю".

Ничего этого не случилось. Что могут рассказать журналисты, когда они сами испуганно вопрошали участников фестиваля, что же такое хеппенинг? Вот ответы потом и пересказывали в своей стилистике: "Организатор хеппенинга Дина Байкова..."

Хеппенинг - это, например, вот что. Сидишь ты на скамейке. Вокруг тебя происходит действие. Идут люди. Тебе нужно вступить с ними во взаимодействие. Ты говоришь: "Девушка, а, девушка, а сколько времени?" А она отвечает: "Чего пристал, козел!" А вокруг зрители.

Если ты сидишь не на скамейке, а на дереве, а мимо идут люди и показывают пальцем, это уже перформанс. Особенно если ты сидишь голый. Ах да, и не забыть потом отмахать на пять листов концепт, используя непонятные слова: заимствования, окказионализмы. Либо нецензурные выражения.

Фестиваль - это концентрат. Раз в пару месяцев у нас проходят акции, раз в месяц - Пикник новой поэзии, раз в неделю - Киноклуб. Уж совсем часто - такие обыкновенные выставки, какой получилась выставка "Ижевские измы".

На фестивале те же представители тусовки бегали галопом, участвуя сразу во всех событиях.

Город лежал на диване.

Да нет, все хорошо, прошел фестиваль. Теперь М.Гельман будет знать, что в Ижевске есть искусство, и в искусстве что-то происходит. Про арт-группу "Археоптерикс" выйдет публикация в журналах "ХЖ" и "Комод". Их (членов "Археоптерикса") будут иметь ввиду ведущие московские критики искусства.

Наши любимые проректоры УдГУ и директора банков не запятнали свою безукоризненную репутацию помощью фестивалю. Еще бы! Акция называлась "Пушкин-хуюшкин".

Все мы здесь приличные люди. Мы не понимаем.

У них тут принято расчет выдавать за добродетельность, понятность поступка - за верность принципам, а идеологию - за идеи.

В Ижевске холодно, в ижевских школах как современный писатель изучается Вася Шукшин. Сознание людей заморозилось, не стухло, но прокисло.

Дина Байкова говорила, что "Метро" - опыт опыта и опыт прикола над людской массой. Все ждали действа зрелищного, грандиозного. С использованием пиротехники, может быть. Если бы финансовые затраты на организацию были велики, люди легко бы простили непонятность. И даже прямое отсутствие смысла. Его бы не заметили. А хеппенинг был такой. С опозданием на час пришли пять-шесть девочек в шизовых шапках из фольги. Они дули в дудки и губные гармошки и помирали со смеху. Народ не понял, чего это его сюда позвали. При чем здесь жрицы Осириса? Причем здесь заблудившиеся души? Стали просить гармошку подудеть. Самое здоровое, чем действо могло закончиться - всеобщим смехом.

Тетенька, вы же ничего не понимаете из этого текста. Пойдите лучше домой, лягте на диван. Поругайте, поругайте молодежь.

Самый крутой перформанс - спать в Ю-Dance. Ненавижу Ю-Dance. Приходишь к дверям и ждешь, потому что пускают по четыре человека. Заходишь, а вокруг орут матом друг на друга, а потом не матом, но тоже орут на тебя: "Чего, девочки, здесь встали? Проходите, непонятно, что ли". Потом, на последнем контроле, говоришь

- Я - журналист. Моя фамилия есть в этом списке.

Есть у них такие списки, на каждый вечер. Чтобы пройти бесплатно.

- А у вас есть карточка участника фестиваля?

- Я не участник фестиваля, я журналист.

- Так не знаю, платно, наверно.

- Кому платно, журналисту?

- Миш, а Миш, иди сюда. Вот тут девушка, у нее ничего нет. (Видимо, имеется в виду, что у меня нет карточки участника). Платно, наверно, да?

- Да пусть проходит.

Миша машет рукой с таким видом, будто я последние два часа на коленях его умоляла меня пропустить.

Заходишь туда - табаком воняет, люди вокруг громко говорят глупости и пошлости. Сиди себе и думай, что это идет последний акт фестиваля современного искусства.

Да, глупо ненавидеть ночной клуб за то, что он - ночной клуб. Но это все - не логичный рассказ о том, как проходил фестиваль. Это - навязывание вам моих ощущений от прошедшего фестиваля. И мыслей о нем.










Gif.RU  |  Ижевск  |  впечатления


Copyright © 2000-2012 GiF.Ru
Напишите нам письмо на этот адрес





  Rambler's Top100 Яндекс цитирования