первая страница города
вернуться на первую страницу
Искусство России

карта сайта


Нажать

Мир без политики



список всех, кто есть на GIF.RU




люди
места
события
тексты
критика
феномены

краеведение
манифесты
исследования
издания
сайты











Астрахань   Владивосток   Воронеж   Екатеринбург   Иваново   Ижевск   Калининград   Кемерово   Комсомольск-на-Амуре   Кострома   Краснодар   Красноярск   Курган   Липецк   Москва   Муром   Нижний Новгород   Нижний Тагил   Новосибирск   Пермь   Самара   Санкт-Петербург   Сургут   Тверь   Тольятти   Томск   Тюмень   Ульяновск   Уфа   Хабаровск   Чебоксары   Челябинск   Ярославль   Рунет   Заграница  



 




тексты >> феномены
Санкт-Петербург




  На фоне глянца  

Глеб Морев

Время, когда ленинградский интеллигент всем местным журналам предпочитал выцветшие "Аполлон" и/или "Столицу и усадьбу", закончилось лет пятнадцать назад. Где-то с 1986 года, приходя в Публичную библиотеку, он устремлялся уже не в отдел для чтения дореволюционных журналов, а в зал современной периодики. "Политика, - точно по Шкловскому, - ушла в журнал, подталщивая себя беллетристикой", и спрос на местные "Звезду", "Неву" и "Аврору" впервые не уступал спросу на московский "Новый мир". Ленинградцы соревновались друг с другом и с Москвой за право первой ночи - с Ахматовой, Дудинцевым, Солженицыным, Лидией Чуковской, Бродским. В истории литературы петитом еще упомянут о самых напористых - в примечаниях к классике принято ссылаться на первые журнальные публикации.

Потом политика вышла из журнала на улицы, затем потихоньку переместилась в конференц-залы и кабинеты: похудев, она уже не нуждалась ни в беллетристике, ни в стихах. Толстые вообще стремительно выходили из моды - русский феномен толстого ("общественно-политического") журнала стал одним из явных лидеров этого процесса.

Про "Аврору" не знаю, но "Звезда" (род. в 1924) и "Нева" (род. в 1955) живы до сих пор. Равно как и авторы и читатели этих журналов. Кажется, что большинство авторов живет неподалеку от редакций - редкая публикация яркого непетербуржца (например, Петрушевской или Слаповского в "Звезде") становится для читателя событием. Некоторые полагают, что знают этого читателя, и даже называют вслух его имя - Джордж Сорос, но, думается, они все же преувеличивают. То есть преуменьшают.

О пользе частных инвестиций в литературу свидетельствует, тем не менее, другой журнальный проект - "Митин Журнал", издающийся в Ленинграде/Петербурге с 1985 года иждивением Дмитрия Волчека - сначала в самиздате, затем типографически, а теперь в Интернете (www.mitin.com). Самим названием, гениально подсказанным Аркадием Драгомощенко, и утверждавшим в противовес идеологизированной символике и дежурной городской топонимике союзписательского официоза приватность и иронию - явно доминирующие в постсоветском культурном пространстве тренды, МЖ был обречен на успех. Опубликованный в юбилейном 50-м номере список авторов МЖ выглядит настоящим путеводителем по новой русской литературе - от Кривулина и Эрля, Пригова и Сорокина до Парщикова и Завьялова, Ильянена и Могутина, Петровой и Воденникова.

Здесь не только печатали актуальную литературу, но и учились по-новому размышлять о ней: опробованный и привитый МЖ к советскому литкритическому дичку тип постструктурального критического дискурса был позаимствован возникшими в начале 90-х "дочерними" изданиями с философским акцентом - московско-петербургскими "Комментариями" под редакцией Александра Давыдова и Драгомощенко и сугубо питерскими "Ступенями" Павла Кузнецова, объединенными с МЖ составом лидирующих авторов (Елена Долгих, Виктор Лапицкий, Александр Секацкий, Александр Скидан).

Новые теоретики констатировали отход от пресловутой русской литературоцентричности: появление художественных - в широком смысле - журналов потверждало эти декларации. Едва ли не единственным журнальным проектом 90-х, сочетавшим петербургскую разборчивость с доскональным знанием культурного контекста и ясным пониманием задач, стал журнал о кино - "Сеанс". Основанный Любовью Аркус в 1990 году и быстро переросший цеховые рамки Ленфильма, он объединил новую кино- и арт-критику с новой литературой и журналистикой (Сергей Добротворский, Олег Ковалов, Татьяна Москвина, Константин Мурзенко, Михаил Трофименков).

Вообще же компетентный разговор об искусстве велся петербуржцами в эти годы по преимуществу в Москве. После исчезновения в 1992 году невнятного "Искусства Ленинграда" и вплоть до конца 90-х арт-критика Петербурга была сплошь партийной. Или, если угодно, академической. Что в данном случае одно и то же, так как единственная художественная партия, способная четко и энергично артикулировать здесь свои представления о прекрасном, именовалась Новой академией Тимура Новикова. Лишь ее боевые листки и временники - "Сусанин" и "Художественная воля" под редакцией изобретательного Андрея Хлобыстина - конкурировали с московской арт-прессой. С 1998 года в этом им помогает не в пример вооруженным топорами "академикам" европейски обаятельный "Максимка", выпестованный Максимом Райскиным.

Петербуржцы извечно существовали на фоне Москвы и в соперничестве с ней. В 90-е годы в этом фоне отчетливо преобладал медийный глянец, в отблесках которого провинциальный Петербург не мог не потеряться. Интеллектуальная отвага неизменно преобладала в Петербурге над коммерческим расчетом, но эту-то нерасчетливость, служившую в то же время залогом неангажированности, и приходится признать успешной составляющей петербургской журнальной стратегии. Богато декорированная речь оборачивается в этом городе сумбуром и невнятицей, гибельными для медиа-проекта. Так, выходящий с 1998 года, апеллируя (подобно "Новой Русской Книге", о коей, понятно, не сужу...) к прекрасной эпохе, и предпочитающий настаивать на своей "культурной столичности", нежели на вменяемости, "Новый мир искусства", смотрится подобно фильму киностудии имени Довженко, снятому на пленке Kodak и с голливудским бюджетом: в ролях отметились все звезды местной сцены (Екатерина Андреева, Сергей Даниэль, Михаил Золотоносов, Аркадий Ипполитов, Лев Лурье...), но в прокате - все та же категория Б. Дело, надо думать, за режиссером.












Gif.RU  |  Санкт-Петербург  |  феномены


Copyright © 2000-2012 GiF.Ru
Напишите нам письмо на этот адрес





  Rambler's Top100 Яндекс цитирования