первая страница города
вернуться на первую страницу
Искусство России

карта сайта


Нажать

Мир без политики



Астрахань   Владивосток   Воронеж   Екатеринбург   Иваново   Ижевск   Калининград   Кемерово   Комсомольск-на-Амуре   Кострома   Краснодар   Красноярск   Курган   Липецк   Москва   Муром   Нижний Новгород   Нижний Тагил   Новосибирск   Пермь   Самара   Санкт-Петербург   Сургут   Тверь   Тольятти   Томск   Тюмень   Ульяновск   Уфа   Хабаровск   Чебоксары   Челябинск   Ярославль   Рунет   Заграница  



 




тексты >> пресса
Красноярск




  Михаил Гнедовский о II Красноярской музейной биеннале  

Михаил Гнедовский

Прозревший музей
Красноярской музейной биеннале - по российскому культурному бездорожью

Вряд ли найдется в мире столичный город, где в течение одного дня открывается сорок шесть музейных выставок. Именно столько вернисажей состоялось в Красноярске в день открытия Второй музейной биеннале. Как и два года тому назад, здание Музейного центра на Стрелке превратилось в многоликий Вавилон. Восток встречался здесь с Западом, а художественные инсталляции соседствовали с музейными древностями. Вечером на фасаде Музейного центра (бывшего музея Ленина) зажглись два огромных глаза, установленных московской группой Арт-Бля. Для гуляющей по набережной публики и проплывающих по Енисею судов это был знак, что единственный в мире музейный фестиваль начал свою работу.

Успеху амбициозного проекта, собирающего раз в два года со всей страны небольшие музейные экспозиции, способствуют и географические обстоятельства: Красноярск расположен в самом центре России - на полпути между Москвой и Владивостоком, а в центре самого Красноярска есть здание, способное вместить всех желающих. В этом году на биеннале были представлены российские музеи - от Поволжья до Дальнего Востока, экспозиции из Германии и Польши, а также внеконкурсные выставки из московских галерей.

Два года назад Гран-при биеннале получили экспозиции "Летнее стойбище оленевода" из Варьеганского музея и "501 стройка" из Салехарда. В то время многие российские музеи интересовались этнографией и историей Гулага. Одним из непредсказуемых результатов Второй биеннале стало почти полное отсутствие интереса к советской истории.

На этот раз среди участников явных лидеров не нашлось и международное жюри решило Гран-при не присуждать. Однако был целый ряд ровных, крепких работ, которые и поделили между собой призовые места.

Обладателем первого приза стала выставка "Огниво Одина?" сургутского художественного музея. Ее создатели, куратор Юлия Неруш и дизайнер Александр Конов, точно поняли действующие на биеннале правила игры: залог успеха - лаконизм и чистота решения. Они представили один экспонат - найденное археологами в окрестностях Сургута огниво, на котором видна бородатая фигура в окружении двух птиц. Посетителям были предложены две гипотезы: по одной из них на огниве изображен Александр Македонский, по другой - скандинавский бог Один.

Выставка показала: ставить вопросы в музее порой полезнее, чем давать на них ясные ответы. Жюри отметило грамотою презентационную программу (посетители могли купить точную копию огнива), а плакат и буклет выставки художника Юрия Суркова получили первую премию на издательском конкурсе. Но самым необычным в экспозиции было то, что ее создатели представили "кухню" проекта - переписку с археологами и дизайнерами из Москвы, Стокгольма и Нью-Йорка, которая читалась как детектив.

Судя по экспозициям, сегодня кураторов привлекают объекты, отделенные от нас большой культурной дистанцией. Причем археология здесь - только частный случай. Наряду с традиционными коллекциями (скажем, находками из Усть-Полуйского святилища под Салехардом) на биеннале были представлены и "неклассические" сюжеты, которые, тем не менее, можно назвать археологическими.

Красноярский художник Виктор Сачивко в экспозиции "Скафандр сердца" показал "подсознание" городского ландшафта, а выставка "100 видов завода КМК" куратора Марины Авдеевой из Новокузнецка была эстетическим оправданием индустриального пейзажа. "Если уж угораздило родиться в городе, который является придатком металлургического комбината, - сказала она, - то приходится искать здесь какие-то ценности".

Обе экспозиции (получившие специальные призы за городскую тему) можно отнести к жанру "пост-индустриальной археологии". А вот тему инсталляции "Пески" Екатерины Кандыба из Владивостока трудно определить иначе, чем "археология души". И не только потому, что посетитель мог производить самостоятельные раскопки в детской песочнице. При более пристальном взгляде оказывалось, что эта жизнерадостная сценка выстроена художником в память о погибших друзьях детства и символизирует время, "уходящее, как песок".

Хотя многие проекты были авторскими инсталляциями, в которых не было собственно музейных вещей, каждый из них открывал новые возможности общения музеев с публикой. Кстати, впервые в экспозициях появились размышления по поводу музейного языка. "Дом, который построил Джек" - изящная шутка дизайнеров из Екатеринбурга показала, сколь абсурдны бывают порой музейные "ребусы и шарады". А Simbolarium красноярского архитектора Сергея Ковалевского был выставкой о выставках, воспоминанием о проектах Музейного центра и одновременно "дизайнерской рамкой" нынешней биеннале. "Осваивая большое и запутанное здание бывшего музея Ленина, невозможно каждый раз начинать с нуля, - сказал он. - Поэтому мы стараемся, чтобы одни проекты "цеплялись" за другие. И ничего не выбрасываем - даже ленинские сюжеты".

Хотя большая часть ленинской экспозиции пряталась за многочисленными выгородками и драпировками, сквозь них нет-нет да и проглядывала лукавая ухмылка Ильича. Была в этом своя правда - ведь новая российская культура живет в пространстве, сформированном прежней советской идеологией.

Загадочная фигура, оказавшаяся на поверку обернутой в белую ткань статуей Ленина, соседствовала с фотографиями религиозной "суперзвезды" Виссариона, главы Церкви Последнего Завета. Эта община, которая строит в тайге на юге Красноярского края "деревянный, экологически чистый Город Солнца", представила на биеннале свою экспозицию. Живопись духовного содержания, выставленная на фоне роскошного ковра, прикрывала собой вытканный на нем лик Брежнева.

Биеннале работает и как профессиональный клуб. "Вы не представляете, как трудно музейщикам узнать, что творится не то что в столице или за рубежом, а даже в соседнем городе, - сказал директор Музейного центра Михаил Шубский. - Нам пока удалось показать Сибирь для Сибири. Следующий шаг - наладить контакты с остальным миром".

Действительно, русские избы и ненецкие чумы, каменные бабы и атрибуты шаманского культа, наскальные рисунки-петроглифы и находки из древних курганов - все это складывалось в образ азиатской части России. Одной из сенсаций биеннале стала выставка Краеведческого музея поселка Залари, рассказавшая о "пихтинских голлендрах" - загадочной этнической группе, живущей в Иркутской области, в глухой тайге. Известно, что в начале века эти люди, называющие себя голлендрами, пришли сюда из Европы, но кто они - до сих пор неясно. Судя по всему, это голландцы, прожившие долгое время на территории Польши.

Очевидно, что ни Москва, ни Санкт-Петербург не могут выступать в роли устроителей такого рода фестиваля. И не только потому, что столичные музейщики больше глядят на Запад, чем на Восток. Современное искусство и музейные экспозиции, которые сходятся в Красноярске, разведены в столицах по разным углам. Художники делают свои проекты в галереях, музейщики - в музеях, и пути их почти не пересекаются. Может быть, поэтому, при всем богатстве коллекций, московские и питерские музеи отличаются бедностью экспозиционных идей.

Сибирь - бывшее место ссылки и сырьевой придаток России - борется с традиционным культурным бездорожьем. Устроители биеннале стремятся не просто продемонстрировать музейные коллекции - своего рода "сырье" культуры, но показать конечный продукт - концептуальные проекты, с которыми не стыдно выйти на международный культурный рынок.

Призеры конкурса экспозиций Второй международной музейной биеннале

Первая премия:
"Огниво Одина?", Художественный музей, Сургут

Вторая премия:
"Пески", Приморская картинная галерея, Владивосток
"Скафандр сердца", Музейный центр, Красноярск
"100 видов завода КМК", Художественный музей, Новокузнецк

Третья премия:
"Во дни предначальные. Древнее святилище Усть-Полуй", Ямало-Ненецкий окружной
краеведческий музей, Салехард
"Дом, который построил Джек", студия "Артефактум", Екатеринбург
"Simbolarium", Музейный центр, Красноярск

Специальные дипломы:
"Город воздушных фрегатов", Городской музей "Искусство Омска", Омск
"Соломенная шляпка", Краеведческий музей, Тольятти
"Пихтинские голлендры", Краеведческий музей, поселок Залари, Иркутская область

СПРАВКА

Красноярский Музейный центр на Стрелке
1987 - по инициативе ЦК КПСС в Красноярске открыт филиал Центрального музея Ленина
1991 - принято решение об изменении его профиля
1992 - разработана концепция развития Музейного центра как открытой экспозиционной площадки
1993 - проводится первая акция Центра - "Новые территории искусства", самый масштабный в Сибири фестиваль столичного современного искусства
1993-1997 - осуществлена серия крупных экспозиционных проектов
1995 - состоялась Первая музейная биеннале (представлены 36 экспозиций)
1996 - выходит каталог Первой биеннале; на базе Музейного центра создана ассоциация "Открытый Музей"; начался выпуск "Вестника" ассоциации - самого живого музейного издания в России
1997 - под девизом Urbi et Orbi проходит Вторая музейная биеннале (участвуют 46 экспозиций)
1998 - Музейный центр и ассоциация "Открытый Музей" совместно с экспертами Европейского музейного форума собираются провести Первые сибирские музейные мастерские
1999 - состоится Третья музейная биеннале


Источник:
Журнал "ИТОГИ" N42 27/10/1997










Gif.RU  |  Красноярск  |  пресса


Copyright © 2000-2012 GiF.Ru
Напишите нам письмо на этот адрес





  Rambler's Top100 Яндекс цитирования