первая страница города
вернуться на первую страницу
Искусство России

карта сайта


Нажать

Мир без политики



список всех, кто есть на GIF.RU




люди
места
события
тексты
издания
сайты











Астрахань   Владивосток   Воронеж   Екатеринбург   Иваново   Ижевск   Калининград   Кемерово   Комсомольск-на-Амуре   Кострома   Краснодар   Красноярск   Курган   Липецк   Москва   Муром   Нижний Новгород   Нижний Тагил   Новосибирск   Пермь   Самара   Санкт-Петербург   Сургут   Тверь   Тольятти   Томск   Тюмень   Ульяновск   Уфа   Хабаровск   Чебоксары   Челябинск   Ярославль   Рунет   Заграница  



 




тексты >> критика
Санкт-Петербург




  Неофициальная ли столица Санкт-Петербург?  

Олеся Туркина

И перед новою столицей ...
А.С.Пушкин
Петербургу быть пусту
Из пророчества

Понятие "неофициальной столицы" по отношению к Санкт-Петербургу обладает большой степенью двусмысленности. С одной стороны, оно означает, что, потеряв когда-то столичный статус, Санкт-Петербург вынужден постоянно компенсировать его в некоей символически важной, но не первостепенной области, такой, как культура, например. С другой, само определение "неофициальное" отсылает к бинарной оппозиции официального и неофициального искусства, казалось бы, навсегда исчезнувшей в конце 1980-х годов. В любом случае словосочетание "неофициальная", "криминальная" или "культурная" столица задает полярность центра и периферии. В центре, также обладающем определенной "неофициальностью", "криминальностью" и "культурностью", доминирующим оказывается столичность, на периферии же главным является не субъект, а предикат речи, т.е. не сама столица, а то, какая она. Однако "если Петербург не столица, то нет Петербурга" (А.Белый "Петербург"). Если Москва - перевернутая вниз головой матрешка (С.Ануфриев, П.Пепперштейн "Мифогенная любовь каст"), то Петербург - это пустой центр, вокруг которого наращиваются, обретают плотность символические слои. Петербург живет за счет своего нескончаемого символического капитала. "Так как вы недавно в Петербурге, - говорил дипломат княгине, - то, вероятно, не успели еще вкусить и постигнуть все прелести здешней жизни. Эти здания, которые с первого взгляда вас только удивляют, как все великое, со временем сделаются для вас бесценны, когда вы вспомните, что здесь развилось и выросло наше просвещение, и когда вы увидите, что в них оно уживается легко и приятно. Всякий русский должен любить Петербург: здесь все, что есть лучшего в русской молодежи, как бы нарочно собралось, чтоб подать дружескую руку Европе. Москва только великолепный памятник, пышная и безмолвная гробница минувшего, здесь жизнь, здесь наши надежды" (М.Ю.Лермонтов. "Княгиня Лиговская"). Между сферой реального и символического возникают противоречия. Миф Петербурга - это миф о Спящей Красавице, подавившейся отравленным яблоком, и потому сохранившей на лишнюю сотню лет свою молодость и красоту. Пока красавица спала, мир изменился, но устаревший фасон платья ничто перед свежестью румянца. В очередной раз выплеснутый из символический купели, Петербург с его романтизмом, желанием "умирать молодым" (мистер Малой) невероятно созвучен современной культурной парадигме, в которой категорически запрещается стареть. Город как будто представляет из себя рекламу ювенального периода. И все, что здесь происходит - прогулки по дворцовым и английским набережным белыми ночами, выставки и вечеринки во дворцах и летних садах - несет оттенок печальной и китчевой красоты. "Я жил на стрелке Васильевского острова, гулял по Дворцовой набережной, любовался архитектурой. Не помню, сколько раз я был в Эрмитаже, проходил по Аничкову мосту. Петербург - это лучшее место, где можно работать. Город создан для художников и вдохновения, он прекрасен как с фасадов, так и изнутри. Я себя идентифицирую с городом... В Петербурге большую часть времени - холод и зима, когда можно запершись в мастерской долго и вдохновенно работать. Награда за долгую зиму - белые ночи. Бесконечные сумерки, красота, комфорт. Петербург, конечно, самый красивый и самый молодой город..." (Г.Гурьянов. Из кн. "Неофициальная столица".) Молодость и красота - основные составляющие "официального" петербургского дискурса (неслучайно именно так называлась одна из первых неоакадемических конференций и выставка, организованные Тимуром Новиковым вместе с Дуней Смирновой в Доме Ученых в 1990 году). В Петербурге отчасти сохраняется "чиновничий" (=столичный) миф о табелях и рангах. Здесь все служат или по крайней мере ходят в службу. Более того, бюрократизация стала своеобразной формой художественной активности. Так, в начале 1980-х группа "Новые художники" длительное время осуществляла бюрократическую переписку вокруг "Ноль-объекта" с Управлением культуры. Движение "Некрореализм" тщательно разрабатывало в духе партийной риторики свои основные понятия: "тупость", "бодрость" и "матерость", а группа "Митьки" создала свой язык на границе взаимопересечения "маленького" позднесоветского человека и западного товарного мира. Наиболее наглядно принципы "небесной иерархии" проявились в 1990-х в основанной Тимуром Новиковым Новой Академии Изящных искусств с назначением профессоров Новой Академии (Андрей Медведев, Денис Егельский, Георгий Гурьянов, Егор Остров, Станислав Макаров, Олег Маслов, Виктор Кузнецов, Ольга Тобрелутс, Юлия Страусова...), ученого секретаря Новой Академии (Андрей Хлобыстин), директора Музея Новой Академии (Виктор Кузнецов), ежегодным награждением отличившихся почетными дипломами Новой Академии... Лишенный бремени реальной (=политической, экономической) власти, Петербург как бы проигрывает бюрократические механизмы в культурной жизни. Символические ценности так и не возместили в ХХ веке городу утрату столичного статуса. Однако в эпоху децентрации и тотальной эстетизации эти ценности оказываются востребованными в лоне обретения утрачиваемой человеком идентичности.










Gif.RU  |  Санкт-Петербург  |  критика


Copyright © 2000-2012 GiF.Ru
Напишите нам письмо на этот адрес





  Rambler's Top100 Яндекс цитирования