первая страница города
вернуться на первую страницу
Искусство России

карта сайта


Нажать

Мир без политики



список всех, кто есть на GIF.RU




люди
места
события
тексты
издания
сайты











Астрахань   Владивосток   Воронеж   Екатеринбург   Иваново   Ижевск   Калининград   Кемерово   Комсомольск-на-Амуре   Кострома   Краснодар   Красноярск   Курган   Липецк   Москва   Муром   Нижний Новгород   Нижний Тагил   Новосибирск   Пермь   Самара   Санкт-Петербург   Сургут   Тверь   Тольятти   Томск   Тюмень   Ульяновск   Уфа   Хабаровск   Чебоксары   Челябинск   Ярославль   Рунет   Заграница  



 




тексты >> краеведение
Санкт-Петербург




  Трамвай, увозящий на запад  

Елена Невердовская

Примерно на полпути между Петербургом и Петергофом расположена Стрельна. Раньше это было деревней, сейчас - часть города. В ней находится Константиновсий дворец, до революции бывший Великокняжеской усадьбой, до 90-х являющийся помещением Морского училища Арктики и Антарктики, сейчас - излюбленное место питерского артистического мира. Сюда ездили поэт Василий Кондратьев и искусствовед Иван Дмитриевич Чечот со своими учениками, возил своих друзей-иностранцев Андрей Хлобыстин, "Новые Тупые" пили водку и мечтали о большом искусстве, романтические девушки из "Фабрики Найденных Одежд" совершали прогулки в прекрасных платьях. В будущем эта усадьба, возможно, станет еще одной восковой персоной среди остальных известных дворцов и парков.

Стрельне дважды по крупному не повезло за время своего существования. Триста лет назад своим неосуществлением фонтаны были обязаны недостаткам рельефа, развалины наших дней - недостатку средств. Хотя кто знает, быть может, это был счастливый жребий. Стрельна избежала участи стать регулярным парком, но превратилась в воображаемый ландшафт.

Как многому в Петербурге и его окрестностях, начало этому процессу положил Петр1. Можно было бы вспомнить все истории, связанные с этим дворцом и парком, если бы это имело хоть какой-то смысл. Но эту местность покинули последние тени и даже табличка "Особняк Кшесинской" ничего не прибавляет нашему восприятию прошлого. Не стоит представлять, как это было. Действительность существующего ландшафта гораздо фантастичнее.

Стрельна начинается с трамвая. В трамвай лучше всего садиться в предзакатное время на остановке у метро Автово. Косое освещение особенно хорошо для посещения страны мертвых, расположенной на западе, не только в мифах, но и в реальности краткого путешествия. С трамвайного кольца виден Константиновский дворец, на таком расстоянии не внушающий ни страха, ни восхищения. Чтобы добиться лучшего впечатления, не нужно пересекать овраг и взбираться на холм по крутым тропинкам, необходимо пройти по Петергофскому шоссе влево и спуститься в парк по дороге мимо новорусских усадеб. Перекресток предоставит две возможности: сразу осмотреть дворец со стороны Нижнего парка или пройти по дубовой аллее к Финскому заливу. Не задумываясь, стоит выбрать второй.

В стране мертвых путь предопределен каналами, разрушенными и полуразрушенными мостами. С дубовой аллеи свернуть можно только у берега. Если не хотите завязнуть в замусоренном песке и вдыхать вонь застоявшейся воды, то дорожка, параллельная пляжу приведет к той же цели, но попутно даст возможность удивиться странному состоянию ландшафта. Открывающиеся взгляду пейзажи не являются природными, но и не похожи на тленные останки былой садово-парковой роскоши: они балансируют на границе живого и мертвого, а роль печальных кипарисов отпущена неизвестно откуда привезенным удивительным соснам.

На одной оси с отдаленным дворцом находится совершенно круглый остров, на него невозможно попасть, так как нет ни одного моста, соединяющего его с остальной частью парка. На нем, наверное, нет ничего достойного внимания, разве что - никогда не примятые травы. Хотя разве можно что-либо обещать? Равновесие между живым и мертвым достигается в каждый отдельный момент времени - мост, известный по прошлой поездке может рухнуть, а канал зарасти травой. Самый широкий канал, являющийся осью симметрии парка, у самого острова пересекает мост - черные, наполовину сгоревшие, доски покрытые плотной щетиной гвоздей. Необычный объект, созданный огнем и водой, напоминающий скульптуры Гюнтера Эккера.

Дойдя до границы парка, можно оставить пустынный пляж, отмеченный частыми пятнами старых кострищ, повернуться спиной к заливу и направиться к Константиновскому дворцу. Как и во всяком путешествии, чтобы достигнуть цели нужно чем-то пожертвовать. В этом путешествии жертвовать придется чувством безопасности, хотя для некоторых, не боящихся высоты, эта жертва будет мнимой - это-то как раз и характерно для столь нереальной местности. От двух мостов, лежащих на пути осталась одна только ржавая арматура. Переход через эти каналы представляет собой движение над темной водой, почти что над бездной, если припомнить сравнение со "страной мертвых".

Дворец, издалека кажущийся благодаря трем высоким аркам прозрачным, вблизи поражает своей тяжеловесностью. Разрушенные гроты с упавшими колоннами, остатками камней на кирпичных стенах, сочащейся со сводов водой, создают иллюзию подземелья, западной окраины мира - пристанища всех теней. Не следует спешить наслаждаться возникающим в этих полу-обрушившихся стенах чувством восхищения и страхом - это небезопасно. Лучше подняться по лестницам наверх и обозреть весь пройденный путь с террасы. Путешествие в страну мертвых, расчерченную по законам геометрии, окончено. Все, что будет дальше - это просто красивые пейзажи, возвращение к реальности, к трамваю № 36, который привез на запад и увезет на восток.












Gif.RU  |  Санкт-Петербург  |  краеведение


Copyright © 2000-2012 GiF.Ru
Напишите нам письмо на этот адрес





  Rambler's Top100 Яндекс цитирования