первая страница города
вернуться на первую страницу
Искусство России

карта сайта


Нажать

Мир без политики



список всех, кто есть на GIF.RU




люди
места
события
тексты
издания
сайты











Астрахань   Владивосток   Воронеж   Екатеринбург   Иваново   Ижевск   Калининград   Кемерово   Комсомольск-на-Амуре   Кострома   Краснодар   Красноярск   Курган   Липецк   Москва   Муром   Нижний Новгород   Нижний Тагил   Новосибирск   Пермь   Самара   Санкт-Петербург   Сургут   Тверь   Тольятти   Томск   Тюмень   Ульяновск   Уфа   Хабаровск   Чебоксары   Челябинск   Ярославль   Рунет   Заграница  



 




тексты >> критика
Санкт-Петербург




  Неизвестные танцы  

Дмитрий Бур

Так уж исторически сложилось, что представители андеграунда всегда предпочитали Петербург. Самые крутые альтернативщики, вроде Андрея Могучего, большого мастера по хэппенингам, уличным шоу и метафорическим акциям, оседали и оседают именно в северной столице.
Марина Давыдова. Неофициальная Москва
Питер всегда был "неофициальным" городом, неофициальной культурной столицей России, прежде всего из-за отсутствия материальной поддержки. Ни для кого не секрет, что деньги и медные трубы способны испортить что угодно и кого угодно. Сбить с пути творчества и кинуть в мир "крутых" тусовок, халтур и легкого заработка. При этом человек постепенно теряет самое дорогое, что может потерять, - творческую свободу. Выживают на этом пути немногие. Настоящее искусство всегда голодно. Может, поэтому в Питере столько неформальных театров, творческих союзов, объединений, независимых актеров и режиссеров.
Вместе с тем, питерская театральная ситуация самодостаточна. Студенты Театральной академии, уезжающие после выпуска в Москву, возвращаются обратно: здесь им лучше. Спокойнее.
Москва гудит, Москва шумит, Москва кричит сотнями громких голосов. Питер спокойно сидит в углу и лишь изредка подает голос. Он весь в себе, он спокойно и неторопливо думает, создает и обсуждает созданное. Интеллигент отличается от остальных тем, что у него сознание определяет бытие, а не наоборот. И потому северная столица - город интеллигентов и город интеллигентный. Город ночных бесед на коммунальной кухне, город темных лестниц и серого неба. И вместе с тем город очень логичный, начиная с основания. Петр строил его по заранее придуманному плану, не по принципу деревни. Здесь все узко и геометрично, оттого человек чувствует себя подавленнее и спокойнее. Творцу есть время и место заняться тем, что душа просит. Каждая душа неповторима, потому каждый творит на свой лад то, что именно он хочет. И город следит за неофициальным искусством. Пример тому - ежегодный фестиваль "Солнцеворот", собирающий огромное количество мало кому известных коллективов. И, кстати, Андрей Могучий с "Формальным театром" - одно из самых официальных лиц фестиваля. Его авангардизм уже в какой-то степени стал нормой.
А потому уловить грань между официальным и неофициальным театром тяжело. Если говорить о каких-то центрах неофициального петербургского театрального искусства, то их немного. Но все они настолько разные и настолько много вбирают в себя...
Многие коллективы, не имеющие крыши над головой, нашли приют в стенах театра-фестиваля "Балтийский Дом". Именно под этой крышей обитают некогда бездомные "Фарсы", именно там играет свои спектакли Могучий, именно там ставит спектакли со своими актерами Анатолий Праудин, "убранный" за эксперименты (может быть слишком интересные) из ТЮЗа им. Брянцева. И именно в "Балтийском доме" проводится "Солнцеворот".
Естественно, профессиональный театр, хоть даже и неофициальный, начинается с Академии. С Санкт-Петербургской Академии театрального искусства. С улицы Моховой, улицы особенной, улицы сумасшедшей. Там учат актеров, режиссеров, художников, критиков, экономистов. Среди обшарпанных стен и грязных коридоров люди постигают искусство театра.
Что будет после выпуска? Это их пока не заботит. Они занимаются творчеством. Именно в Академии родилось Творческое Объединение "ТМЧ". Бывшие выпускники снова собрались вместе и делают спектакли, как в старые добрые учебные времена. У них нет площадки, нет репетиционной базы, им никто не платит за их спектакли. И вместе с тем они творят театр, который иногда оказывается сильнее денег...
Порой учебные спектакли оказываются много интереснее спектаклей профессиональных. В Академии дозволен эксперимент. И студенты, пока еще не зависящие от проблем театрального Петербурга, ставят эти эксперименты, под присмотром мастеров выпускают новые спектакли, порой немного наивные, но зачастую гораздо более живые, чем многие "взрослые"спектакли.
Пушкинская, 10. Место, известное всем и в то же время неизвестное никому. Это закрытая и в то же время открытая зона творчества. После ремонта дом 10 (ранее классический петербургский сквот - грязный, темный и сырой) приобрел более официозный вид, но отнюдь не утерял своего первоначального смысла. Все так же обитают там художники, музыканты, актеры. Именно там и живет один из знаменитейших перформанс-коллективов города - театр "АХЕ". Появляются редко, но метко. Каждое их появление столь необычно и столь непредсказуемо...
Даже актеры, имеющие крышу театра над головой, не довольствуются только им. Каждыйжаждет творческого эксперимента. С такого эксперимента и началась деятельность ныне известных режиссера Григория Козлова и актера Алексея Девотченко. Козлов поставил моноспектакль с А. Девотченко "Концерт Саши Черного для фортепиано с артистом". Спектакль перемещался по городу, постепенно став легендой. Кроме того, Девотченко активно участвует в других неофициальных мероприятиях. Так, например, с актером и режиссером Виктором Терелей, учеником Анатолия Васильева, Девотченко играет спектакль "Салон господина (Д)иалог", основанный на эстетических трактатах Уайльда и Дидро - спектакль о театре. Сам Тереля одно время работал в театре у Додина, затем ушел в свободное творчество. На сцене театра "Особняк" он играет "Изгнанника" по Беккету. Одним словом, занимается творчеством.
Вообще, все ведущие петербургские режиссеры - люди в основном "неофициальные". Практически никто из них не является постоянным режиссером какого-либо театра, все они - странники, перемещающиеся из одного театра в другой. Никто из них, за исключением единиц, не имеет своего театра, своей постоянной труппы. Они вынуждены звать "своих" актеров из других театров. И это тоже есть проявление неофициального театрального Петербурга.
Прошлой весной Петербург украсился разноцветными афишками "В Мадрид, в Мадрид!".
Прогремело "Интерстудио" - филиал Академии в Царском Селе. Актеры явили зрителям очень необычное действо. Спектакль балансирует на грани трагедии и чернухи, иногда, правда, оступаясь в ту или иную сторону. Но появление "Интерстудио" действительно стало очень ярким событием. О них заговорил весь город...
Да, собственно говоря, рассказывать о театральном Петербурге все равно, что писать в одиночку Большую Советскую Энциклопедию. Разброс видов, форм и жанров необычайно велик. Здесь, кажется, есть все: от психологического театра до перфоманса, от кукольной сказки до современного танца. "Неофициальное" здесь не имеет значение "постмодернистское".
Рамки размыты настолько, насколько далеко может улетать творческая мысль человека, насколько сильна фантазия. Хотя... Неофициальное искусство Питера действительно голодно.
Это и хорошо, и плохо одновременно. Люди занимаются творчеством, но не имеют возможности развиваться и заявлять о себе. Такой проект, как "Метро", в Питере просто невозможен. Хотя "В Москву! В Москву!" никто не кричит - свобода творчества дороже денег. Нетспонсоров, нет меценатов, нет продюсеров... Но это уже не столь важно...
В пьесе Тома Стоппарда "Аркадия" есть такой диалог:

Љ Давайте же танцевать, пока вселенная окончательно не остыла.
Љ Познав суть всех вещей и разгадав все тайны, мы окажемся одни на пустынном берегу...
Љ И будем танцевать вальс!
Творчество безграничнее вселенной. Питер - лишь маленькая частичка этого огромного пространства. Но частичка важная. Часто остающаяся за скобками официальных премий и фестивалей. Но, несмотря на это, питерское искусство все еще танцует свои танцы на берегу Финского залива. И, искренне хочется верить, будет танцевать...










Gif.RU  |  Санкт-Петербург  |  критика


Copyright © 2000-2012 GiF.Ru
Напишите нам письмо на этот адрес



Вас интересует цена на отделку балконов и лоджий? Только наша фирма по таким низким ценам и так качественно выполнит такую работу. Зайдите на сайт нашей фирмы и ознакомьтесь с прейскурантом, тогда вы поймете, что лучше нас просто нет!


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования