первая страница города
вернуться на первую страницу
Искусство России

карта сайта


Нажать

Мир без политики



список всех, кто есть на GIF.RU




люди
места
события
тексты
издания
сайты











Астрахань   Владивосток   Воронеж   Екатеринбург   Иваново   Ижевск   Калининград   Кемерово   Комсомольск-на-Амуре   Кострома   Краснодар   Красноярск   Курган   Липецк   Москва   Муром   Нижний Новгород   Нижний Тагил   Новосибирск   Пермь   Самара   Санкт-Петербург   Сургут   Тверь   Тольятти   Томск   Тюмень   Ульяновск   Уфа   Хабаровск   Чебоксары   Челябинск   Ярославль   Рунет   Заграница  



 




тексты >> критика
Екатеринбург




  Перформанс как явление современного отечественного искусства (ЗАКЛЮЧЕНИЕ)  

Юлия Гниренко

Заключение.

В своем исследовании я попыталась представить наиболее полную картину развития перформанса, как вида искусства. Сложность изучения состояла в том, что если на западе перформанс давно уже оформился, получил официальный статус вида искусства, то в России этот процесс легализации был крайне замедлен. До сих пор нет ни крупных исследований, ни желания серьезно воспринимать вообще процессуально искусство. Несмотря на то, что в столичной школе перформанс уже состоялся, выродившись в совершенно причудливые формы, дав возможность дальнейшего развития подобному направлению в искусстве, и вряд ли будет продолжение, а провинциальные школы только осваивают процессуальный опыт, переиначивая его под ситуацию в своем городе.

Однако, совершенно уверено можно говорить о том, что перформанс, как явление отечественного искусства состоялся. И не столько перенял западные формы (можно даже говорить о самостоятельном развитии этого вида искусства на первом этапе), сколько развил собственные принципы формообразования.

На сегодняшний день процессуальное искусство представляет яркую ветвь развития актуального современного искусства в России, перейдя из разряда маргинального и курьезного искусства, не стоящего внимания, в основополагающую проблему. Мне кажется, что на данный момент складывается впечатление, что именно перформанс, в рамках которого художнику было позволено все, и зародилась основа "тупикового состояния" отечественного искусства на канун нового тысячелетия. Но я с такой точкой зрения не согласна. Мне кажется, именно перформанс дал возможность построения новых отношений со зрителем, помог расширить границы искусства, дистанцироватся все же от классической нагружености русского искусства рефлексией в сторону традиции. И то, что сейчас в столице идет угасание интереса к префомативным действиям как раз свидетельствует о достижении этих целей.

Перформанс, который, казалось, появился в отечественном искусстве вне зависимости от западного опыта, оказался той областью, где как никогда ярко проявилась возможность интерпретационного творчества. Не имея единой формы выражения, не вписывается в рамки переделенных приемов, материалов, програмности формы и материала, главная его особенность - разнообразие, и дистанцирование от каких либо норм и конвенций.

Исходя из исследования генезиса отечественного перформанса, можно отметить, что происходит странное явление - казалось бы в столичной школе, где искусство имеет более широкую плоскость применения, перформанс утрачивает новизну, оставаясь на уровне провокативности, не получая дальнейшего развития. Провокативность, как в работе уже упоминалось, была необходимым условием для появления следующего витка процессуального искусства, но именно этот фактор оказался более всего неприемлем для российского зрителя. Но именно такую специфичность отечественные художники внесли в перфомативные действия, превратив перформанс в "явление" российского искусства, или в "новый русский перформанс" (как определила в своей статье Е. Кикодзе (68)). Провокативность, которая как никогда выявила особенности менталитета и табуированности сознания, показала возможность зрителя к рефлексированию и дистанцированности восприятия, а так же желание и возможность художников выходить на решение новых коммуникационных задач и стремлению к радикальному разрешению "застоялости" в художественном процессе. Однако, на сегодняшний день все эти качества перформанса превращены в условную игру в дерзкого художника, на "моду в искусстве", на зрелищную съемку масс-медиа. Перед отечественными художниками и искусством, зараженным иновациоными процессами сейчас встают другие проблемы, такие же глобальные и серьезные, как и в 70-е, и в 90 - е годы, решить которые, как мне кажется, в рамках не обновленного перфомативного искусства, рассчитанного исключительно на "взрыв ситуации", очень сложно.

В провинциальных условиях провокативность уже рассматривалась художниками не как самоцель, а как единственная возможность для самореализации в условиях абсолютной неактуализированности культурной среды. Однако, как показывает исследование процессуального искусства в Екатеринбурге и Новосибирске, провокативность в условиях провинции конечно же предоставляет широкие возможности, но не имеет развития, так как художники сами себя загоняют в тупик - так как все же ориентируясь в перфомативных актах на столичную школу, нет изначальной установки на "вырывание ситуации". Провинциальный перформанс возникает как попытка самоиндификации художника в условиях изменяющейся художественной ситуации, в условиях увеличения разрыва между провинцией и столицей. Но именно в условиях провинции был найден выход на новый уровень комуникативности, а значит и на иной формообразующий принцип перфомативного искусства - становящегося более созерцательным и уходящим от резких провокативных действий.

68. Цит. по.: Кикодзе Е. Новый русский перформанс". - Комод # 8. 1999. С.65.










Gif.RU  |  Екатеринбург  |  критика


Copyright © 2000-2012 GiF.Ru
Напишите нам письмо на этот адрес



Лангрис - сундук где купить недорого


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования