первая страница города
вернуться на первую страницу
Искусство России

карта сайта


Нажать

Мир без политики



Астрахань   Владивосток   Воронеж   Екатеринбург   Иваново   Ижевск   Калининград   Кемерово   Комсомольск-на-Амуре   Кострома   Краснодар   Красноярск   Курган   Липецк   Москва   Муром   Нижний Новгород   Нижний Тагил   Новосибирск   Пермь   Самара   Санкт-Петербург   Сургут   Тверь   Тольятти   Томск   Тюмень   Ульяновск   Уфа   Хабаровск   Чебоксары   Челябинск   Ярославль   Рунет   Заграница  



 




тексты >> впечатления
Ижевск




  Прививка концептуальным искусством  

МАША & МИРА

Небывалый взрыв эмоций и выход творческого потенциала в действие вызвал среди нас фестиваль актуального искусства Ижевск-ТЕRRИТОРИЯ, проводившийся с 23-25 марта. Не будем перечислять мероприятия, с которыми можно было ознакомиться из разнообразных афиш, проспектов и дайджестов, неустанно распространяемых его организаторами. Скажем только, что в рамках фестиваля было задействовано несколько территорий, как то: территория детей, музыки, моды, кино, литературы, художников, актуального искусства, а также виртуальная территория. Нам хотелось бы остановиться именно на территории актуального искусства, еще только зарождающегося в нашем городе. Речь идет о концептуализме.

Итак, территория актуального искусства была открыта хеппенингом "Метро", организованным творческой группой "Di.M.ART". Как признались авторы, на идею их натолкнула мысль о том, что пространство подземных переходов нашего города еще никогда (за исключением акции "Не бойся меня в темноте") не становилось пространством хеппенинга. Кроме того, оно просто-таки бездарно пропадало, искривляясь под ударами гопников, бьющих лампы, плюющих на пол и оставляющих после себя разбитые бутылки и обертки от "SNIKERS'a". У Б.Г. есть замечательная фраза: "Ведь человек - он дерево-

А дереву нужны небо и корни, - оно не может жить в пустыне-". Действительно, ведь в ижевском небе уже парят аэро- и парапланы, летают самолеты и даже воздушные шары, по земле протянулись паутинки оживленных дорог. А вот подземно-подводный мир пока как-то очень слабо задействован. Вот Дина с Малей и решили: "Так воспоем же подземелье нашего города!" - и в итоге родился замечательный сероглазый хеппенинг. Приходившие туда люди, как и положено, тут же становились его участниками: расклеивали афиши и указатели, развешивали работы художников. Потом машинист "Метро" под органичные звуки губной гармоники, дудочек и колокольчиков как сумасшедший(ая) бегал(а) по переходу, освещая фонариком картины и обалделые от суеты лица участников. Возможно, он(а) надеялся(лась), что ему(ей) повезет выхватить из мрака подземного мира узким лучом фонарика одну из бродящих там душ.

В этот же день (23.03) во дворе Арсенала проводилась акция "Art-обстрел", организованная творческой группой "Археоптерикс". Все действие ее сводилось к тому, что двое человек расстреливали из ружей шариками, наполненными розовой жидкостью, торсы гипсовых Венер. Возможно, прототипом перформенса послужила акция "Тир" московских художников, где зрители обстреливали их произведения, - она была рассказана концептуалистом Александром Сигутиным. Можно сделать шуточный вывод: обстреливать надо тоже с искусством!

На второй день фестиваля в галерее "Угол" проходила художественная акция Романа Постникова "Ordinary fetishism" ("Обыкновенный фетишизм"), "при участии автора и китайской лапша быстрого приготовления", как значилось в программе. Первым, что бросалось в глаза, были картины, развешанные повсюду, причем как "современные", так и "традиционные" (совершенно не вписывающиеся в территорию актуального искусства). Дерзнем предположить, ссылаясь на название, что автор хотел этим выразить "культовое" отношение людей к произведениями искусства, возведение их в ранг фетиша. А "вермишель", который "уже готов" (фраза из инструкции к использованию) и "который" раздавался всем, очень напоминает причащение жертвенной пищей. Больше всего нам почему-то запомнился сам Роман, разгуливавший среди зрителей с поводком в руке, на другом конце которого загадочно сверкала глазами второй организатор акции Лена Казанцева. Еще одна акция проходила в этот день в кинотеатре "Дружба". Ее подотовил Анфим Х., а называлась она "Матка". К сожалению, авторы статьи не смогли на ней поприсутствовать ввиду позднего времени и приятной усталости от предыдущих мероприятий.

