первая страница города
вернуться на первую страницу
Искусство России

карта сайта


Нажать

Мир без политики



список всех, кто есть на GIF.RU




люди
места
события
тексты
издания
сайты











Астрахань   Владивосток   Воронеж   Екатеринбург   Иваново   Ижевск   Калининград   Кемерово   Комсомольск-на-Амуре   Кострома   Краснодар   Красноярск   Курган   Липецк   Москва   Муром   Нижний Новгород   Нижний Тагил   Новосибирск   Пермь   Самара   Санкт-Петербург   Сургут   Тверь   Тольятти   Томск   Тюмень   Ульяновск   Уфа   Хабаровск   Чебоксары   Челябинск   Ярославль   Рунет   Заграница  



 




тексты >> краеведение
Санкт-Петербург




  Закат "прекрасной эпохи" детских площадок Петербурга  

Андрей Хлобыстин

Книги написаны для тех,
кто не умеет читать.
Сергей де Рокамболь

Все помнят картину Брейгеля "Детские игры": до 19в. абсолютное большинство европейских детей были предоставлены сами себе в организации игрового пространства и предметов игры (в основном - природные объекты и различные "хозяйственные отходы"). Дети понимались как маленькие взрослые и соответственно одевались, наказывались и читали. Культура детей с ее ритуалами и фольклором существовала и продолжает существовать параллельно культуре мира взрослых, передаваясь непосредственно и изустно от поколения к поколению. Тем не менее, как оказалось - это, едва ли не самая устойчивая традиция в культуре. Современные исследования британских филологов обнаружили в детской тарабарщине элементы еврейских псалмов 17в. Считалка "эни-бени-раба", существующая в некоторых европейских языках, восходит в финикийским числительным.

В последней трети 19в. взрослые всерьез берутся за детей, выделяя их в особую "маргиналию". На смену индивидуальному, аристократическому воспитанию посредством гувернантов, "в Летний сад водивших" и казарменных приютов для обделенных судьбой, пришли демократические, гигиеничные и "гуманные" детские учреждения, педагогика Монтессори, гимнастика Мюллера и т.д. Появляются специальные разработки дизайна детских игрушек. Как нечто самостоятельное, наряду с искусством сумасшедших, первобытным и экзотическим, начинает пониматься детское творчество.

В СП б к этой эпохе относится появление первых детских садов (чуть ли не первый из них, на ул. Мастерской, упоминается в воспоминаниях А.Бенуа). Вероятно, при них и появились первые площадки для игр и тренажеров. В 1910г. газеты писали о детской площадке, открытой на Петроградской стороне кем-то из Великих Князей, где дети угощались чаем с булочками. Расцвет детских площадок относится к советскому времени, когда дело детских садов, называвшихся "очагами", освобождавших работниц для труда и передоверявших воспитание детей государству, достигло ни с чем не сравнимого размаха. К сожалению, история и оформление детских площадок начала века практически не изучены.

Ленинградские детские площадки отличает совершенно особая сказочная и магическая атмосфера, поражающая воображение даже "продвинутых" художников. Самый ранний предвестник этого стиля - гигантский многоголовый идол, выполненный скульптором круга П.Филонова, сохранившийся в Михайловском саду. Возможно, мощь этой стилистики исходит непосредственно из почвы - мало кем учитываемой финно-угорской "подкладки" СП б, обильно плодоносящей во дворах, за неоклассическими фасадами теремками, грибочками, идолами и всякой языческой нечестью. Со временем, эти многослойные произведения сотен профессиональных и кустарных мастеров, "амортизиротизированные" многими поколениями детей, ремонтами, превратились в настоящие капища. Эстетика райков и лубка (архаичное и народное=детское) в итоге оказалась определяющей. В семидесятые годы детские площадки выползли из дворов и избушки с истуканами начали захватывать площадь Искусств, Адмиралтейский бульвар и прочие официозные пространства, увлекая за собой своих адептов - детей, пьяниц и влюбленных. Интересно, что на городских детских площадках советская идеология практически не заявляла о себе, что делало их зонами вольности и свободного творчества, правда, анонимного, в отличие от детской литературы и иллюстрации.

Детские площадки можно рассматривать как вариант сада или парка. Так, для Г.Зедельмайра парк, как форма идеального взаимодействия человека с природой был главной моделью для понимания истории (упадка) европейской культуры. В урбанизированный ХХ в. как таковые можно рассматривать структуры всемирной выставки, ВДНХ, концлагеря, Диснейленда, стадиона/полигона и т.д., транслирующие глубоко традиционные модели. Cущностным же для понимания детской площадки оказывается пространство ярмарки и балагана со всеми их агрегатами, "атракционами" и "гэгами". Через эти циклических события, как известно, происходит транслирование архаических пластов сознания и телесной пластики и распределение их энергий (например, прилив крови к гениталиям при качании на качелях или кружении на каруселях в Масленицу). Таким образом, можно говорить о глубинных функциях детских площадок как:
1.адаптивно-стрессовых (работа со страхом и запретом: проверить идентичность, залезть на верхотуру, вываляться в грязи)
2.тренировочных = конвенционально помастурбировать
3.релаксирующих и контр идеологических.
По преобладанию той или иной функции в структуре детских площадок, на которые детей обычно приводят для нанесения этих структур на душу и тело, можно судить о тех или иных тенденциях в психопластике и взаимоотношениях с природным космосом того или иного сообщества, внутренне желающего так или иначе себя организовать, уберечь, усыпить, подвигнуть и т.д. Так, сейчас идет разрушение магической "экологии" детских площадок, они превращаются в руины и сливаются в своем полу бытии с "идолами" тоталитарной эпохи, уже практически исчезнувшими из ландтшавта города, типа "Мальчика с собакой" на р. Карповке или "Матери с детьми" на Манежной площади. На их месте необычайно быстро строятся составленные из типовых для всего города модулей площадки-тренажеры, напоминающие милитаризированную полосу препятствий. Они тренируют вестибуляцию, механическую ловкость и игрушечный позитивизм, хотя по холодности, жесткости и рискованности конструкций могут быть реально опасны. Каркасы этих евро-стандартных "конструкторов" раскрашены в яркие цвета, диссонирующие с цветовой гаммой города. В то же время, уходящая мифологическая пластика детских площадок дает и такие мощные ростки, как скульптурные ансамбли З.Церетели.

Объекты, расположенные на детских площадках можно рассматривать как увеличенные версии игрушек - предметов, создание которых, не смотря ни на что, до сих пор остается одним из самых вольных видов безымянного индустриального творчества. Игрушка, как в принципе лабиринтообразная машина, непрерывно сворачивающаяся-разворачивающаяся из одной точки, восходит к талисману, "чуринге". При сильном увеличении (как это происходит на детской площадке) игрушка закономерно превращается в идола. В Петербурге художники-визионеры С.Денисов и К.Шувалов, кружащие по городу и пригородам в поиске чудесных аккордов собственных состояний, атмосферных явлений и "мест силы", уделяют особое внимание следам вольного детского творчества: каббалистическим шифрам граффити, колониям наклеек, руинизированным детским площадкам. Несмотря на отказ в грантовой поддержке Сороса, они собирали уникальный фото архив, фиксирующий самых причудливых персонажей, по сути - невероятных монстров, которым может оказаться даже пень, зачем-то раскрашенный в красный цвет. Этих уродов, доживающих свой век на старых капищах и достигших на грани тлена ангелического состояния, не возможно описать, их нужно видеть и ласкать. Эти чудовища, из последних сил выполняющие свой священно-бредовый долг защитников, как раз нуждаются в таких принцессах, которые повяжут им перед смертью ленточку на шею.

Конечно, было бы возможно вывозить старых кумиров не на свалку, а куда-нибудь в чисто поле, в новостройки. Без каких-либо дополнительных денег получился бы музей под открытым небом, или инвалидное поселение, типа располагавшихся в старину на Каменном острове. Там могли бы соседствовать сталинские вазы, шестидесятнические ракеты из металлических трубок и бетонные слоники-горки, сказочные звери семидесятых и мультипликационная перестроечная сволочь... Но закат "прекрасной эпохи" детских площадок фатален.

Автор выражает благодарность Сергею Рокамболю за помощь в написании этой статьи.










Gif.RU  |  Санкт-Петербург  |  краеведение


Copyright © 2000-2012 GiF.Ru
Напишите нам письмо на этот адрес





  Rambler's Top100 Яндекс цитирования