первая страница города
вернуться на первую страницу
Искусство России

карта сайта


Нажать

Мир без политики



Астрахань   Владивосток   Воронеж   Екатеринбург   Иваново   Ижевск   Калининград   Кемерово   Комсомольск-на-Амуре   Кострома   Краснодар   Красноярск   Курган   Липецк   Москва   Муром   Нижний Новгород   Нижний Тагил   Новосибирск   Пермь   Самара   Санкт-Петербург   Сургут   Тверь   Тольятти   Томск   Тюмень   Ульяновск   Уфа   Хабаровск   Чебоксары   Челябинск   Ярославль   Рунет   Заграница  



 




тексты >> краеведение
Кемерово




  Вадим Горяев о культурной ситуации в Кемерово  

Вадим Горяев

1. Какова ситуация с современной культурой и современным искусством в Кемерово сейчас?

Собственно говоря, рассуждать о "современной культуре" как о совокупности неких составляющих облика мегаполиса черт, рассуждать не приходится. Это разумеется на мой субъективный взгляд. Мое мнение сладывается из сочетания актива и пассива наличия культурообразующих черт в Кемерово. Начнем с пассива:

- дефецит востребованности. Высшее образование в области сориентировано на техническое образование, что связано с общей индустриальной спецификой Кузбасса. Процент людей в области имеющих высшее образование = 7 (заметим, что речь идет о высшем образовании, а не об интилегенции, ее то и еще того менее). Проведя несложные вычисления обнаруживаем что среди взрослого населения города (400 тыс) мы имеем что-то порядка 2000 потенциально заинтересованных и подготовленных к восприятию индивидуумов из, которых 75 % не хотят забивать себе голову проблемами футурологического искуство и культуроведения.

- дефицит площадок. Клубы как таковые в современном понимании этого слова почти отсутствуют. Выставочных площадок 3,- Зал Союза художников, Музей изобразительных искусств, Галерея Рудольфа Корягина. Использовать первую и последнюю площадки проблематично. Музей, где-то раз в год, устраивает "громкие" проекты (в стиле Айдан - 1999 год, Звезда МГ - 2000 год), но целенаправленной деятельности по презентации современного искусства не ведет, чему способствует изрядная косность его сотрудников, (но не директора). Видеоклубов нет. Театр, (заслуживающий внимания с точки зрения "актуальности"),- один. Театр "Ложа". Сам театр в депрессивном состоянии в связи с сольной деятельностью его режиссера Е. Гришковца, но как могут, пытаются выжить. Последняя постановка осуществлена в рамках программы "Verbatim". Больше площадок кроме ДК, цирка и кинотеатров не припомню.

- дефицит стабильных источников финансирования. Сорос, Гете, Британский совет, Форд etc обосновались в геополитических центрах западносибирского региона - Новосибирске и Красноярске, российские представительства фондов, состоящих из местных функционеров естественно, замыкают круг поддерживаемых субъектов на своем городе, получая от этого моральную и материальную радость. Областной и муниципальный бюджет трещит по швам и на самом деле администрации, нет дела до современной культуры - ей детдома не на что содержать. Отдел культуры очень любит самобытные фольклорные коллективы и КВНы - массово, весело и популярно. Конторы всех крупных потенциальных спонсоров находятся в Новосибирске-Москве и соответсвенно и не очень сильно обращают внимание на ситуацию в Кемерово. Местные представительства политических движений немногочисленны, бедны и мало функциональны.

- дефицит коммуникаций. В наличии один литературно-поэтический журнал подростковой направленности ("После 12"). В отсутствии конференции, семинары, фестивали, школы и т.д. не только по современному искуству, но и вообще в гуманитарной сфере.

- как результат вышеперечисленного - глобальная миграция в Новосибирск, С.-Пб, Москву, далее везде. Нормальное руководство регионом озаботилось-бы оттоком "мозгов", наше не обращает на это внимание, озабоченое латанием дыр в бюджете социально-культурной сферы.

Ну, бог с ним. Общий негативный фон ясен. А теперь постараюсь порассуждать какой положительный эффект можно из всего этого извлечь. Итак, мы имеем в активе:

- достаточно большое количество ВУЗов, в числе которых, основное внимание нужно уделять Университету и Институту культуры. Среди студентов имеем благодарную почву для пропаганды новых идей и поиска новых авторов и коллективов.

- наличие тинейджерской тусовки и лицеистко-гимназического комплекса Университета. Практически вся тинейджерская тусовка активно осваевает пространство РЭПа со всеми его метастазами. Самую "умную" ее часть рэп уже достал, и она ищет новых сильных эмоций и увлечений. Наличие достаточно серьезного гуманитарного образования в лицеях и гимназиях, находящихся под патронажем КемГУ, позволяет расчитывать на появление в ближайшее время достаточно большой волны сориентированых на познание нового молодых людей.

- плотное сотрудничество с администрацией области и города театра "Ложа" и Университета привело к тому, что стало возможным финансирование за счет властных структур некоторых проектов. В тоже время всякому другому новообразованию придется отлаживать подобного рода возможности в течении 2-3 лет как минимум.

- наличие небольшой прослойки "продвинутых" новых богатых. В последние годы в Кемерово образовалась небольшая прослойка 25-35 летних людей, заинтересованных в организации своего досуга и развлечений, за счет которых возможно проведение разовых малобюджетных (до 400 USD) проектов разной направленности.

- Проекты по современному искусству находят отклик у директора Областного Музея Изобразительных Искусств (Л.И.Мызина). Возможно использование его залов для реализации проектов, связанных с визуальным искусством. Особенно при небольшой финансовой поддержке музея.

- наличие традиций выживания на неблагоприятном социо-культурном фоне и как следствие - полифункциональность авторов, позволяющая адаптироваться при изменении тенденций и экономической и культурной ситуации.

- Деятельность SNK-центра, созданого на базе КемГУ в 1998 году позволила несколько активизировать продвижение современного искусства в Кузбассе и консолидировать некоторые силы, существующие в городе и области на настоящий день, а также позволила установить деловые контакты с другими центрами современного искусства региона.

2. Какие проблемы перед ней стоят?

- Консолидации существующих сил. В силу сложившихся обстоятельств, потенциальные участники процесса достаточно разрознены и пытаются в достижении собственных целей идти самостоятельно, что в сложившихся условиях редко приводит к успешности проектов, а успехи и прорывы если и существуют то на локальном уровне (отдельные публикации, постановки и т.д.).

- Привлечение молодых авторов. Необходимо расширение круга авторов и коллективов, работающих в области современного искусства. Большинство ныне действующих авторов уже давно зарекомендовали себя и на региональном и на российском уровне, что, с одной стороны, является безусловно положительным моментом. С другой стороны, появление новых авторов означает появление новых идей и проектов, что безусловно влияет как на повышение интереса у массового зрителя/потребителя, так и повышение шансов привлечения потенциальных источников финансирования. Поиск новых кадров можно осуществлять в нескольких направлениях. Самыми перспективным из них является глобальное внедрение в студенческо-лицеистко-тусовочно-тинейджерскую массу путем организация проектов, привлекающих "юные дарования". Подобного рода проекты могут осуществляться и на областном уровне с целью ознакомления с потенциалом "малых" городов, которые пока находятся вне сферы внимания участников современного культурного процесса.

- Освоение и создание площадок. Существующие на протяжении некоторого времени те или иные площадки в г.Кемерово, так или иначе, в большой степени исчерпали свой потенциал форм работы, что приводит к ограничению возможностей возможных проектов. В большинстве своем они расчитаны на камерную аудиторию и комфортно вмещают не более 100 человек. Возможно пойти по пути новокузнечан - осваивать неработающие цеха и прочие пустующие производственные помещения, но это тоже не совсем подходит для целого ряда проектов. Других вариантов пока нет.

- Создание центра современного искусства. Могло бы сильно активизировать "творческий потенциал", при условии областного или муниципального статуса и соответственно бюджетного финансирования проектов и 2-3 ставок (кураторов и администратора сервера). Но, данный проект находится только в стадии постановки вопроса в прессе (пару раз в статьях о наших мероприятих промелькнули наши мысли по этой теме). Кроме того, КемГУ наверняка выделит помещение под него...

3. Какие проекты в этой области были бы наиболее эффективны по Вашему мнению?

- Презентационные. Экспозиция лучших образцов регионального, российского и мирового искусства.

- Провокационные. Проекты вызывающие спорную, неоднозначную реакцию с целью обострения внимания, интереса и создания коммуникативного повода.

- Лабораторно-опытные. В силу сложившихся тенденций развития кузбасского искусства, наиболее эффективными были бы проекты кросс-культурной направленности, находящиеся на стыке различных направлений, подразумевающии практическое взаимодействие авторов разной специфики. При этом хотелось бы дистанцироваться от деклараций "лабораторий" и "школ", придав этому процессу фестивальный статус.

4. Каковы предпосылки и возможности для проведения образовательной программы в области современнонго искусства в Кемерово?

Предпосылками для реализации образовательной программы в Кемерово являются так называемые симпозиумы SNK-центра, в рамках которых уже были предприняты попытки реализации вышеуказаных положений. SNK-центр имеет возможности задействовать всю материально-техническую базу Университета и оперировать несколькими помещениями (Концертный зал на 680 мест, 2 малых зала на 60-150 человек, один из которых оборудован и является полифункциональным и может выполнять роль и конференц-зала, и галереи, и танцпола, и концертной площадки). Кроме того, центр располагает оснащением для поддержки проекта в Internet.

5. Какой могла бы быть форма и периодичность ее проведения?

- фестивальная форма содержанием которой явилось бы практическое взаимодействие разных жанровых авторов и коллективов

- не чаще 1 раза в год, но глобальное. При благоприятном развитии событий возможна серия специализированых промежуточных акций (3-4 в год), что особенно сейчас необходимо, для создания перманентного процесса.

6. Какие ресурсы (организационные, человеческие, финансовые и т.д.) вы могли бы привлечь к подобной программе?

- Организационные - центр располагает как отлаженой инфраструкторой КемГУ, так и собственными кадрами, имеющими практику работы по организации культурных акций разной направленности (фестивали, выставки, концерты, конференции и т.д.).

- С финансовой поддержкой дело обстоит несколько труднее, но при соответсвующей проработке вопроса можно расчитывать на поддержку со стороны областной и городской администрации, а также, правда, весьма незначительные, спонсорские инвестиции.










Gif.RU  |  Кемерово  |  краеведение


Copyright © 2000-2012 GiF.Ru
Напишите нам письмо на этот адрес





  Rambler's Top100 Яндекс цитирования