25 марта территорию актуального искусства открыла концептуальная выставка Максима Веревкина "Ижевский путч". Было немного непривычно, что при входе в муниципальную галерею, где она проходила, - месте, необычном для такого вида искусства, - заставляли надевать необъятные музейные тапочки. Зато сама выставка была выдержана в истинном духе актуального искусства. Она занимала "сокрушительно" малое пространство (примерно метр на метр), продуманно организованное фотографиями в стиле "ню" с изображениями автора. Максим Веревкин, присутствующий при этом, давал интервью, из которого мы уловили, что он - "архангел, бродящий среди людей и искупающий их грехи". Несмотря на нахлынувшие в связи с этим воспоминания о героях Достоевского, мы вполне адекватно отреагировали на выставку. Хотя, глядя на ее экспонаты (похоже, автор был в их числе), совершенно забывалось название. О путче, эпатаже зрителя, как-то не думалось. Ведь сейчас никого не удивишь голым телом, разве что консервативно настроенных женщин в возрасте. Скорее, сам Максим Веревкин при общении намного более удивителен и непредсказуем.

А в галерее "Угол" этот день был особенно бурным. Все началось со спокойной выставки Романа Постникова "Lift", приглашающей участников войти в мысленное пространство всеобъемлющего металифта, существующего "одновременно во всех точках пространства и времени", предназначенного для "движения в принципе, движения по любой оси" (из дайджеста). Предлагалось разбить цепи, сковывающие нашу мысль, с целью высвободить наше тело. Такая глубокая идея действительно достойна воплощения.

Параллельно этому в другом зале проходила ретроспектива видеоинсталляции Анжелы Арсинкей "Четыре ветра в матке женщины". Надо сказать, что видеоинсталляция была выдержана в классическом скучноватом (по выражению Н.Абалаковой) духе концептуального видеоарта, - как видим, современные ижевские художники держат марку. На нескольких телемониторах был представлен видеоряд с медленно меняющимся изображением, вводящим в состояние легкой медитации. Судя по всему, не нам дано увидеть тонкую связь между инсталляцией и текстом дайджеста, где было сказано, что "женщины и ветры близки друг другу" и что "внутри женского тела движется ветер. Он находится в матке". Возможно, само движение видеокамеры от объекта к объекту выражало движение ветра, а зритель как бы оказывался внутри женской матки на позиции эмбриона. Но не будем гадать, лучше перейдем к самой бурной, завершающей части територии, на которой "бесчинствовал" и метался, словно холодный ветер в матке женщины, екатеринбургский художник-концептуалист Арсений Сергеев с видеоартом "Рука Черная".

На одном из двух мониторов шел трек с изображением его одноименного перформенса, посвященного попиранию американской поп-культуры, порождающей wide alternative (широкий спектр) боевиков, детских страшилок и игровых автоматов с расстрелом цели из пистолета (это вам не "Art-обстрел"!). Окунув руку в черную краску, он "пугал" туристов Царского Села, пачкал раковины и белые афиши, изрыгая устрашающие фразы и рычание. А рядом на экране можно было видеть то, что происходило в соседней комнате: А.Сергеев, на первый взгляд, повторял свой царскосельский перфоменс. Однако, похоже, перфоменс приобрел дополнительную окраску борьбы добра и зла, черного и белого. Автор с нечеловеческим ревом "Ненавижу Малевича! Черное на белом, белое на черном!" мазал черной рукой белую бумагу, заботливо разложенную на полу, мял и комкал ее в творческом экстазе. Потом он "пошел в народ", тряся рукой, с которой капала краска, перед лицами обалдевшей публики. Кульминацией стала схватка Арсения Сергеева с Андреем Смирновым, - Белая Рука против Черной Руки. Правда, обе Белые Руки Андрея вскоре почернели, но это вполне отвечало сложившейся ситуации, когда грязный поток американизма заполонил Россию. Роль завершающих перфоменс штрихов сыграли мазки краски на носах зрителей: Арсений предложилим "поиграть в черный носик".

Таким вот образом была организована территория актуального искусства фестиваля. Хочется только сказать пару слов о зрителях (и участниках). Ими, как правило, были "свои люди" - творческая молодежь города. Что же касается остальных сограждан, то мы просто поражены их бездеятельностью и безучастностью. Ведь фестиваль проводился для всех, а не для ограниченного числа людей. Однако же, наш инертный ижевский зритель почему-то очень боится стать акивным участником хеппенинга, ревниво оберегая свою серость и узость взглядов. В своей массе он положительно воспринимает лишь кичевые кричащие пейзажи и слащавые натюрмортики, не способные вызвать ничего, кроме несварения желудка. И, что самое невероятное, он не стремится дальше этого, оставаясь сидеть в густой тине, в которой нет места творчеству. Сограждане! Откройте глаза навстречу искусству, не бойтесь участвовать в акциях и быть акторами! Тогда наш город, да и мир вокруг нас, преобразится!










Gif.RU  |  Ижевск  |  впечатления


Copyright © 2000-2012 GiF.Ru
Напишите нам письмо на этот адрес



Быстро доставим гальку в любой район Москвы.


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования