первая страница города
вернуться на первую страницу
Искусство России

карта сайта


Нажать

Мир без политики



Астрахань   Владивосток   Воронеж   Екатеринбург   Иваново   Ижевск   Калининград   Кемерово   Комсомольск-на-Амуре   Кострома   Краснодар   Красноярск   Курган   Липецк   Москва   Муром   Нижний Новгород   Нижний Тагил   Новосибирск   Пермь   Самара   Санкт-Петербург   Сургут   Тверь   Тольятти   Томск   Тюмень   Ульяновск   Уфа   Хабаровск   Чебоксары   Челябинск   Ярославль   Рунет   Заграница  



 




тексты >> впечатления
Самара





Инсталляция вслепую


  Инсталляция вслепую  

Федор Ромер

Время новостей, 14.04.2005

Самарские художники работают в соавторстве со слабовидящими подростками.

Боже, как чудна наша Россия! Кто бы мог представить, что в Самаре уже третий год на самом высоком – правительственном – уровне проводится мероприятие, официальное название жанра которого звучит совсем по-пелевински: окружная ярмарка бизнес-ангелов и инноваторов. Ну, инноваторы – это понятно кто, всякие местные кулибины. А бизнес-ангелы (термин, придуманный самим полпредом президента в Приволжском округе Сергеем Кириенко) – меценаты, без чудесного вмешательства которых инновативные разработки так и останутся на бумаге и в головах. На встрече под кодовым названием "Российским инновациям – российский капитал" торгуют самыми разнообразными вещами, от новых космических технологий и патентов на модели микросамолетов до копирайта на переносную пуленепробиваемую кабинку для переговоров (!). Но в этом году на ярмарке, открывающейся как раз сегодня, есть один стенд, имеющий непосредственное отношение к газетной полосе "Культура".

Самарский региональный общественный благотворительный фонд "Центр современного искусства" представляет проект "Визиология", задачей которого является привлечение внимания публики к феномену зрения. Разными средствами – от специальных выставок-инсталляций до авторских объектов, которые предлагается размещать в оптиках и поликлиниках. Занятно, конечно, что о визуальности заговорили именно современные художники, в произведениях которых оптическое измерение порой уступает по важности интеллектуальному, – об артефактах из сферы contemporary art много думают и говорят, а смотрят на них походя и мельком. Но уникальность проекта бывших самарских живописцев, а ныне фотографов и инсталляторов Нели и Романа Коржовых еще и в том, что он преодолевает тесные тусовочные границы "актуального искусства". Главным идеологом (ну и, конечно, первым бизнес-ангелом) затеи выступил главный офтальмолог департамента здравоохранения администрации Самарской области и главный врач Самарской клинической офтальмологической больницы имени Т.И. Ерошевского, доктор наук Андрей Золотарев. А полноценными соавторами Коржовых стали подростки из школы-интерната для слабовидящих. И это на моей памяти первый случай, когда медики, их пациенты и художники работают в идейном и эстетическом единстве. Собственно, возможность такого симбиоза и есть тот "товар", с которым Центр современного искусства вышел на ярмарку.

Но прежде уже были две пробные выставки в Самарском областном художественном музее под общим названием "В поле зрения". Описать показанное на них одновременно и просто и сложно. С одной стороны, это конструкции, минималистичные до брутальности – нечто похожее на огородную теплицу, обтянутую в первом случае тончайшей калькой, а во втором – полупрозрачной зеркальной пленкой. Внутри – сквозные пролеты, заглянуть в которые можно, а войти нельзя. Зрители должны, прижимаясь к стенкам, передвигаться по периметру этого недосягаемого лабиринта, занимающего почти весь зал. Внутри сооружения, хрупкого и одновременно тревожного, – блики света, вертящийся на веревочке зеркальный кубик, тени и сбивающие с толку своей безразмерностью множащиеся алюминиевые решетки корпуса. Это в буквальном смысле необозримое, несмотря на свою относительную компактность, и уж точно умонепостигаемое Нечто – образ мира, с которым живут люди, почти лишенные зрения, созданный с их слов и по их описаниям. Но рассказать о нем нельзя – незримую инсталляцию Коржовых нужно увидеть. Вернее, прочувствовать, как ни нелепо звучит это слово применительно к инсталляции.

Есть такое модное понятие – арттерапия. Это когда художники при помощи своего искусства помогают больным – детям-аутистам, глухим, слепым, тем, кого общество считает психически неполноценными. Тут произведение обращено к больному – не с тем, чтобы исцелить (чудес не бывает!), но чтобы облегчить муки, прежде всего психологические. "Визиология" Коржовых построена по прямо противоположному принципу. Выставки адресованы здоровым, которые на пять-десять минут должны почувствовать себя если не больными, то физически хрупкими, тленными, несовершенными. Чтобы мир на глазах потерял четкие очертания, а встречающиеся на пути странные объекты не укладывались в картезианские дефиниции.

Это, конечно, анархическая логика современного искусства. Но одновременно и очень гуманистическая, трепетная. Пожалуй, даже христианская. Впрочем, все, умолкаю, а то бизнес-ангелы разбегутся.










Gif.RU  |  Самара  |  впечатления


Copyright © 2000-2012 GiF.Ru
Напишите нам письмо на этот адрес





  Rambler's Top100 Яндекс цитирования