первая страница города
вернуться на первую страницу
Искусство России

карта сайта


Нажать

Мир без политики



список всех, кто есть на GIF.RU




люди
места
события
тексты
издания
сайты











Астрахань   Владивосток   Воронеж   Екатеринбург   Иваново   Ижевск   Калининград   Кемерово   Комсомольск-на-Амуре   Кострома   Краснодар   Красноярск   Курган   Липецк   Москва   Муром   Нижний Новгород   Нижний Тагил   Новосибирск   Пермь   Самара   Санкт-Петербург   Сургут   Тверь   Тольятти   Томск   Тюмень   Ульяновск   Уфа   Хабаровск   Чебоксары   Челябинск   Ярославль   Рунет   Заграница  



 




тексты >> критика
Екатеринбург




  Cовременное искусство Екатеринбурга  

Александр Шабуров

Данный справочник призван выстроить в ряд всех екатеринбургских художников, не укладывающихся в рамки традиционных жанров и не удовлетворяющихся привычными критериями "мастерства", призванного украшать интерьеры, а также институции, ими интересующиеся.

В силу невозделанности окрестной культурной территории значительное место в нем занимает ретроспекция (упоминаются распавшиеся объединения и канувшие в Лету имена); желанием популяризации обусловлена свободная манера изложения и попытка свести перечисленных персонажей к навешенным на них ярлыкам:

    скоморох-раскрашиватель помоек Б. У. Кашкин;
    плюшкин-провозвестник аутентизма Арбенев;
    простодушный, как еловая шишка, Еловой;
    хитроумный самоделкин Жуков;
    самовлюбленный провокатор -музеефикатор Шабуров;
    нигилист-зачеркиватель Сергеев;
    колдун-уринотерапевт Верников;
    ихтиандр-эксгибиционист Голиздрин;
    сибирский франкенштейн Мизин и др.

Но сперва - самые общие наблюдения.

ИХ НРАВЫ.

Когда-то раньше, подолгу столицы не посещая, я смотрел на электрички, у меня за окном проносившиеся: в Москву, в Москву! - и полагал, что мы в самой что ни на есть уральской глубинке какой-то неполноценной художественной жизнью живем, процентов на 50, не то что в столице.

Все хорошие художники - давно туда переехали!

Свердловские музейные работники поныне так и говорят:

- Зачем мы будем местных художников по дешевке скупать?!. Уж лучше денег накопим и хороших, МОСКОВСКИХ, купим...

В столице, представлялось, все художники - профессионалы, только на заказ и по предоплате творят. Мы же здесь - этакие стареющие мальчики, изощренно симулирующие самим себе некий целокупный процесс.

Хотя, понималось, что и там по-разному люди живут: госзаказа на одного-двух Церетели хватает, а все прочие либо такому положению противостоят, желая что-то оттяпать, либо занимаются совсем уж непонятно чем и непонятно для чего - как и остальное рядовое и неплатежеспособное народонаселение (отчего в большинстве выставочных проектов сквозят непреходящая непроявленность идеи и невнятность назначения).

И еще: из российской глубинки все столичные contemporare художники представлялись людьми одного круга, соратниками и соучастниками. На деле ж их разделяют невидимые на расстоянии разногласия и близкое знакомство друг с другом. Летом я оказался на пленэре вместе с художником Франциско Инфанте и обнаружил, что он не приемлет в чужом творчестве:

ПОМОЙКУ (т. е. все советское, воспеваемое некоторыми концептуалистами);

ПОСТМОДЕРНИЗМ (последующего поколения);

КУРАТОРСТВО (критиков, прочитавших у Барта-Дерриды о "смерти искусства" и решивших, что кураторы и есть подлинные художники, а также всякое ОРГАНИЗАТОРСТВО-МАНИПУЛЯТОРСТВО взамен РУКОТВОРЧЕСТВУ);

ну и последних московских акционистов (типа Осмоловского-Бренера), буквально испражняющихся на пиетет музейных ценностей под картиной Ван-Гога либо мастурбирующих над местом восстановления ХХС.

Хотя оставшийся культурный диапазон воспринимает вполне благосклонно.

Тут вот еще какой обман зрения наличествует. Лет десять назад один свердловский бард пожаловался мне в приватной беседе:

- Знаешь, чем наше житье-бытье от столичного отличается - и тут, и там все чтят и транслируют в эфир только узкий круг своих ближайших приятелей. Тут я всех теле- и радиоредакторов знаю, а там тамошний точно такой же - всех тамошних редакторов. Только меня транслируют по одному каналу на одну область, а ЕГО - сразу по всем и на несравненно большую аудиторию!

НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ.

Свердловск - родина советского концептуализма (если не считать поэта А. Чичерина в начале века).

Так утверждает в статье об "Уктусской школе 1964-74 гг." справочник "Кто есть кто в современном искусстве Екатеринбурга" (1998). Анна Таршис - она же Ры Никонова - сообщает, что в 1965 г. художник В. Дьяченко нарисовал картину "Чье это облако?", изображающую облако и саму эту надпись, что было вторым (после Чичерина) пришествием концептуализма на российскую землю.

К тому же у нас:

последнего доброго царя убили;

родили первого российского президента Б. Н. Ельцина;

снесли Дом Ипатьева;

понастроили скопище военных-НОМЕРНЫХ-заводов (назывывшихся еще ПОЧТОВЫМИ-ЯЩИКАМИ), главный из которых - "Уралмаш";

а также имеется УРАЛМАШЕВСКАЯ МАФИЯ, которая сейчас борется с наркоманией, и бюджет которой превосходит областной бюджет в энное число раз - отчего Свердловск именуют "вторым Чикаго". (С удивлением прочитал на сайте у Мизина, что и Н-ск их - тоже, оказывается, "второй Чикаго"?! Тут надо, товарищи, знаете ли, разобраться!) На главных кладбищенских аллеях - мемориалы погибшим от рук киллеров АВТОРИТЕТАМ и их БОДИГАРДАМ с вечными огнями - единственный, если не считать фонтанов в ново-русских особняках, хлеб сегодняшних монументалистов.

И с культурными традициями тут все в порядке: есть Мамин-Сибиряк и "Приваловские миллионы", Бажов и "Малахитовая шкатулка". Все окрестные турбазы заполонены Медной горы хозяйками, перерисованными с иллюстраций Заслуженного художника Воловича В. М. (Сам я 4 года жил над казино "Серебряное копытце", и, съезжая, затопил 4 нижних этажа, отчего в казино рухнул подвесной потолок.) А если, допустим, режиссер А. Герман будет снимать кинофильм про 80-е годы XX-го века, изо всех форточек у него будет доноситься "Гуд-бай, Америка, о-о-о!.." приснопамятного свердловского рок-ансамбля "Наутилус Помпилиус".

Так что Свердловск - если и не ВТОРОЙ ЧИКАГО, то уж точно ТРЕТЬЯ СТОЛИЦА. Где памятник Свердлову желтой краской два раза в месяц поливают, а Народный дворник России поэт Б. У. Кашкин с группой безвозмездных соратников раскрашивает по выходным все окрестные заборы и помойки картинками на свои стихи:

    "Я с животными дружу,
    Грушу отдаю ежу,
    Добрый ежик, сев на кочку,
    Всем отрежет по кусочку!"

ХУДОЖНИКИ.

Современное среднеуральское искусство пребывает в загоне. Местные художники занимаются непонятно чем и непонятно для чего. Сфера приложения их профессиональных сил - малопрофессиональна. Не ТОВАР-ДЕНЬГИ-ТОВАР, а точечные сиесекундные удовлетворения самолюбий от случая к случаю. Единственный результат творческого горения - подкармливание самолюбий, отчего противостояние их и проистекает.

Переживают:

- НАСТОЯЩЕГО ИСКУССТВА без БОЛЬШИХ ДЕНЕГ быть не может!.. ИСКУССТВО может существовать только в местах безмерного БОЛЬШИХ ДЕНЕГ скопления... Где, не считая, деньги на развлечения выбрасывают, а не живут, чтобы выжить! Здесь же безумные художники безвозмездно свое БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ вытесняют. Хотя надо вовремя обменять его хоть на что-то стоящее (в местах, где это возможно), чтобы не произошло бесповоротного своим БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ затоваривания!..

Верхняя планка уральских мастеров кисти и резца сегодня - оформление офисов. Хотя некоторые-таки помнят, что актуальное (настоящее) искусство - по определению - нечто иное, а именно (как завещал Л. Толстой) - послание на животрепещущие темы на сообразном времени языке. И потому стремясь уйти от привычной обывателю функции украшателей домов и Дворцов культуры, обращаются к "актуальным" по их мнению средствам: так называемым АКЦИЯМ и ИНСТАЛЛЯЦИЯМ, кинетическим экспериментам и экспрессивной лексике. Отчего с полной уверенностью можно утверждать, что АКТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО в Екатеринбурге все же существует. А благодаря "Телевизионному агентству Урала" - наряду с ремесленником-мастеровым и нонконформистом-шестидесятником - в массовом сознании крепко-накрепко утвердился образ отморозка-акциониста.

При том, что если в столице художники герметичные, потому что разошлись по своим субкультуркам, сочиняют словари малопонятных друг другу терминов, тут все первозданно перемешано. А оттого нам внятными приходится быть для самых широких масс: и для пионеров, и для пенсионеров - иначе не выдюжить. Что несомненное перед Москвой преимущество.

Хотя всю АКТУАЛЬНОСТЬ в актуальном искусстве, представлялось по простоте душевной, московские художники себе заграбастали! В смысле то, за что можно на видимые из столицы зарубежные хлеба забраться, на функционирующий где-то современного искусства рынок - где как в хлебном магазине каждый день новую выпечку - каждый день новую выставку подавай.

Нам же здесь одна АУТЕНТИЧНОСТЬ осталась!

Т. е. то, что сулит реалистично мыслящему художнику хоть какие-то выгоды в реальной жизни. Другой ведь может и не быть.

Не заграничные заимствованные ИНСТАЛЛЯЦИИ - а обыкновенная игра в игрушки! Не дорогостоящий выпендреж в стенах галерей, куда холоднокровная публика по привычке заглядывает - а безвозмездные развлечения для своих друзей и знакомых (которые самозабвенно предоставляют тебе кукол своих чад, собственные холодильники и стиральные машины, а также архивы своих предков) - в самых неожиданных, т. е., в самых, наоборот, привычных местах! Из самых обыденных отправлений организма художество делать: родился - ХЕППЕНИНГ, женился - ПЕРФОРМАНС, переехал на новую квартиру - ИНВАЙРОНМЕНТ! Обустройство личной жизни, организация общего досуга, украшение квартир и приусадебных участков, завтраки на траве и охотники на привале. А для того, чтобы от выставок была хоть какая-то польза, приглашать на них лоток - например, "Изготовление ключей" - дабы посетители между делом удовлетворяли здесь же свои бытовые нужды.

По-настоящему актуальная тема в провинции одна - смысл твоего художества. Заботит она и "актуальных" творцов, и "архаичных". Большинство пытающихся осмыслить свою профессиональную судьбину поэтизируют пуповину - переживают свою частную жизнь "маленького человека" как единственное пристанище и антитезу мечтам о заграничных вояжах "больших художников", и так или иначе обращаются к жанру дневника (Арбенев, Дьяченко, Боченин, Шабуров, Сергеев, Юрзин, Зиганшин, Дубичев), стараясь задокументировать эту художническую нишу перечнями, каталогами и абсурдными коллекциями.

Сюда же надо отнести созерцателей собственного тела (в частности - рук) и его производных (слепки Федореева, консервирование выделений Арбенева, уринотерапия Верникова, "Черная рука" Сергеева, отпечатки и не только - Мизина, самооголяющийся Голиздрин и др.).

Следующее за самоокапыванием / самопроговариванием оправдание не приносящего дивидендов призвания - самозаговаривание, придание творческим актам признаков магических действий, призванных так или иначе воздействовать на жизнь автора и его окружения (Верников, Шабуров, Голиздрин).

За певцами частно-художнических инстинктов следуют те, кто, наоборот, стараются обращаться только к глобальным (публицистическим или там библейским) темам и вселенским трагедиям (Федореев, планеты Таршиса, вечные двигатели Луговых, Еловой и его "Герои Вселенной"); а также творят местных титанов и местечковую мифологию (Шабуров с уральским supermanом Иваном Жабой, Баландин и Кузнецов с шуралинскими Таграми - помесью грибов и тараканов, Голиздрин - Ихтиандр Ботанического района).

Многие в самое разное время обращались к иконотворчеству как общедоступной кладези общенациональной художественной формы, источнику обретения исторической общности (Б. У. Кашкин, Лысяков, Сергеев, Еловой).

За сим следуют - обезоруживающая простота искренних и неискушенных "природных самородков" - в отместку пугающей иноземной изощренности ("окказионализм" Жукова, "максимальная коммуникативность" Б. У. Кашкина, спонтанность Боченина, геометрические абстракции Федореева и Арбенева, "простое искусство" Елового, "художническое слабоумие" Мизина); либо наоборот - избыточная декорированность (у Голиздрина и Булныгина).

Прочие попадающиеся под руку расхожие мотивы - религиозных кумиров и политические лозунги, кресты вообще и фашистские свастики, рыб, птиц и земноводных, дары кухонь и приусадебных участков, мумификацию и предвкушение похорон, а также озабоченность утилизацией стеклотары (Арбенев, Бережных, Еловой) рассматривать не будем.

Прочую часть художнического спектра вы сможете найти на сервере Администрации г. Екатеринбурга.










Gif.RU  |  Екатеринбург  |  критика


Copyright © 2000-2012 GiF.Ru
Напишите нам письмо на этот адрес





  Rambler's Top100 Яндекс цитирования