первая страница города
вернуться на первую страницу
Искусство России

карта сайта


Нажать

Мир без политики



список всех, кто есть на GIF.RU




люди
места
события
тексты
критика
феномены

краеведение
манифесты
исследования
издания
сайты











Астрахань   Владивосток   Воронеж   Екатеринбург   Иваново   Ижевск   Калининград   Кемерово   Комсомольск-на-Амуре   Кострома   Краснодар   Красноярск   Курган   Липецк   Москва   Муром   Нижний Новгород   Нижний Тагил   Новосибирск   Пермь   Самара   Санкт-Петербург   Сургут   Тверь   Тольятти   Томск   Тюмень   Ульяновск   Уфа   Хабаровск   Чебоксары   Челябинск   Ярославль   Рунет   Заграница  



 




тексты >> феномены
Санкт-Петербург




  Люди, сайты и искусство в петербургских сетях  

Алла Митрофанова

ОПРОС питерского художественного сообщества на тему, что есть питерское искусство в Интернете привел к ответам: "один у нас кибер монстр - костя митенев", "что-то разрозненное и под сильным влиянием киберфеминизма", "в интернете у нас альтернатива и халява как впрочем и во всем в Петербурге". "в москве интернет напрягся т.к. стал политикой и ожидается, что станет бизнесом, а у нас так же как в самом начале 95-97, когда интернет был делом творческих одиночек и следов их творческих желаний." "Проектов арта в числе почти не прибавляется, т.к. вчерашние удачные не раскручиваются, а снимаются, что противоречит. Интернету как медиа, которая требует длинной раскрутки и прогонки по нетворку под разными контекстами."

ИСТОРИЯ: В техно культуре Петербурга начала 90х ориентированной на техно-клубы (Тоннель, предок клуба "МАМА"), видео искусство (Юрис Лестник, Андрей Венцлова, Константин Митенев...) и пиратского телевидения (Юриса Лесника) поворотным пунктом для интернет творчества стал проект на корабле Штюбниц (1994). Штюбниц развернул компьютерное искусство по всему фронту: от инсталляций и воркшопов до симпозиума и ночного клуба. Международное сообщество организовывалось корабельной арт командой, локальное - галереей 21. Галерея 21, установив модем, провела раздачу электронных адресов местному художественному сообществу, навербовались энтузиасты обучившие ближнего делать простейший текстовый по преимуществу html с линками (html редакторы появились через несколько месяцев). А художники живописцы провели демонстрацию против компьютеров. В 1995-6 гг. После появления первых универсальных броузеров (1994-5 гг) питерское сообщество потенциальных интернет художников охотилось на провайдеров, тогда предоставлявших только почтовые услуги, в поисках интернет входа и, наконец, повстречало хлипкую получастную тогда контору университета - Dux, где вскоре и повисли первые поделки: "Виртуальная анатомия" и "UNDINA" (ранее они повисли на сервере хельсинской медиа галереи MUU). В последствии большая часть сетевого арт производства оказалась связана с тем или другим проектом. Сетевой журнал Витруальная анатомия" был результатом концептуальной деятельности философского сообщества ориентированного на технологическую и шизоидную культурную проблематику. Основная идея журнала: освободить телесную форму от каркаса ее культурно-исторических и визуально стилевых стереотипов. Анатомия, согласно концепции журнала, в каждой культуре является художественным и описательным образом тела, различные культуры производят различные типы анатомии, которые практически не соотносятся друг с другом. В результате разотождествления тела и его анатомии, телесность становится множественной и поликонцептуальной, не имеет визуального стереотипа. Любая телесная анатомия возможна, при этом лишь должна быть найдена срединная (функциональная) метафора телесного: органы в европейской анатомии, чакры в восточном использовании, нейросеть в новоевропейском концептуальном пространстве ХХ века (коммуникативная модель). Телесность, по теории журнала, опирается на крайне пластичные исторические метафоры, и таким образом формируется пространство для дигитальной телесности.

"UNDINA" - united digital nations - это проект Кости Митенева 1996 г. Основная идея проекта состояла в том, чтобы подвергнуть классификации производящиеся в огромном колличестве в Интенете визуальные типы тела: от модного дизайна до автаров. Предполагалась аналитическая система из 9 разрядов: герои, дивы, монстры, боги, чужаки... В последствии эта коллекция легла в основу frame-коллажа "конструктор тела", где осуществлялось случайное соединение различных телесных образов поделенных на 3 части.

ВРОДЕ ГАЙДА

1) В 1997 году К.Митенев спроектировал виртуальную галерею "Bionet". Она началась как эксперимент в 3D графике, это работающее выставочное помещение, где выставлялись художники, старые выставки становились отдельныими сайтами. Таким образом появились сайты художников: Беллы Матвеевой, Тимура Новикова, Вадима Захарова, Ольги Тобрелутс, Андрея Медведева. Работа в VRmail для Кости - это художественная задача. VRML имеет характерную эстетику и поэтику пользовательского интерфейся. Так в проекте "Позитивное будущее Петербурга" он сделал ландшафт как навигационный интерфейс к наиболее актуальным художественным движениямПетербурга рубежа тысячелетий. Митенев пытается отстроить визуальную метафору современного искусства в дизайнерских средствах созданных для интернета: VRML, вебтв, характерный для дигитального искусства быстрый фрагментарный монтаж, анимация. Сейчас этот сайт по многоликости жанров доступных для интернета и разнообразию материала является наиболее полным в Петербурге.

2) Сyberfeminclub занимается поиском частных локальных или общих, но табуированных контентов, копаясь в смысловой стороне того, что такое кибер, различие, кибер женское, киберматеринское и пр. (журналы "Сyberfeminizm", "Микрополитики", "Периферия". Клубом произведена игра в стиле психологических тестов типа "знай и умей свой гендер" где опросник позволяет разделить игрока по 4ем гендерным номинациям: фаллическая мать, унисекс, сексуальный обьект и киберфеминистка. По тайным сведениям, сами киберфеминистки разделились поначалу на унисекс и фаллических матерей, но затем проведя работу над собой по разгребанию бинарных оппозиций в сознании, пришли к все-таки женской, но множественной и безотносительной к мужскому самоидентификации - киберфеминистке. Копание пограничных контентов: последовательная деятельность по созданию тематических журнальных выпусков, библиотеки текстов, создание и поддержка арт проектов, поддержка тусовочных инициатив в Интернете в жанре "арт - навигатора"

3) Множество разрозненых инициатив в интернете видятся осколками неосуществленный суперпроектов, так стройка десятилетия клуб - "Порт" в Петербурге с генератором эстетики и идеологии"машинным отделением"- кибер кафе. Кибер кафе должно было стать генератором идеологических, информационных, поведенческих, стилевых стереотипов техно культуры. Весь пафос 1-2 поколений техно-кибер культуры, транслированный группой художников "Речники", предполагалось слить в машинном отделении. Клуб просуществовал в задуманом режиме 2 месяца. Их задачи стали позже осуществляться разрозненно, осуществленные сайты теряются в сети ввиду отсутствия контекста и нетворка. Так случилось с артовым сайтом группы "Нож для фрау Мюллер", сделанного мифической студией "Гетеродин", куда по слухам слились люди машинного отделения. Радио Port fm открылось раньше клуба и закрылось позже, в целом просуществовав около года, став главным арт (радио) проектом техно поколения (супергерои эфира: dj Лена Попова, DJ Слон и др). Неосуществленный нетворк (без эстетических претензий) пытаются осуществлять несколько молодежных сайтов: Х-тербург, персональные диджейские сайты.

4) "Пушкинская 10" - это база альтернативного искусства в Петербурге, как и место выживания срединного альтернативного поколения. Киберфемин клуб создал первый сайт этого арт гнездилища, используя жанр бродилки по арт закоулкам - афишам и рессурсам галлерей и мастерских. Впоследствии сайт был заменен новым, сделанным в чистой эстетике (без иронии), с темными фонами и элегантным графическим оформлением (художник Дмитрий Шубин). Сайт имеет строго отфильтрованную базу данных по достойным деятелям альтернативного искусства, имеет афишу и возможность бесплатно получить макеты флаеров и плакатов прошлых акций.

5) Группа Дрели куда попало вписалась в Интернет с полоборота (висит в домене киберфемин клуба). Член группы Сергей Югов понял интернет динамику как уже знакомую по опыту уличному поэту: быстро, разно, рвано, фрагментарно (монтаж из окна скорого поезда) - звук, свет, слово, образ. "Дрели", собственно, создали вариант мультимедиа-поэзии, где мультимедийный монтаж и является поэтической формой, где на равных участвуют слова, свет, звук, цвет, образ.

6) "Максимка" - содержательный журнал печальных питерских интеллектуалов.

7) Николай Кононихин - человек в в интернет культуре почтенный без изъяна. Им создан музей современного искусства, где имеется экспозиция беспорных в своей святости художников 60х, наряду с актуальными проектами разыгрывающими метафоры Интернета и "виртуального": сетевое кладбище Валерия Савчука. Савчук разрабатывает версию виртуального как пробуждающего архаические топосы сознания: телесность, брутальность, смерть. Желающие могут отстроить свою могилу, написать эпитафию.

8) Старейший теоретический журнал Петербурга - "Кабинет" и ресурс Некрореализма сделаны заслуженным кинорежиссером некрореалистом Игорем Безруковым.












Gif.RU  |  Санкт-Петербург  |  феномены


Copyright © 2000-2012 GiF.Ru
Напишите нам письмо на этот адрес





  Rambler's Top100 Яндекс цитирования