первая страница города
вернуться на первую страницу
Искусство России

карта сайта


Нажать

Мир без политики



Астрахань   Владивосток   Воронеж   Екатеринбург   Иваново   Ижевск   Калининград   Кемерово   Комсомольск-на-Амуре   Кострома   Краснодар   Красноярск   Курган   Липецк   Москва   Муром   Нижний Новгород   Нижний Тагил   Новосибирск   Пермь   Самара   Санкт-Петербург   Сургут   Тверь   Тольятти   Томск   Тюмень   Ульяновск   Уфа   Хабаровск   Чебоксары   Челябинск   Ярославль   Рунет   Заграница  



 




тексты >> впечатления
Нижний Новгород




  Об искренности в поэзии  

Григорий Заславский

ОБ ИСКРЕННОСТИ В ПОЭЗИИ

Нижний Новгород - очередная "остановка" фестиваля "Культурные герои 21 века. В поисках Золушки". Как и в других городах - спектакли, симфонические концерты, ночная акция "Компьютерный мир" с показом местных достижений альтернативной моды и сменяющими друг друга нижегородскими ди-джеями; каждого встречают так, как раньше - космонавтов. Было несколько хороших, даже замечательных исполнителей на концерте студентов и стажеров Нижегородской консерватории, традиционно считающейся одной из лучших на просторах бывшего СССР - сразу после или рядом с московской и ленинградской. Но самые сильные впечатления - от литературного вечера, почему-то с заявленной темой "Зачем нужна поэзия?", и от гала-концерта лауреатов фестиваля "Поют драматические актеры России" в Академическом театре драмы.

ПЕСНИ

Песенный фестиваль, который носит имя Андрея Миронова и был придуман Мариной Райкиной, вошел в афишу "Культурных героев" по той простой причине, что с первых своих шагов (нынешний фестиваль - шестой по счету) был горячо поддержан властями Нижнего Новгорода. Теперь пришла пора сказать "спасибо" Сергею Кириенко и Борису Немцову, - под флагом их политического союза проходит фестиваль "альтернативной культуры".

Зинаида Фейгина, актриса Казанского ТЮЗа (в котором до сих пор - после давнего пожара - нет ни сцены, ни закулисья, даже костюмов ко многим спектаклям нет), заняла третье место. В театре, по ее словам, у нее, недавней выпускницы, почти нет ролей, да в театре они и не играют, - играют выездные спектакли для детей на когда более, когда менее приспособленных площадках. Песни для нее - наверное, необходимость как-то заполнить жизнь недостающим театром. Она спела-сыграла свою собственную песню "Я жду". Это был маленький спектакль - конечно, о несчастной любви. Запомнилась повторяющаяся просьба-желание, чтобы тот, про которого эта песня, испытал хотя бы чуточку от ее боли. И голос - джазовый, "широкий", с хорошим звучанием низких нот. К слову, похожий голос и похожей манерой исполнения отличалась еще одна актриса - из челябинского театра "Манекен", и это сходство, может быть, и подтолкнуло жюри к мысли поделить между ними третье место.

Второе место присудили спектаклю челябинского театра кукол - за спектакль "История любви. ХХ век в двух действиях". История ХХ века - это история советских лет, причем выраженная не через гимны и марши, а в любовных "дворовых" историях, в жестоких романсах (в этой связи, конечно, вспоминаешь о "культурном интересе" к уличной песенкам, - некоторое время тому назад, скажем, "жестокие романсы" вышли антологией, собранной известным киевским исследователем Мироном Петровским). Спектакль хороший и редкие кукольные "детали" вызывают, может быть, больше нежности к прошлому, чем самые пронзительные ноты. Одно только: многим москвичам челябинский спектакль, который на днях побывал и в Москве, наверняка напомнит "Песни нашего двора" Марка Розовского, которые в театре "У Никитских ворот" вышли, как и "История любви", в 97-м.

СТИХИ

Марина Кулакова, сама - известная нижегородская поэтесса, выпустившая в этом году книгу стихов, собрала, кажется, всех лучших поэтов города. Самые интересные - самые молодые, которым до двадцати. Собрались в конференц-зале местного газетного комплекса, похожего на наш, который на улице 1905 года, - чтобы "поговорить о поэзии и почитать стихи". И то, и другое получилось. "Высокая степень свободы в языке", которую отмечает Кулакова как высшую добычу поэзии и высшую победу поэта, вела поэтов не в сторону новых разоблачений "языка", а в сторону, наоборот, самоограничений, в первую очередь нравственного свойства. Что, стоит согласиться, особенно примечательно.

Это движение в сторону вечных ценностей, нравственный пафос вообще характерен для сегодняшней русской поэзии, которой, кажется, уже надоело прозябать на полях литературы. Поэты не боятся признать существование системы запретов, как основы искусства. (Об этом, в частности, статья Павла Белицкого "Новая патриотика", опубликованная летом в "НГ".)

Кто бы из наших не то, что молодых, но даже и начинавших в "искренние" 60-е мэтров мог бы еще вчера так наивно и просто, открыто написать: "Я жить бы хотел для людей, а жизнь (не расслышал. - Г.З.) случайно" (Егор Верещагин). Или, как другой поэт, Александр Курсков, в белом стихе которого есть строчка: "Зажигались фонари, пора было становиться вместе".










Gif.RU  |  Нижний Новгород  |  впечатления


Copyright © 2000-2012 GiF.Ru
Напишите нам письмо на этот адрес



Вы вряд ли сможете найти каком-нибудь магазине предложение, где бы межкомнатные двери из массива в Москве были бы настолько высокого качества, современного внешнего вида и доступной цены. Кроме как в нашем магазине, разумеется.


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования