первая страница города
вернуться на первую страницу
Искусство России

карта сайта


Нажать

Мир без политики



Астрахань   Владивосток   Воронеж   Екатеринбург   Иваново   Ижевск   Калининград   Кемерово   Комсомольск-на-Амуре   Кострома   Краснодар   Красноярск   Курган   Липецк   Москва   Муром   Нижний Новгород   Нижний Тагил   Новосибирск   Пермь   Самара   Санкт-Петербург   Сургут   Тверь   Тольятти   Томск   Тюмень   Ульяновск   Уфа   Хабаровск   Чебоксары   Челябинск   Ярославль   Рунет   Заграница  



 




тексты >> манифесты
Санкт-Петербург




  Петербург без крыши  

Манифест

Дмитрий Виленский
Ольга Егорова (Цапля)
Артемий Магун
Евгений Майзель
Наталья Першина-Якиманская (Глюкля)
Александр Скидан
Кирилл Шувалов


На питерских улицах нужно все время смотреть себе под ноги, чтобы не провалиться в какую-нибудь яму. Но иногда мы поднимаем глаза вверх и смотрим сквозь прохудившуюся крышу на низкое питерское небо.

Небо становится ближе.

Сегодня, в дни, когда неумолимо надвигается помпезное празднование 300-летия Петербурга, самое время задуматься о том, что будет с городом дальше. Официальная культурная политика нашего города проникнута духом затхлого консерватизма. В основном она сводится к реставрационным работам, установлению мемориальных досок и памятников, к спекуляциям на "великой истории и классических традициях". При этом, с 1991 года, то есть с момента возвращения Петербургу его исторического имени, не построено ни одного здания, способного соперничать с ведущими образцами европейской архитектуры, а то, что строится, представляет собой в лучшем случае боязливое эпигонство. За последние 10 лет не возникло ни одного нового влиятельного литературного журнала или газеты; литературная и интеллектуальная активность не имеет публичного резонанса и вынуждена искать себе выхода на Западе или в Москве. Немногим лучше обстоит дело с современным визуальным искусством - здесь унылый пейзаж лишь отчасти скрашивают отдельные инициативы и поддержка иностранных институций.

Риторика "возрождения Петербурга" апеллирует к "началу века", имея в виду, как правило, декоративную, удаленную во времени на безопасное расстояние эстетику "Мира искусств", дягилевской антрепризы, поэтику символистов и акмеистов. Главными брендами культурной и туристической индустрии оказываются овеянные стародавней мифологией "Белые ночи", "Ахматова", "Мариинка" и "Эрмитаж". Так, как будто не было здесь ни Мейерхольда, ни футуристов, ни обэриутов, ни Филонова, ни Бахтина, ни конструктивистской архитектуры... Этот список легко продолжить.

Избыток исторического чувства вырождается в благоговейно-антикварное, некритическое отношение к прошлому и ведет подкоп под современность. А стало быть, подрывает возможность будущего - проекта, наброска, призванного утопически предвосхищать и утверждать грядущее.

Некогда, в качестве новой столицы Российской империи, Санкт-Петербург был именем такого проекта, смелого "броска на Запад". Мы говорим "был", потому что этот проект оказался свернут и заброшен. Несмотря на ряд символических шагов, нацеленных на возвращение Петербургу былого величия, факт остается фактом: городу по-прежнему отводится роль гробницы, усыпальницы, некрополя дворянской, дореволюционной культуры.

Творческих людей не может устраивать подобное положение вещей. Необходимо широкое движение, фронт художников и интеллектуалов, специалистов, занятых культурным производством, всех, чьи интересы лежат не в области мумификации, а в творчестве и обновлении городского пространства. В открытии этого фронта можно опираться на опыт передвижников и ЛЕФа, обэриутов и Ситуационистского Интернационала, наконец, на традиции ленинградского нонконформизма 50-80-х гг.

Люди, к которым мы обращаемся - художники, писатели, музыканты, актеры, интеллектуалы - живут, конечно, насыщенной, своеобразной и интересной жизнью - но только внутри своих узких кружков. Еще с 70-х годов у российской интеллигенции выработалась привычка ухода из публичной сферы, работы в одиночку или маленькими группами. В 90-е эта привычка возродилась, не в последнюю очередь благодаря финансированию западными фондами. Не говоря уже о том, что публичная сфера оккупируется в этом случае безграмотными функционерами, сама художественная (литературная, интеллектуальная) жизнь рискует заглохнуть, не имея каналов самовоспроизводства.

Поэтому мы должны заявить о новом искусстве вслух, на улицах и площадях, совершая публичный - а значит неизбежно конфликтный, политический - жест. Мы, сегодняшние петербуржцы, видим свой город иначе, чем коррумпированные чиновники от культуры. Мы видим его горизонт разомкнутым в будущее.

Мы должны заняться систематическим проектированием городской среды - улиц, домов, скульптур, транспорта, совместных публичных акций, журналов и т.д. Власти Петербурга, со своей стороны, если они хотят возглавлять живой европейский город, а не прошедший цензурную чистку музей, должны обращаться к современным, авангардным художникам при планировании городского пространства. В европейских городах новейшим тенденциям в искусстве легко находится место среди средневековых соборов и черепичных крыш. Новое, молодое искусство, с его ориентацией на шутку, на социальную критику, на прямое действие, секуляризирует город, снимает отчуждение, открывает городское пространство, помогает жителю чувствовать себя в нем вольготно. Радикальное искусство видит улицы там, где консервативное искусство видит стены.

Сейчас нам очень важно объединиться как в позитивной деятельности проектирования, так и в негативном жесте отказа - отказа участвовать в официозном "праздновании" юбилея, с его фестивалями мороженого, соревнованиями по греко-римской борьбе и международной выставкой собак. Мы приглашаем всех, кому небезразлично настоящее и будущее города, объединить наши усилия и организовать серию художественных акций, дискуссий, литературных выступлений, направленных на преобразование городского пространства и осмысление культурной политики. Такое сотрудничество позволит нам по окончании праздничного угара продолжить планомерную работу по обновлению городской среды - открытой среды, без крыш, перекрытий и перегородок. Просим вас откликнуться и написать о своей поддержке.










Gif.RU  |  Санкт-Петербург  |  манифесты


Copyright © 2000-2012 GiF.Ru
Напишите нам письмо на этот адрес





  Rambler's Top100 Яндекс цитирования