первая страница города
вернуться на первую страницу
Искусство России

карта сайта


Нажать

Мир без политики



список всех, кто есть на GIF.RU




люди
места
события
тексты
критика
феномены

краеведение
манифесты
исследования
издания
сайты











Астрахань   Владивосток   Воронеж   Екатеринбург   Иваново   Ижевск   Калининград   Кемерово   Комсомольск-на-Амуре   Кострома   Краснодар   Красноярск   Курган   Липецк   Москва   Муром   Нижний Новгород   Нижний Тагил   Новосибирск   Пермь   Самара   Санкт-Петербург   Сургут   Тверь   Тольятти   Томск   Тюмень   Ульяновск   Уфа   Хабаровск   Чебоксары   Челябинск   Ярославль   Рунет   Заграница  



 




тексты >> феномены
Санкт-Петербург




  О некрореализме  

Виктор Мазин

Некрореализм возник в начале 1980-х гг. в Ленинграде, городе апокалиптических преданий и пророчеств, построенном не только усилиями классических архитекторов, но также паранойяльными конструкциями его первостроителя и фантазиями писателей.

Некрореализм возник во времена наступающих перемен и во времена пика, если не сказать пикирующего застоя. Большая Утопия умирала.

Некрореализм возник в художественной среде. В среде "Новых художников". Отцом некрореализма принято считать Евгения Юфита. Среди его ранних сподвижников были Олег Котельников, Андрей Мертвый, Евгений Дебил, Юрий Циркуль, Алексей Трупырь.

Некрореализм возник в среде панков. Об этом свидетельствуют слова лидера панк-музыки тех времен, Свиньи: "мы все находились под влиянием Юфы. Никакие панки здесь вообще ни при чем - никакие Роттоны, никакие Пистолзы. Все это Юфины телеги".

Некрореализм возник в результате того, что группа молодых людей выезжала в окрестные леса Ленинграда, где участники распивали спиртные напитки и затем носились друг за другом между деревьев, имитировали драки. Имитация драк и беготня продолжались в пригородных поездах, во дворах, на стройках, в квартирах. Это поведение, с одной стороны, можно было квалифицировать как совершенно нормальное (с учетом времени), а с другой, - как смещенное, патологичное (учитывая места действия и его имитирующий характер). Вскоре эти смещенные действия Юфит начал снимать на 8 миллиметровую кинопленку. Поначалу это было "бессознательное" искусство - кино и фотосъемки были сопутствующим развлечениям продуктом. Со временем производство расширяется. Пишутся картины, снимаются фильмы. Некропредставления переносятся на сцену "Поп-Механики" С.Курехина. Юфит учреждает свою киностудию "Мжалалафильм", на которой делает "Лесоруба" (1984), "Санитаров-обортней" (1984), "Весну" (1987), "Мужество" (1988), "Вепрей суицида" (1988). Закрытые показы параллельного некрокино в клубах, дворцах культуры, на квартирах привлекают одновременно хулиганов и интеллектуалов.

В конце 1980-х к некропрактикам присоединяются К.Митенев, И.Безруков, С.Чернов, В.Кустов, В.Маслов, С.Серп, В.Морозов, А.Аникеенко. В 1990-м году некрореализм представляет свое творчество в Государственном Русском Музее на международной выставке "Территория искусства" (куратор - Понтюс Хультен). Годом раньше несколько некроработ появились в том же музее на выставке "Новые поступления" (кураторы Е.Андреева, О.Туркина). В 1988 году Юфит впервые показывает свои короткометражные фильмы на международном кинофестивале "Арсенал" в Риге. С тех пор он будет показывать свои работы в престижных музеях мира ("МОМА", Нью-Йорк; "Стеделийк музее", Амстердам) и на серьезных фестивалях (Роттердам, Берлин, Римини). С 1990-х годов негруппировка Юфит, Кустов, Серп устойчиво приглашается на все крупнейшие выставки с участием советских, а затем и русских художников ("Стеделийк музей", Амстердам; Кунстхалле Дюссельдорф, Кунстферайн Ганновер). В 1989 г. Юфит снимает свой первый фильм на 25 миллиметров, на киностудии "Ленфильм" в мастерской А.Сокурова. Первый полнометражный фильм, "Папа, умер Дед Мороз" (1991) получает главный приз международного кинофестиваля в Римини. Этот фильм, также как и следующий, "Деревянная комната" (1995), снят на "Ленфильме". Третья полнометражная работа "Серебряные головы" вышла в 1997 г. В конце 1990-х у Юфита и Кустова проходят персональные выставки в Русском музее.

В начале 1990-х гг. спонтанный некрореализм начинает подвергаться концептуальной проработке: Владимир Кустов разрабатывает принципы "некростатики" и "некродинамики". Он же в 1999 году создает инсталляцию Музея Сновидений З.Фрейда в Санкт-Петербурге. Игорь Безруков работает с видео, Александр Аникеенко снимает фильмы в стиле раннего, "домашнего" некрокино.

Объектом эстетического описания некропрактики оказываются условия существования человека, всегда уже стоящего на пороге смерти и всегда уже демонстрирующего патологию смещенных действий. Смерть, ее логические и физиологические условия - объект исследовательского интереса Владимира Кустова. Патология поведения человека разумного - предмет художественного внимания Евгения Юфита.

Как эстетическая практика некрореализм демонстрирует двойственную природу искусственного в его противопоставлении естественному. Искусство и мертво (некро) и живо (реализм). Произведение искусства постоянно оживляется взглядами, копиями, репродукциями, описаниями, репрезентациями, похищениями, порчей, продажей, покупкой. Произведение искусства постоянно воспроизводится, повторяется, приписывается истории, канонизируется. Искусство - кино, фотография в особенности - действует ценой утраты реальности, и в этом смысле оно также всегда уже некрореалистично, равно как и патологично. Само же противопоставление естественного и искусственного применительно к человеку, эволюционирующему с помощью протезов оказывается, что и показывает некрореализм, невозможным. Символические и технологические протезы смягчают и одновременно усугубляют патологизацию прогрессирующего и регрессирующего гомо сапиенса сапиенса. Из леса вышел технопатосапиенс. Некропрактик его поджидает.












Gif.RU  |  Санкт-Петербург  |  феномены


Copyright © 2000-2012 GiF.Ru
Напишите нам письмо на этот адрес



Здесь осуществляется продажа бытовых кондиционеров на самых выгодных условиях в Москве, заходите, наши цены Вам придутся по душе!


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования