первая страница города
вернуться на первую страницу
Искусство России

карта сайта


Нажать

Мир без политики



список всех, кто есть на GIF.RU




люди
места
события
тексты
издания
сайты











Астрахань   Владивосток   Воронеж   Екатеринбург   Иваново   Ижевск   Калининград   Кемерово   Комсомольск-на-Амуре   Кострома   Краснодар   Красноярск   Курган   Липецк   Москва   Муром   Нижний Новгород   Нижний Тагил   Новосибирск   Пермь   Самара   Санкт-Петербург   Сургут   Тверь   Тольятти   Томск   Тюмень   Ульяновск   Уфа   Хабаровск   Чебоксары   Челябинск   Ярославль   Рунет   Заграница  



 




тексты >> критика
Санкт-Петербург




  "Неофициальная столица": вместо предисловия  

Александр Боровский

С годами возникает опасность стать генералом от предисловий. Чувствую за собой такой грех. Поэтому это предисловие построю неинерционно. Вместо традиционного фраймирования ожидаемых идей и представлений по поводу заявленной Маратом Гельманом (а на самом деле постоянно лелеемой нашей локальной художественной средой) темы, сделаю другое. Выскажусь по поводу тщеты традиционной ситуационной игры по линии Петербург - Москва и обратно. Делаю это не брюзжания ради, но с искренней надеждой, что молодые коллеги опровергнут мои умозаключения.

Большинству петербургских интеллектуалов платят (когда платят) построчно значительно меньше, чем москвичам. Поэтому тема неофициальной столицы и официальной нестолицы является безусловным благом: не только тешит комплексы (город, согласно Иосифу Бродскому, "превращает в предмет гордости и почти чувственного удовольствия свою "непризнанность", отверженность"), но и играет роль пусть малого, но постоянного материального вспомоществования. Косвенным подтверждением сказанному является то, что москвичи гораздо реже касаются этой оппозиции. И без того благопреуспевают: "Повсюду зрятся новы домы,/благоутробием блюдомы" (Е.Костров).

Вот тут и загвоздка: благо - благом, но смущает благоутробный оттенок всего этого "официального-неофициального". А именно - подоплека кормления: близости к власти и финансовым потокам. У нас, дескать, всего этого нет (хотя как хотелось бы!). Зато у нас есть другое. Которое выросло как раз потому, что у нас всего вашего нет... Самоидентификация городской художественной культуры идет по методу от противного. Поэтому она заведомо ущербна.

Пятнадцать лет потребовалось, чтобы понять верхоглядство подобного метода в отношении искусства в его оппозиции "официальное-неофициальное". Вначале все было ясно: было против кого дружить, взявшись за руки. Потом оказалось: и в официальном, и в неофициальном искусстве были свои охранители и перебежчики, небожители и торгующие в храме, трудяги и паразиты. Мало того, в рядах самих неформалов геройство поведения, градус отрицания, степень ненависти к официозу перестали быть гарантами качества. Те, кто самоидентифицировались не сами по себе, а именно в пику официальным институциям, получили удар болезненнее, чем в свое время претерпевали от этих самых институций. Увы, теперь не столь важно, противуречил ли ты Хрущеву или молчал в тряпочку, лез ли ты под бульдозер в Беляево или трусливо отсиживался дома. А гораздо важнее - высидел ли ты что-нибудь свое в этом самом доме, иллюстрируя книжки в официальных издательствах. И в каком масштабе - свое. Так и случилось, что иные "вшкафусидящие", неизмеримо проигрывавшие по линии гражданских статей иным активистам, ушли в неописуемый отрыв. Они-то искали идентичность не по линии "бульдозеробойства", то есть не в масштабе антисовкового противостояния, а по принципу внутренней синхронизации с процессами мирового искусства. Они-то и выиграли. А козыряние былой принадлежностью к неофициальному, как алым знаком доблести, воспринимается как пошлость.

Вот этого я и боюсь - оттенка пошлости. Петербургское как лейбл. В конструкции "неофициальная столица", как ни педалируй обе составляющие, идентификация все же идет по упрощенному пути. Методом от противного.

В самом деле, черпать свой предмет не внутри себя, а извне - исходя из установлений и статусов, введенных еще большевиками, а тем паче, исходя из преимуществ сегодняшнего кормления, - удел незавидный. Уже упомянутый язвительный беженец писал: "В национальном сознании город этот - безусловно Ленинград; с увеличением пошлости его содержимого он становится Ленинградом все больше и больше". Найдите мне человека, который будет утверждать, что кранчик пошлости перекрыли в связи с обратным переименованием города.

Вот они, примеры "пошлины пошлости", идущие еще от 60-х.

В содержательном плане они не претерпели изменений.

Первый стереотип связан с пошлиной некой собирательной академизирующей классицистичности. Прекрасное должно быть величаво и т. д. Кто, как не мы, с нашим-то наследием... Любопытно, что искус этого рода - родовая болезнь всех питерских академий. Даже во времена позднесоветской нивелировки некоторые профессора сервильнейшей Академии (Е.Моисеенко, А.Мыльников) возвели на зыбком песке официоза по-своему величественное здание Профессиональной Культуры, Высоких Критериев, Мастерства. Куда там суриковцам. Правда, сегодня у питерской академии - московская крыша, но в целом это дела не меняет. Проблема официозной Академии - зыбкая почва: просела она, повело все здание. Куда повело - да знамо куда, к московской, лужковской торговой скороговорке. Проблема Новой академии - профессиональная почва. Все-таки надо хоть как-то рисовать, а не только декларировать прекрасное. Мало высечь Владика Мамышева (см. фильм "Золотое сечение") за небрежение гипсами, надо его научить, как говаривали староакадемические профессора, вести следок! Классицистический стереотип критиковали еще Козьма Прутков ("пластический грек") и - особенно убийственно - Иван Тургенев (желающим рекомендую обратиться к рассказу "Татьяна Борисовна и ее племянник"). Не проняло...

Живуч и либерально-интеллигентский стереотип особого питерского поведения, жеста, позы. От него засели в памяти стихи типа (цитирую по памяти и неточно, за что и прошу прощения у неопознанного автора): "Еще чего, гитара, засученный рукав, любезная отрава, засунь ее за шкаф. Пускай на ней играет Григорьев по ночам, как это подобает разгульным москвичам. А мы к стиху иному приучены с тобой..." Дескать, мы с тобой - cool, а они там... Это cool - искусственность поведения, в том числе, естественно, поведения в искусстве. Был "Сайгон", и был Бродский в "Сайгоне". Однако как непоправимо было бы, останься Бродский в масштабах "Сайгона"! Между тем, сегодня возрождается эзотерическая кружковость 70-х, как и прежде косящая(ся) под (на) Cеребряный век. Теперь это салоны, журфиксы, сюртучки, манерное лепетанье и немедленная публикация в малотиражных, слава Богу, журналах вымученной переписки тонных критикесс и томных архивных юношей.

Третье... впрочем, связанное со вторым... Особая, специфичная региональная чувственность, насквозь литературная, историчная, опосредованная, изживающая, думается, как раз комплексы асексуальности... За себя и за того парня - Д. С. Мережковского или

Вяч. Иванова, вещавших в лекторских сюртуках: "Оргиазм был в моде. Эрос решительно преобладал над Логосом". Какое там! Все мемуаристы сообща не могут вспомнить ни одной эротической реалии! Эдакий насквозь головной, в крахмальных воротничках, вымученный салонный эрос, так и не решившийся по сегодняшний день прикоснутся к живому!

Перечислять стереотипы питерского как амбициозно-нестоличного можно долго. Достаточно вспомнить истинно живое явление, и вся конструкция "неофициальная столица" со всеми сопровождающими смыслами пойдет насмарку. Когда "Новые художники" во главе с Тимуром Новиковым зубами и ногтями выцарапывали это живое, они явно не думали о культурных оппозициях. Живое заставило себя знать, позиционировало себя вне местной географии, но - в целостной картине арт-мира.

Суммирую. Поколение Тимура Новикова и Африки вырвалось в 80-е годы из закольцованного Московской железной дорогой дискурса "официально-неофициально-столичное", из этой литературоцентристской, комплексующей и компенсирующей ситуации. Сегодня наблюдается откат. Усталость? Качество самого искусства, к которому применим термин Грабаря - искусство возврата? Не знаю. Как на грех, наткнулся на цитату из "Записей и выписок" М. Л. Гаспарова: "Modern parochial states, выражался Тойнби; волостная великодержавность"...










Gif.RU  |  Санкт-Петербург  |  критика


Copyright © 2000-2012 GiF.Ru
Напишите нам письмо на этот адрес



Интересует стоимость утепления лоджии? Нет никаких проблем – мы всегда рады будем вам в этом помочь. У нас очень умеренные цены и самые качественные материалы, используемые при работе.


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования