первая страница города
вернуться на первую страницу
Искусство России

карта сайта


Нажать

Мир без политики



список всех, кто есть на GIF.RU




люди
места
события
тексты
издания
сайты











Астрахань   Владивосток   Воронеж   Екатеринбург   Иваново   Ижевск   Калининград   Кемерово   Комсомольск-на-Амуре   Кострома   Краснодар   Красноярск   Курган   Липецк   Москва   Муром   Нижний Новгород   Нижний Тагил   Новосибирск   Пермь   Самара   Санкт-Петербург   Сургут   Тверь   Тольятти   Томск   Тюмень   Ульяновск   Уфа   Хабаровск   Чебоксары   Челябинск   Ярославль   Рунет   Заграница  



 




тексты >> критика
Екатеринбург





Создает языки, улучшает имидж


  Создает языки, улучшает имидж  

Роман Агузаров

Современное искусство – необходимая составляющая привлекательного городского имиджа. У Екатеринбурга есть все предпосылки для того, чтобы такой имидж приобрести

Множество городов, чье экономическое процветание строилось некогда на индустриальном производстве, нуждается теперь в"перекодировке" культурного и бытового ландшафта. Опыт индустриальных центров (например, британского Бирмингема, см. "Фокус Бирмингема", "Э-У" #48 от 20.12.04) показывает: культура не относится к категории "социальных иждивенцев" – она может стать активным партнером для всех отраслей урбанистической экономики. Эффективно работающий имидж – это имидж города высококультурного, открытого для творческой мысли.

Формирование такого имиджа напрямую связано с проявлениями современного (актуального) искусства – именно оно создает новые языки, вербальные и образные, необходимые для осмысления и"называния" стремительных перемен в жизни, способствует снижению уровня консерватизма в обществе.

Тут для разъяснения ситуации и определения в терминах необходимо сделать небольшое теоретическое отступление.

В международной практике есть два разных понятия: modern art и contemporary art. Первое обозначает искусство, созданное в данный момент или некоторое время назад. Второе, хоть и переводится на русский тем же словосочетанием, имеет другой оттенок: подразумевает искусство, прокладывающее новые пути и творящее новые способы коммуникации. В русском языке этот смысл выражен понятием "актуальное искусство" (хотя термин "современное" тоже используется, что вносит некоторую путаницу).

Кроме инновационности можно выделить еще несколько признаков актуального искусства: оно непосредственно соотносится с сиюминутной проблематикой, теоретически осмыслено и вписано в современный философский и социальный дискурс; часто интерактивно и технологично – материалом и инструментом для художника становятся компьютеры, видеоизображения или, скажем, биотехнологии. Плюс – отсутствие коммерческой составляющей и заискивания перед вкусами зрителей.

Екатеринбург – один из крупнейших городов России и обладает значительным культурным капиталом, но начинает уступать позиции другим мегаполисам. Мифология "опорного края державы" и культ "царственных страстотерпцев" задают ему мрачный и односторонний имидж. Город не только не привлекает потенциальных гостей, но и не способен удержать собственный человеческий ресурс: наиболее успешные и креативные люди его попрежнему покидают.

Актуальное искусство: вчера...

В 90х в Екатеринбурге заявились сразу несколько ярких художников, позже подтвердивших художественный масштаб. Например, всемирно известная арт-группа "Синие носы" состоит из нескольких уральцев и сибиряков по происхождению. Авторы большинства работ – постоянный дуэт Вячеслав Мизин и Александр Шабуров. В 90е оба были прекрасно известны в Екатеринбурге: участвовали в той разновидности художественной жизни, которую можно причислить к"акционизму". Совместно с Александром Голиздриным, незабываемым голышом и Ихтиандром, и"наивным" художником Олегом Еловым организовывали хеппенинги и совсем уж неподдающиеся жанровому определению проекты: например, с арт-группой из Европы, материалом творчества выбравшей мусор. Сначала в распоряжении екатеринбуржцев оказалось содержимое богатых швейцарских помоек: наши художники работали с еще пригодными к употреблению телевизорами и магнитофонами.

Европейцев, приехавших с ответным визитом, восхитил здешний размах: в качестве мусора у нас выступал, например, брошенный танк. Александр Шабуров прославился и сольными арт-программами: трудно забыть расклеенные по всему городу листовки с надписью "Шабуров Саша Христос" и портретом автора.

...сегодня

Ныне всплеск актуальности сошел на нет. Одни успешны и знамениты в столицах и за рубежом, другие "ушли из большого арт'а". И дело не только в персоналиях: энтузиазм и эйфория открывающихся возможностей, характерные для культурной жизни 90х, не могут длиться вечно. Пришло время построения системы, необходимой для успешного функционирования художественной жизни. В нее кроме создателей искусства входят кураторы, культурные институции, фонды, властная поддержка, а также зрители, готовые к восприятию нового. Как выглядят эти составляющие?

Создатели – это прежде всего арт-группы "Куда бегут собаки" и"ЗерГут", известные в стране и за рубежом участники престижных проектов, таких как Первая московская биеннале современного искусства. Ильдар Зиганшин актуален в фотографиях и авторском дизайне, Петр Малков – в скульптуре и, как ни странно, в традиционном батике. В жанре перформанса работают театральные и танцевальные группы ("Театр #3", "Арт-Фабрика"). Есть и другие творческие единицы, стремящиеся и потенциально способные вписаться в художественную систему актуального искусства.

С кураторами и культурными институциями на небогатом общероссийском фоне Екатеринбург выглядит неплохо. Семь лет работает Екатеринбургский филиал Государственного центра современного искусства (ЕФ ГЦСИ). Художественный руководитель этой общероссийской организации Леонид Бажанов – не только один из лучших экспертов, но и энергичный деятель, усилиями которого удалось продвинуть идею необходимости актуального искусства и его институционирования на уровне страны.

Нет ни одного горожанина, не знакомого с проектами "Длинные истории Екатеринбурга" и"OUT VIDEO". Первый – это живопись и графика на бетонных заборах, столь привычных для городского пейзажа. Лучшие эскизы выбирались на общероссийском конкурсе. Участие во втором проекте – показе 30секундных видеофильмов (временной формат обычного рекламного ролика) на сети наружных экранов "ИгРек Синема" – результат победы уже в конкурсе международном. Авторы идей Наиля Аллахвердиева и Арсений Сергеев до прошлого года возглавляли ЕФ ГЦСИ, а сегодня работают как независимые кураторы. И продолжают инициировать яркие проекты: ландшафтная скульптура Анатолия Вяткина "Памятник Клаве" любима горожанами и оценена членами отборочного совета Ежегодного всероссийского конкурса на присуждение премии в области современного изобразительного искусства "Инновация" (внесена в список номинантов).

Нынешние руководители ЕФ ГЦСИ верны стратегии освоения новых пространств. Так, художественная акция "Полный бетон", прошедшая в пустующей бетонной коробке бывшего ночного клуба "Малахит", объединила лучшие креативные силы города как создателей, а очень разную аудиторию (от студентов до представителей городских властей) – как потребителей современного искусства. Сейчас филиал готовит крупный проект, предполагающий конкурс международного масштаба: брендинг заводов города и области посредством современных художественных технологий. Директор ЕФ ГЦСИ Алиса Прудникова: "Мы не в состоянии уйти от индустриального наследия, но можем использовать его в арт-стратегиях. Актуальное искусство и заводыгиганты могут быть интересны и полезны друг другу".

Теперь о зрителях. Актуальное арт-предложение рождает спрос. Основу аудитории составляют студенты и недавние выпускники: Екатеринбург попрежнему остается городом многочисленных вузов, в том числе творческих. Немалую часть зрителей поставляют Гуманитарный и Уральский государственный университеты. Последний также "кует" кадры: факультет искусствоведения и культурологи под руководством профессора Сергея Кропотова считается в стране одним из сильнейших, если не самым сильным. "Взрослая" составляющая аудитории тоже налицо и постоянно растет: люди, давно вышедшие из студенческого возраста, посещают не только презентационные, но и образовательные мероприятия ЕФ ГЦСИ.

Самым слабым звеном в системе остается поддержка искусства на официальном уровне: в чиновничестве нет понимания современного искусства как явления. Отсутствуют фонды, городские фестивали, нет помещений, где можно было бы экспонироваться. Хотя за последний год произошло несколько обнадеживающих событий: городское управление культуры поддержало несколько проектов ЕФ ГЦСИ, а администрация города инициировала разработку концепции создания и функционирования здания центра современного искусства.

...завтра

Опыт создания центров современного искусства – мультидисциплинарных, с интернациональной программой деятельности – распространен в Европе и Америке. Именно они часто становятся основным инструментом реализации государственной или городской культурной политики. В последнее десятилетие прошлого века такие центры стали появляться в Восточной Европе: в 93м в Будапеште появился Музей современного искусства не только с экспозиционными функциями, в 95м – Центр современного искусства в Варшаве. В Москве ГЦСИ приобрел собственное здание в 2004м.

Заместитель начальника управления культуры Наталья Смирнова так прокомментировала состояние дел в Екатеринбурге: "Создание Центра современного искусства входит в стратегический план развития города. Сразу после защиты проекта в администрации города (она назначена на июнь этого года) первоочередной задачей станет поиск инвесторов и партнеров. Наиболее привлекателен для нас вариант сотрудничества с Государственным центром современного искусства: мы одинаково понимаем цели и задачи деятельности.

И официальная встреча с заместителем начальника управления современного искусства Александром Заволокиным, директором ГЦСИ Михаилом Миндлиным и Алисой Прудниковой, прошедшая в конце прошлого года в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии, наше единодушие подтвердила".

Будем верить: если не завтра, то послезавтра у актуального искусства появится совсем другой масштаб деятельности. Тогда Екатеринбург, приобретя достойный его имидж, повысит конкурентоспособность. Все необходимое у города для этого есть.










Gif.RU  |  Екатеринбург  |  критика


Copyright © 2000-2012 GiF.Ru
Напишите нам письмо на этот адрес





  Rambler's Top100 Яндекс цитирования