первая страница города
вернуться на первую страницу
Искусство России

карта сайта


Нажать

Мир без политики



Астрахань   Владивосток   Воронеж   Екатеринбург   Иваново   Ижевск   Калининград   Кемерово   Комсомольск-на-Амуре   Кострома   Краснодар   Красноярск   Курган   Липецк   Москва   Муром   Нижний Новгород   Нижний Тагил   Новосибирск   Пермь   Самара   Санкт-Петербург   Сургут   Тверь   Тольятти   Томск   Тюмень   Ульяновск   Уфа   Хабаровск   Чебоксары   Челябинск   Ярославль   Рунет   Заграница  



 




тексты >> краеведение
Красноярск




  В Сибири мир движется внутри Ленинского наследства  

Софья Кишковски

Красноярск, Россия - Совсем недавно это был один из крупнейших музеев Ленина, пять этажей были посвящены исключительно первому советскому лидеру и его коммунистическому государству. Теперь это один из наиболее оригинальных, многоликих музеев России, служащий не Москве или Санкт-Петербургу, но пространству Сибири, более известному концентрационными лагерями, чем своей культурой.

Строительство музея было завершено в 1987 году к ознаменованию ссылки Ленина царем Николаем II в этот регион. Когда упала завеса с политики коммунизма, официальные власти приняли решение превратить здание в продукты обмена или музей Сибирской природы. Сегодня, благодаря его директору, профессору философии, и штату молодых архитекторов и интеллектуалов, он является Красноярским Музейным и Историческим Центром, и культурным сердцем региона. В 1998 году Совет Европы выявил его как лучший музей в Европе - вся Россия считается Европой - хотя географически Красноярск располагается на территории Азии. Музей превзошел 60 других кандидатов, включая Третьяковскую галерею в Москве, одну из семи российских знаменитостей.

Победителем этого года стал Музей Изящных Искусств в Лилле, Франция. Штат, не смотря на все расчеты, достиг нечто, похожее на чудо в процессе превращения музея Ленина в современный музей, сказал Патрик Грин, директор Музея Науки и Индустрии в Манчестере (Англия), который был одним из экспертов Европейского Совета. "В Красноярске мы увидели экспозицию такого качества, которую мы бы с гордостью показали здесь", сказал он. Михаил Шубский преподавал марксизм-ленинизм в 1991 году, когда был назначен директором этого обременительного государственного имущества. Это был ранний период как раз перед распадом Советского Союза, и посещаемость музея снизилась до минимума. "Я не хотел идти на эту работу. Никто не хотел такой работы", сказал господин Шубский, который своей лысиной и бородкой немного похож на Ленина.

Чтобы подсластить новое назначение, ему была обещана квартира, в которой его семья в то время отчаянно нуждалась. Потеряв благосклонность к Ленину и его идеологии, господин Шубский рассчитывал на огромное количество времени для завершения диссертации по действительно любимой теме, русской религиозной философии. Он получил квартиру и написал диссертацию, но едва находил время, чтобы побыть дома. Ему пришлось изучить новую специальность: современный музейный менеджмент в поднимающейся экономике капитализма. Как директор, он контролирует ежегодно до ста новых выставок на темы, варьирующиеся от истории Сибири до войны в Чечне и современного искусства. Многие из них - интерактивные мультимедиальные экспозиции. Чтобы способствовать притоку финансов в музейные операции, он предоставляет в аренду помещения всем - начиная от выставок кошек, и заканчивая политическими встречами. Лидер Коммунистической Партии, Геннадий Зюганов, например, платит за аренду места, когда приезжает в Красноярск и проводит здесь свои информационные конференции. В 1999 году музей заработал более 40 000 американских долларов.

Хотя деньги все еще остаются проблемой, Красноярску удалось запустить успешное проведение конкурса экспозиций - биеннале. В Третьей, проведенной в сентябре прошлого года, участвовали экспозиции из 80 музеев со всей России, и нескольких из Европы. "Наша идея заключалась в том, что музей - это не хранилище древностей, но то, что должно развиваться", - сказал Шубский. "Он должен привлекать культуры, субкультуры и молодежь".

Из большинства музеев Ленина (он сохранил ленинскую коллекцию), красноярский - единственный, способный привлекать толпы посетителей в пост коммунистической России. В 1999 г. около 500 000 людей посетили музей, тогда как население Красноярска составляет один миллион. Власти борются за соблюдение традиции. Ставший губернатором Красноярского края в прошлом году, генерал Александр Лебедь, далеко не любитель современного искусства, финансировал приз биеннале за преданность традиционным музейным ценностям.

Он далек от стереотипа русских провинциальных музеев, которые в общем воспринимаются как запущенные, пыльные стражи окостеневшего Прошлого, контролируемые тяжелым на подъем министерством культуры. Разухабистая история региона дает многие творческие преимущества, говорит господин Шубский. Этот регион - своеобразный "котел", в котором можно найти поляков, латышей и этнические группы с Кавказа, депортированные сюда разными режимами, в Сибири живут сотни различных этнических групп.

Еврейское Агентство Израиля располагает свои местные офисы в музее. Это смешение наций находит свое отражение и в музейных экспозициях. Биеннале привлекла внимание к другим провинциальным музеям, которые не могут конкурировать с музеями Москвы и Санкт-Петербурга, но демонстрируют творческий подход и находчивость. Выставка из Тольятти, города автомобильной промышленности на Волге, ведет посетителей через лабиринт агрессивных слов и образов, отображающих ужасы злоупотребления наркотиками. Многие художественные критики жаловались, что это была не выставка искусства, а скорее попытка достижения социального всплеска, но молодежь валит сюда толпами.

Молодые люди также привлекаются в клубы и на концерты, проводимые в музее. Существует и новый факультет в местном университете, где готовят музейных работников.

Ленин не был ни вычеркнут из памяти, ни выселен. 65-тонная скульптура "Ленин и его соратники", слишком тяжелая для передвижения, стоит в фойе с потолком, подобным тому какие можно видеть в соборах. Музейные дизайнеры работают вокруг Ленина и с ним. Поверните за любой угол лабиринтоподобного многоуровневого здания и Ленин здесь, его образ появляется на коврах, картинах и скульптурах, его слова высечены на мраморных стенах. Господин Шубский говорит, так и должно быть. "Вы не можете разрушить прошлое", - сказал он "Мы не пытаемся обернуть его во что-то политическое. Мы не говорим, что Ленин - это плохо. Ленин - это объект, с которым мы часто вступаем в диалог на художественном языке".

В качестве последней точки в этом вопросе, Ленин и его соратники были окружены детскими рисунками и причудливыми бумажными скульптурами другого национального символа, поэта XIX века Александра Пушкина. Грациозный деревянный мост ведет от статуи вверх, словно ссылаясь на "светлое будущее", обещанное Лениным.

Музей уже организовал выставку московских концептуалистов, на которой представлены работы, начиная от стилизованных воспроизведений православных икон с пробелами на месте лиц святых до искалеченных игрушечных медведей и шокирующих фотографий, изображающих бородатых террористов, избивающих ребенка, или то, что просто может выглядеть скандально. Многие сердились на эту выставку, но иконоборство - не основное средство выражения музея. Одна из наиболее успешных выставок в прошлом году, сказал г. Шубский, демонстрировала традиционные православные иконы. С тех пор как музей начал развиваться, некоторые штатные сотрудники покинули его. Но, поощряемые склонным к философии, терпимым г. Шубским, многие из первоначального штата остались работать.

Сергей Ковалевский, заместитель директора музея и профессор архитектуры, страстно увлекается картонными найденными предметами, которые очень часто становятся объектами экспозиций. Для тех музеев, которые не имеют средств, либо из-за удаленности не могут приехать на биеннале, он создал портативные картоннные мини-дисплей-модули. Каталоги выглядят как обыкновенные книги, но в действительности это запутанные конструкции в подражание работам Франка Гери, его архитектурного идола. У музея есть несколько типично советских недостатков, как, например, протекающая крыша. Непроницаемые стены не подходили для подвешивания работ и музейное оснащение было недоступно в России, поэтому господин Ковалевский и другие дизайнеры оздали портативные алюминиевые структуры, решение практическое и дешевое, т.к. производство алюминия является местной индустрией. Недавно они спроектировали взаимоскрепляющиеся деревянные бруски, наподобие мосту в фойе, и уже получают заказы от других российских музеев для своего нового магазина деревянного оборудования.

Итак, г. Ковалевский видит новые возможности в сложной ситуации. "Франк Гери теперь богат, но он стал знаменит благодаря эстетике бедности", - сказал он, "Он создавал искусство из хлама - поэтому он так привлекателен для нас. Роль музея - брать простые объекты и показывать их настоящую сущность".


Источник:
"NEW YORK TIMES" 4.01.2000










Gif.RU  |  Красноярск  |  краеведение


Copyright © 2000-2012 GiF.Ru
Напишите нам письмо на этот адрес



Приходите и выбирайте измельчители in sink erator, у нас они представлены в широчайшем ассортименте.


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования