первая страница города
вернуться на первую страницу
Искусство России

карта сайта


Нажать

Мир без политики



список всех, кто есть на GIF.RU




люди
места
события
тексты
критика
феномены

краеведение
манифесты
исследования
издания
сайты











Астрахань   Владивосток   Воронеж   Екатеринбург   Иваново   Ижевск   Калининград   Кемерово   Комсомольск-на-Амуре   Кострома   Краснодар   Красноярск   Курган   Липецк   Москва   Муром   Нижний Новгород   Нижний Тагил   Новосибирск   Пермь   Самара   Санкт-Петербург   Сургут   Тверь   Тольятти   Томск   Тюмень   Ульяновск   Уфа   Хабаровск   Чебоксары   Челябинск   Ярославль   Рунет   Заграница  



 




тексты >> феномены
Санкт-Петербург




  Фотография Петербурга  

Дмитрий Пиликин

...жесткий коричневатый картон с тисненым вензелем СПБ, именем фотографа и адресом "Невский...". Фланирования по солнечной стороне Невского (только для дворян и разномастных щеголей), "кабинетные" фото in folio в пышно декорированном интерьере фотографических ателье, маленькие фото для визитных билетов, бисквиты, сельтерская, шампанское, театр... Можно ли увидеть в этой модной петербургской забаве XIX века некую особенную феноменальность или ноуменальность отсылающую к сегодняшнему дню? И да и нет. Однако пристальное внимание современных философов к феномену фотографии и переосмысление фотографии как медиума "возвращенного времени" в работах известных кураторов (Катрин Давид на Documenta X) заставляет утверждать, что любой зафиксированный на фотопленку genius loсi располагает феноменальностью. Тем более, когда речь идет о Петербурге. "Придуманный" город, город - фантазм, город - текст ловко вкладывается в виртуальную конструкцию современной дигитальной фотографии, где фотографии вроде бы уже и нет как таковой, а есть лишь череда бегущих нулей и единичек, корпускул света, квантов времени и где фотоизображение (как оказывается) и находит свое истинное место. Недаром именно в Петербурге жил и жадно фотографировал один из самых известных русских фотографов - "Русский Надар" (как впрочем, и обрусевший немец) - Карл Карлович Булла. В своей карьере он поставил изящную точку, перестав фотографировать в 1916 году. Эпоха Буллы завершилась, и пришло Новое время...

Сегодня приходится говорить о феномене петербургской фотографии в то время, когда фотография расценивается уже как неотъемлемая часть материальной культуры. Фотография нарастила достаточно длинную личную историю, пережила модернизм и постмодернизм, создала собственный язык. Притом, что стремительность, с которой Россия должна была догонять европейский опыт (в силу объективных исторических причин), создала серьезные перекосы в ее осознании и понимании. В результате на петербургской сцене одновременно присутствуют "фотографы" и "художники занявшиеся фотографией". Часто они объединяются зарубежными и отечественными кураторами в рамках современных выставочных проектов, но при этом сами по себе тщательно отслеживают границы профессионального комьюнити. Фотографы старшего поколения - звезды "клубной" или точнее "зеркальной" (Фотоклуб "Зеркало") закалки вообще не воспринимали постмодернистскую фотографию как истинную фотографическую работу, но и фотографы среднего поколения, преодолевшие клубную ограниченность, достаточно ревниво относились к "модникам", обвиняя их в отсутствии качества и конъюнктурности. Особенно острой ситуация этого противостояния была в начале 90-х годов, когда в крупные международные проекты представляющие современную русскую фотографию стали включаться работы современных художников в ущерб фотографам. Все эти внутренние недоразумения объяснялись некоторым недопониманием места фотографии в сегодняшнем мире. Современная фотография это уже не жанр, а один из актуальных медиумов для высказывания современного художника. Притом, что рамка этого высказывания, безусловно, включает и ретроспекцию языка, и историю философского осмысления феномена фотографии. Непонимающий этого остается на территории герметичной эстетики жанра (фотографии, акварели, х. м., пейзажа, портрета, натюрморта, etc). Достаточно стабильное лобби коллекционеров фотографии, а также мейнстрим в сторону качества, мастерского исполнения и красоты несколько сгладили это противоречие и сегодня можно искренне порадоваться международному успеху таких мастеров петербургской фотографии, как Андрей Чежин, Алексей Титаренко, Александр Китаев, Евгений Мохорев, Вита Буйвид, Наталия Цехомская (список далеко не полон). Нельзя не отметить также, что фотографическое комьюнити Петербурга, в силу своей меньшей численности по отношению к арт-комьюнити, исконно обладает большей сплоченностью и коллегиальностью. Фотографы сами создают галереи, организуют фестивали, проводят семинары и "разборы полетов" с молодежью, выступают кураторами концептуальных проектов и даже пишут тексты и рецензии практически не прибегая к помощи искусствоведов "не догоняющих" процесс. С середины 90-х годов точкой сборки этих сил стала нонпрофитная галерея "Фотоimage", объединившая известных петербургских фотографов среднего и младшего поколения. Только такому коллективу сильных и работоспособных профессионалов было под силу реализовывать крупные фотографические проекты в сложных питерских экономических условиях практически без денег. Остается только пожалеть, что в результате от многих удачных работ не осталось практически никаких каталогов и визуальных свидетельств и сегодня мы можем лишь вспоминать о них как о феерических театральных спектаклях. Однако галерея живет и работает и ее присутствие на художественной карте Петербурга не позволяет снижать качества и пафоса фотографии. А этот критерий качества (как качества профессионального исполнения принта, так и качества внятной артикуляции проекта) крайне важен, когда мы обращаемся к "молодому" поколению питерских фотографов. Дело в том, что на сегодняшний день в Петербурге (культурной столицы России!) практически нет институций профессионально обучающих фотографии (не говоря уже о преподавании фотографии как жанра современного искусства). Конечно, есть семинар в Университете на Факультете журналистики, есть что-то в Институте культуры и Институте киноинженеров, но это... Есть правда еще открытая недавно с большой помпой "Балтийская фотошкола" при ГЦСИИ, но там пока один преподаватель, хотя и весьма маститый, но вследствие этого и весьма занятый своими делами и проектами известный московский художник Владимир Куприянов. В результате все развивается как-то вяло. В этих условиях, безусловно, феноменально, что молодые интересные художники все же есть, хотя их способ подачи материала в основном не выходит за рамки традиционного фотографического принта, притом, что многие из них уже не ощущают границы "фотограф - художник" столь болезненно переживаемой старшим поколением. Собственно именно для преодоления этого барьера той же галереей "Фотоimage" была инициирована выставочная программа "Слишком молодые, чтобы умереть" в рамках которой выставляются осмысленные photo based art проекты молодых мастеров.

Постепенное превращение фотографии из документа в "картину", актуальность и кажущаяся простота фотографической (как и всякой модной медийной) техники привлекают художников. При этом преобладающими направлениями являются ретроспективность ("неоакадемизм") и оголтелый нарциссизм (просто фотографирование себя и своих друзей в предложенных обстоятельствах, а так же постановочные жанровые костюмированные фото). При этом удовольствие доставляют как сама сессия фотосъемки, так и конечный результат. В этом смысле данная питерская фотография весьма гедонистична. Попытки "продления" фотографии вглубь, желание создать шедевр адекватный времени подсознательно подталкивают художников к использованию редких (гуммиарабик) или современных технологических средств обработки и репродукции (компьютерные навороты в Photoshop’е, распечатка фотографических изображений на материалах имитирующих живописный холст, etc). При этом стоит отметить, что именно такая фотография находит наибольший спрос для глянцевых массовых журналов, рыщущих в поисках "оригинальной картинки" для привлечения и ублажения массового зрителя. Здесь происходит довольно интересный взаимный обмен. Так я сам долго не мог понять смысла в компьютерных штудиях модной питерской художницы Ольги Тобрелутс (ну разве что большой размер отпечатков, что мог позволить себе не каждый), но после весьма прагматической серии сделанной для журнала "Vogue" это смысл вдруг появился. До этого я не видел так смело и решительно сделанных компьютерных работ для fashion журнала. И после такого внедрения их уже действительно можно было "вынимать" обратно и выставлять как самостоятельные авторские художественные произведения.

Питерский фотографический текст был бы неполон без краткого описания его коммуникативной структуры (или попросту "тусовок"), галерей и мест где показываются фото, а также фестивалей фотографии.

Фотографические "тусовки" все-таки не строго замкнуты и пересекаются между собой: тусовка старшего поколения выросшая из фотоклуба "Зеркало" (наиболее известные мастера Борис Михалевкин и Евгений Раскопов); тусовка фотожурналистов (многочисленная и наиболее замкнутая); тусовка "Фотоimage" (по субботам в галерее с открытым входом); тусовка студии "Табурет" (многолетний перманентный семинар Александра Китаева); тусовка "Новой академии" ("Новая академия" и многочисленные окрестности); тусовка fashion фотографов ("Ассоциация рекламных фотографов" под руководством Александра Насонова)

Галереи и места для показа фото: Эрмитаж, Русский музей, Мраморный дворец, Музей истории города (Петропавловская крепость), ЦВЗ "Манеж", Выставочный зал Университета, Союз фотожурналистов на Невском, галерея "Борей", галерея "Дельта", галерея "Арт-Коллегия", Пушкинская 10 (практически во всех галереях), галерея "Мама" (в одноименном клубе), Дворец пионеров, Дом технического творчества юных.

Фестивали: Осенний фотомарафон в помещении галереи "Арт-Коллегия" и по городу (Валерий Вальран, кураторы Александр Китаев, Игорь Лебедев, Андрей Чежин, Тимур Новиков и др.); традиционный фотографический блок в рамках выставки "Весь Петербург" в ЦВЗ "Манеж" (январь).

Так что петербургская фотография действительно богата феноменами и если кто скажет обратное, я найду что ответить...












Gif.RU  |  Санкт-Петербург  |  феномены


Copyright © 2000-2012 GiF.Ru
Напишите нам письмо на этот адрес



детская комната на заказ


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования