первая страница города
вернуться на первую страницу
Искусство России

карта сайта


Нажать

Мир без политики



Астрахань   Владивосток   Воронеж   Екатеринбург   Иваново   Ижевск   Калининград   Кемерово   Комсомольск-на-Амуре   Кострома   Краснодар   Красноярск   Курган   Липецк   Москва   Муром   Нижний Новгород   Нижний Тагил   Новосибирск   Пермь   Самара   Санкт-Петербург   Сургут   Тверь   Тольятти   Томск   Тюмень   Ульяновск   Уфа   Хабаровск   Чебоксары   Челябинск   Ярославль   Рунет   Заграница  



 




тексты >> пресса
Екатеринбург




  Не гексоген, но взрывает  

Вячеслав Курицын

Искусство может быть всяким, но не может быть скучным - доказывают Курицынские чтения

В истории курчтений немало обратных ходов и течения вспять. Придумал Курицынские чтения не сам Вячеслав Курицын, литератор уральского происхождения и московской прописки, а Александр Шабуров, художник тоже теперь столичный. Традиция завязалась с пародии на жанр массовой акции - то есть на себя, и на начальном этапе посвящена была Курицыну любимому. Один из докладов назывался так: "О Бажове и Курицыне как показательных фигурах уральского постмодернизма". Раз от раза мероприятие серьезнело, но легкий и приятный налет игры сохранялся. Выбрав периодичность биеннале, чтения умело поддерживали интерес к себе и не давали захиреть акции, которая медленно, но верно из междусобойчика вырастала до мероприятия "большого общественного значения".

При всех "частных интересах" организаторов (Курицын: "Я в свое время в Свердловске получил мощный энергетический заряд и хочу повторить: акция и "акционеры" занимаются важным делом, а именно формированием культурного пространства, единого для столицы и регионов. Курчтения работают если еще не как катализатор, то уже как проявитель. Из общего фона вычленяются несколько главных факторов, влияющих на культурный процесс. Это состояние общества, которое не политики, но деятели искусства характеризуют как "новейший застой". Это всемирная сеть, в которой немало и культурных нитей ("Раньше богатые покупали картины, а теперь картинки: образы, изображения"). Это, наконец, внутренняя настроенность искусства на привлечение внимания ("Книга, какой бы гениальной ни была, не имеет смысла, если ее никто не читает"). На первый план выходит "шок-арт": искусство имеет право быть всяким, но не имеет права быть скучным.

Культурный мессидж столицы в провинцию в 2003 году выглядел так. День первый - театральный. Московский "Театр.doc" поставил по проекту Курицына спектакль с меняющимся в зависимости от места демонстрации названием: "Москва сегодня", "Челябинск сегодня", "Екатеринбург сегодня". Впрочем, слово "поставил" неверно: нет постановки как таковой, нет репетиций, просто собираются три непрофессиональных артиста и рассказывают историю из жизни. Таким образом, по задумке автора, они рисуют портрет социальной среды обитания. Зал ведет себя не по традиционной схеме "пришел, сидит, кашляет, хлопает". Полная интерактивность: зрители вступают в диалог с героями, коих знают лично, а самые темпераментные отвоевывают место на сцене. Эстетическая позиция заявлена откровенно: не так, как обычно. Можно было бы, как вариант, помолчать минут 40 и разойтись, но в век информации предпочли все же поговорить. Курицын при этом собирает разрозненные куски действия в нечто, как ни странно, цельное, попутно разговаривая по мобильному телефону. Каков смысл происходящего? Да нужно ли его искать? Мы просто прожили отрезок жизни вот таким образом. Не самым худшим, кстати. И точно не скучным.

День второй - литературно-научный. Непосредственно чтения: доклады на тему "Путин и другие. Образы власти". Среди выступающих ученые, преподаватели УрГУ, писатели, студенты. Среди приглашенных фигура одиозная, без которой, однако, обсуждение было бы однобоким, - писатель, политик Александр Проханов.

Начали по-честному: с президента и олицетворяемой им власти. Без злобствования и идолопоклонства, "на объективной научной основе", но с явно оппозиционным подходом, как и положено интеллигенции. Политические игры присутствующих не волновали, речь шла об общественном преломлении темы власти. Один из докладов был посвящен тайне власти и власти тайны. В визуальном мире власть становится зрелищем. Политический детектив - основной сюжет уже не фильмов, а новостийных программ. Кажется, будто любой шаг верхушки отслежен. Но чем больше власть разоблачает себя, тем более закрытой оказывается. Очевидность принимается за знание, на самом деле - это видимость.

Художники посмотрели на проблему глазами художников. Нижний Тагил постепенно охватывает военная эйфория. Власть навязывает городу статус "танкограда". Представленный видеоряд убеждает: город заполонен оружием в качестве памятников и монументов - несколько боевых танков на постаментах, самолет, пушки, направившие дула вверх или на запад. Даже президент с увлечением играет здесь в военные игры. Уральская выставка вооружений становится источником новой народной мифологии, к военной технике жители начинают относиться душевно, по-бытовому, забывая, что оружие в конце концов используется по назначению. В противовес этому художники выставляют сувенирную карточку города - знаменитые нижнетагильские подносы из того же металла. Красивая, но утопическая альтернатива.

День третий - поэтически-художественный. Возрожден поэтический слэм, соревнования сочинителей. В Музее молодежи открылась выставка из галереи Марата Гельмана "За порогом". За порогом, географическим и эстетическим: искусство Украины в радикальном варианте.

Четвертые по счету Курицынские чтения показали, что у них имеется своя публика, свои привычки, особая атмосфера, в которой есть место и серьезному, и смешному. (Так, завелся собственный "шут-философ": говорит умные вещи, а все смеются.) Традицией нетрадиционной акции становится соединение трудносоединимого. Прибывшие на Урал гости воплощают противоположные политические пристрастия. Александр Проханов - крайняя левая оппозиция, Марат Гельман представляет официальную сторону, являясь еще и заместителем директора телеканала ОРТ, а директор издательства "Ad Marginem" Александр Иванов активно борется с властью свободой слова за свободу слова. Гости могут быть разные, но это всегда яркие личности, вокруг которых немало споров, да и сами они выступают своеобразным взрывчатым веществом, правда, не столь опасным, как гексоген. Локальные взрывы, не убийственные, но далеко слышимые, необходимы сегодня для формирования культурного пространства.










Gif.RU  |  Екатеринбург  |  пресса


Copyright © 2000-2012 GiF.Ru
Напишите нам письмо на этот адрес





  Rambler's Top100 Яндекс цитирования