первая страница города
вернуться на первую страницу
Искусство России

карта сайта


Нажать

Мир без политики



Астрахань   Владивосток   Воронеж   Екатеринбург   Иваново   Ижевск   Калининград   Кемерово   Комсомольск-на-Амуре   Кострома   Краснодар   Красноярск   Курган   Липецк   Москва   Муром   Нижний Новгород   Нижний Тагил   Новосибирск   Пермь   Самара   Санкт-Петербург   Сургут   Тверь   Тольятти   Томск   Тюмень   Ульяновск   Уфа   Хабаровск   Чебоксары   Челябинск   Ярославль   Рунет   Заграница  



 




тексты >> интервью
Чебоксары




  Интервью с Юрием Евлампьевым  

Николай Лоболев

Юрий Евлампьев: Каждое следующее поколение фотографов, впитав предыдущий опыт, должно идти дальше своих предшественников

"ВСЕМИРНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ХУДОЖНИКОВ. Художники мира всех времён и народов" содержит точные биографические и библиографические данные о художниках всего мира (живописцах, скульпторах, графиках, архитекторах, фотографах и других деятелях прикладных искусств) со времен античности по настоящее время. Около 6000 статей каждого тома содержат информацию о более чем 500 тысячах художников. Энциклопедия "Allgemeines Kunstlerlexikon" (AKL), издаваемая с 1992 года, является самым обширным, достоверным и авторитетным изданием о художниках всего мира, общий объём которого составит более 100 томов (один том содержит около 600 страниц).

В томе 35 (Eschka - Ezenwa), изданном в 2002 году издательством SAUR (Мюнхен, Лейпциг), представлена статья о фотохудожнике из России (Чебоксары) Юрии Евлампьеве, основоположнике чебоксарской фотографической школы.

Корреспондент: Ваше имя, известное больше на российских фотографических просторах, малоизвестно для широкой общественности в Чебоксарах. Расскажите немного о себе.

Юрий Евлампьев: Творческой фотографией начал заниматься в 1973 году в народной фотостудии "Мещера" (Рязань), руководимой известным российским фотографом Виктором Агеевым. В 1977...1979 гг., находясь у истоков возникновения группы "Факт" (Йошкар Ола), я сгенерировал основные её творческие принципы, которые успешно репродуцировали остальные члены группы в течение последующего десятилетия совместной работы.

В 1980...1990 гг. формировал фотографическую школу в Чебоксарах. Основными характерными чертами этой творческой школы стали: стремление к метафизической фотографии, культивирование индивидуальных изобразительных программ, использование предметной черно-белой фотографии.

В 1991...1994 гг. (период "Затишье") был связан с преподавательской деятельностью в Академии фотоискусства (Чебоксары), а также занимался разработками в области измерения мощности импульсного света, широко применяемого при фотографических съёмках объектов с недостаточной освещенностью.

В период "Локальный" (Чебоксары, 1995...2001) сгенерировал и начал работу над глобальным проектом "Чебоксары как феномен фотографического бытия", основной целью которого является популяризация чебоксарской фотографии и чебоксарских фотографов. Этапными выставками этого периода стали - "Фотографическая выставка Команды Р" (Чебоксары, 1995) и выставка "Пришедшее", (Чебоксары, 2001). В 1996 году являлся стипендиатом государственной стипендии президента России в номинации "Деятель культуры и искусства России". В этот же период мною были организованы творческие группы: "Команда Р" (10.1994...06.1995) и "Команда 605" (06.2001...06.2002)

Корреспондент: Мне известно, что с 2002 года чебоксарское фотографическое бытиё перешло в период "Открытый". Какова концепция этого периода и что уже сделано?

Юрий Евлампьев: Историю периода "Открытый" будут строить чебоксарские фотографы шести поколений. Для чебоксарских фотографов новый период должен стать возможностью продолжения формирования своих наработок в части произведённого выбора, а также этапом генерации модифицирования своего творчества, в основе которого должна стоять чебоксарская фотографическая школа. Период "Открытый" будет базироваться на принципе открытой архитектуры с обязательным фактом прогресса в диапазоне от освоения новых фотографических направлений в творчестве до освоения новых фотографических технологий. Открытая архитектура, не привязывая конкретного фотографа к определённому географическому месту или к определённой команде, позволит мобильно концентрироваться на нужном направлении своего развития и тем самым достигать предсказуемого результата с демонстрацией факта прогресса. Открытая архитектура, в конечном итоге, должна сформировать благоприятные условия для продвижения современного фотоискусства в провинциальный поволжский городок Чебоксары, а также условия для продвижения имён чебоксарских фотографов в историю российской фотографии.

Важным элементом концепции периода "Открытый" является идентификация сгенерированных творческих шагов фотографа. Этот элемент был плодотворно реализован в проекте "Команда 605" в рамках II-го международного фестиваля фотографии "PRO ЗРЕНИЕ" (Нижний Новгород, 2002). Другой значимый элемент в концепции - генерация идей и технологий. Удобная форма озвучивания этого элемента - семинар по творческой фотографии. В ноябре 2002 г. мной был организован и проведён первый научно-практический семинар "Фотографы с двух берегов одной реки. Чебоксары, Йошкар-Ола" (обзор семинара опубликован в журнале "Новый ЛИК, 2002, N2").

Корреспондент: Чебоксарские фотографы в последние полтора года встречаются в стенах художественного музея. Чем приглянулось для них это место?

Юрий Евлампьев: Чебоксарские фотографы изначально были соориентированы на фотографическое искусство. А оно является частью изобразительного искусства. Поэтому логичным было решение встречаться в художественном музее - храме изящных искусств. С другой стороны, Чувашский государственный художественный музей ещё в начале 80-х начал сотрудничать с чебоксарскими фотографами, и в нём сформировались определённые традиции популяризации фотоискусства. В-третьих, фотография как искусство, построенное на определённых технологиях, получила бурное развитие с приходом информационных технологий и эти технологии стали культивироваться в художественном музее. И я думаю, обоюдное сотрудничество в этой области будет полезным обеим сторонам. Чебоксарские фотографы, к примеру, могли бы озвучить свой опыт в области оцифровки реальных объектов, изображений, документов. Накоплен немалый опыт по биографической и библиографической идентификации творческих персоналий и формированию специализированных архивов. Также имеется опыт по формированию, вёрстке художественных каталогов и представлению многогранной деятельности музея в виртуальном интернет-пространстве. Художественный музей, в свою очередь, мог бы выступить в роли популяризатора творчества чебоксарских фотографов как на основе вновь создаваемых коллекций, так и тех коллекций фотографов, которые имеются в запасниках музея.

Корреспондент: 2003 год - год юбилейный для чебоксарских фотографов: 25 лет совместной творческой деятельности. Каковы планы у фотографов?

Юрий Евлампьев: В 2003 году наложились, по крайней мере, два события: с одной стороны это 25 лет совместной творческой деятельности чебоксарских фотографов, а с другой - в 2003 году Чебоксары на конкурсной основе признаны культурной столицей Приволжского федерального округа. Являясь куратором проекта "Чебоксары как феномен фотографического бытия", я сделал предложение группе чебоксарских фотографов выступить с персональными выставками в этот примечательный год. Предложение было воспринято и в настоящий момент каждый из них начал формирование своей выставки. Персональные выставки будут нацелены на идентификацию творчества автора, выявление характерных стилевых признаков в его работах, а также на популяризацию фотографического искусства в своём родном городе. Важным моментом 2003 года станет переход чебоксарских фотографов от аналоговой фотографии к технологиям цифровой фотографии, предпосылки для этого имеются: в Чебоксарах появились полноценные цифровые "минилабы". На первом этапе внедрения этих технологий первичный материал ещё будет фиксироваться на традиционную плёнку, но с последующей оцифровкой и предпечатной подготовкой, а на втором - на всех этапах технологической цепочки будут присутствовать только цифровые технологии.

Корреспондент: Имеется ли преемственность в шести поколениях чебоксарских фотографов?

Юрий Евлампьев: В начале восьмидесятых прошлого столетия сформировалась чебоксарская фотографическая школа, которая приобрела с первых шагов свою уникальность и была замечена не только в нашей стране, но и на Западе. Появилось немало фотографов - последователей этой школы далеко за пределами Чебоксар. Однако не каждый в шести поколениях чебоксарских фотографов смог рассмотреть плодотворность концепции этой школы и последовать ей. В результате эти фотографы не смогли выйти на российский уровень. Во второй половине девяностых с появлением технологии массовой фотографии на основе "мыльниц" и "минилабов" как будто бы каждый второй стал за одну ночь фотографом, но эта технология оказалась призраком: она не принесла новых фотографических имён Чебоксарам. Не содействовали формированию творческих фотографов и специальные фотоконкурсы "Народная фотография". Фотограф, как и художник, формируется в течение многих лет и при условии, что рядом есть учитель и что в самом человеке есть стремление стать творцом. Сегодня среди последователей чебоксарской фотографической школы в Чебоксарах есть и школьник, и пенсионер, и люди иных возрастов. Важно лишь то, что каждое следующее поколение фотографов, впитав предыдущий опыт, должно идти дальше своих предшественников. Таков неумолимый ход истории.

1 марта 2003 года, г. Чебоксары


Источник:
Photographer.ru










Gif.RU  |  Чебоксары  |  интервью


Copyright © 2000-2012 GiF.Ru
Напишите нам письмо на этот адрес



Приобретаемая в городе Сочи жилая недвижимость станет отличным вложением в инвестиции.


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования