Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 16.12.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Обзоры и репортажи


Обозреватель:

Диана Мачулина
V Ширяевская биеннале современного искусства, Самара, лето 2007 года
V Ширяевская биеннале современного искусства, Самара, лето 2007 года


Проверка на прочность: Ширяевская биеннале (часть 2)

Проверка на прочность: Ширяевская биеннале (часть 2)

3.09.2007

GiF.Ru


< – - – Начало обзора

После посещения музея на следующее утро все отбыли на корабле в село Ширяево, чтобы увидеть "номадическое шоу", которое длится один день и представляет собой циркуляцию толпы зрителей от объекта к объекту. Работы располагаются в самых неожиданных местах: в избах, на воде реки и озер, в пещерах. Художникам приходиться проявлять изобретательность, чтобы вступить в диалог с необычной средой. Контекст ведет себя агрессивно и непредсказуемо.

Некоторые работы даже не удалось увидеть. Так, художник Чертоплясов из Тольятти задействовал избу-архив газеты "Самарское слово". Окна ее забиты, замки на дверях изъедены ржавчиной. Чертоплясов представил, как томящиеся внутри забытые слова стремятся вернуться к людям, и наклеил на стены избы длинные полоски бумаги с текстами, как бы выползающие из щелей двери. Слова на них были написаны без пробелов, в спутанном порядке, словно они теснили друг друга, и каждое спешило первым показаться на глаза, в результате чего они смешались в новояз и уподобились футуристической поэзии. Художник, не будучи уверенным, чем это художественное слово отзовется, караулил работу всю ночь, но не выдержал и заснул. Утром он обнаружил, что полоски бумаги исчезли, слова ушли в народ.

Другие вещи пострадали от ночной интерактивной публики фрагментарно. Работу Алексея Костромы, обклеившего автобусную остановку белоснежными перьями, частично подожгли. Видимо, ширяевцы предпочитают не летать, а ползать. Так что в день "номадического шоу" все увидели остановку-мечту с опаленными крыльями. Перья были, увы, не от Феникса и не регенерировались.

Алексей Кострома. V Ширяевская биеннале современного искусства, Самара, лето 2007 года

Алексей Кострома. V Ширяевская биеннале современного искусства, Самара, лето 2007 года

Московская группа "Цветофоры" сделала гигантскую телеграмму из полос пенопласта, лежащую на водах озера. Текст ее был таков: "Радуйтесь Дорогие мои вылетаю скорым Ждите до скорой встречи Пригов". Что бы не имели в виду авторы, эта работа показалась бестактной и жестокой. Они забыли главное в телеграмме – "тчк". Это не формальность, это боль смерти. Все, тчк, он никогда не вернется к тем, кому был дорог, никогда его больше не встретить. ТЧК. Возможно, художники подразумевали, что телеграмма прислана с небес, и предполагали "взгляд с неба", с горы, на которой стоят зрители и смотрят на воду. Да только с земли телеграмму не прочесть, и местные рыбаки решили, что этот пенопласт – отличная рыбацкая лодка и разъяли текст на бытовые нужды.

"Цветофоры". V Ширяевская биеннале современного искусства, Самара, лето 2007 года

"Цветофоры". V Ширяевская биеннале современного искусства, Самара, лето 2007 года

Впрочем, были работы "вандалоустойчивые" в силу того, что вандализм был запрограммирован самими авторами. Так, в "Связях" Анны Броше хулиганство стало формообразующим моментом. В литературном классе сельской школы она сделала инсталляцию из портретов писателей, обычно оформляющих стены. Все они соединены черными стрелками, нарисованными на стене. Связи прослеживаются не по литературным влияниям, а как у Хармса, персонажно. Они как бы соседи по дому литераторов. Поскольку за время обучения писатели перерождаются из героев сочинений в нечто домашнее, обиходное, школьники шутят над ними, как над друзьями, подрисовывая к портретам смешные детали. Жуковский становится инопланетянином, Андерсен плачет и пускает сопли, Гофман и Блок разрисованы поверх так, что оба превращаются в Пушкина. В споре за право быть Александром Сергеевичем побеждает Гофман: далее по стрелке Блок оплеван гигантской чернильной кляксой на лице. А вот компания дон-жуанов, женских любимчиков: Лермонтов со следами помады на щеке и сам несколько женственный, с накрашенными алым губами, брутальный Маяковский курит две папиросы сразу – на щеке скупой чмок Лили Брик, у Есенина – жирные помадные поцелуи на двух глазах, одновременно напоминающие фонари, последствия драки.

Анна Броше. "Связи". V Ширяевская биеннале современного искусства, Самара, лето 2007 года

Анна Броше. "Связи". V Ширяевская биеннале современного искусства, Самара, лето 2007 года

В-общем, если после 1 сентября у них появятся дополнительные собачьи уши, сталинские усы, очки слепых и другие связи с общественностью, Анна не расстроится.

Анна Броше. "Связи". V Ширяевская биеннале современного искусства, Самара, лето 2007 года

Инсталляция Йохана Герберта Шледера также разместилась в школе. Рядом с дверью безумного ярко-голубого цвета, забранной решеткой из толстых металлических прутьев он повесил табличку "Медкабинет". А на подоконнике рядом положил две тетрадки в клеточку. Вместо формул и примеров в них решаются творческие задачи. Страницы заполнены рисунками шариковой ручкой, которые при быстром пролистывании превращаются в анимацию. Первый набросок – почти натурная штудия с какого-то полузасохшего комнатного растения в горшке, которое далее убедительно мутирует в осьминога, ведьму и волка. Тетрадки перед дверью – вещдоки того, что людям с фантазией в школе не место. За такое не поставят пятерку, по шкале школьной стандартизации оценка – "больной", для которого идеальный дом – сумасшедший.

В большинстве своем иностранные художники учли специфику ситуации, и не пытались создать что-то монументальное и стабильное. Кто-то действовал по принципу "все мое ношу с собой" – Эммануэль Родореда сделал сквозной проект "Вход-Выход". Он везде носил с собой маленькую дверь, держа за ручку, как чемодан, и там, где он ставил ее и проходил через нее, там и был его дом.

Эммануэль Родореда. Проект "Вход-Выход". V Ширяевская биеннале современного искусства, Самара, лето 2007 года

Ханс Михаэль Руппрехтер, ученик Бойса, соорганизатор биеннале с немецкой стороны, участвующий в ней каждый год, спел песню о мужчине по вызову, дом для которого там, куда он наносит визит в данный момент. Он исполнил ее, аккомпанируя себе на детском синтезаторе, на клавиши которого он нажимал булыжниками. Оружие пролетариата превратилось в способ абсурдного звукоизвлечения.

Эстонские художницы Маре Тралла и Сирам заявили "Мое тело – моя крепость" и обнаженные доплыли до маленького островка у берега Волги, используя вместо надувных кругов старые деревянные наличники. На островке они сели на песок, поставив наличники так, что казалось, они сидят в окошках деревенского дома.

Спокойствие и основательность их фигур доказывали, что они небеззащитны и без стен.

Маре Тралла и Сирам (Эстония). "Мое тело – моя крепость". V Ширяевская биеннале современного искусства, Самара, лето 2007 года

Элен Рейн и Ирис Хейльригель, опять же с помощью пластики и текста, против идеи "дома" протестовали. Свой перформанс "Дом...звериная культура повседневности" они показали во дворе избы – музея Репина, противопоставив его "Празднику пирога". Напротив сцены, где женщины в народных костюмах завывали "русские народные" и проводили викторину – кто вспомнит больше названий хлебобулочных изделий, две художницы боролись против "Домостроя". Одна, в офисном костюме, "хозяйка" положения, читала манифест свободной женщины, вторая в обтягивающей одежде извивалась безмолвно, как кошка, изображая сексуальный объект в домашнем заточении.

Московская художница Ната Морозова для раскрытия темы "Дом" также воспользовалась собственным телом. Но в отличие от немецких феминисток, ей положение хозяйки дома нравится, она показала его как возвышенное вполне буквально. Художница устроила себе трехметровой высоты трон из ажурных конструкций в актовом зале школы, и уселась наверху, спустив напоминавшую гигантский кринолин шелковую складчатую юбку до самого пола. Перед ней стоял старинный сервиз и сама она напоминала куклу, "даму на чайник". Желающие, а таких было много среди мужчин, могли зайти под юбку и увидеть ножки и нижнее белье художницы, почувствовать себя закипающим от чувств чайником.

Ната Морозова. V Ширяевская биеннале современного искусства, Самара, лето 2007 года

Ната Морозова. V Ширяевская биеннале современного искусства, Самара, лето 2007 года

У меня дом ассоциируется в большей степени с мужчинами. В качестве материала для своей живой скульптуры "Русское" я использовала местных жителей. Перед стеной новенького сруба из свежих бревен телесного цвета я посадила на деревянную лавку в ряд полуобнаженных мужчин, лицом к избе, спиной к зрителям. Фрагмент реальной жизни был построен как картина, композиция из вертикалей тел и горизонталей бревен. Бревна смотрели на зрителей круглыми торцами c радиусами трещин, пересекающих годовые кольца, ряд мужчин обращался к зрителю круглыми коротко стрижеными затылками. Я хотела провести параллель между структурой традиционного для России жилища – избы и идеей русской "соборности" как способа государственного строительства, и так, чтобы это считывалось на визуальном уровне. Надо надеяться, это удалось, по крайней мере, самарский интеллектуал Илья Саморуков припомнил ремизовское "человек человеку бревно", высказанное писателем по поводу российского общественного устройства. Изба, выбранная мной в качестве "декорации", оказалась фондохранилищем музея, а представленный ряд мужчин можно было назвать славянским генофондом.

Диана Мачулина. "Русское". V Ширяевская биеннале современного искусства, Самара, лето 2007 года

Самарский художник Сергей Баландин обратился к фольклору и сделал "Пряничный домик" из настоящих пряников. Не дожидаясь, пока его съедят, он сжег его на глазах зрителей, решительно распрощавшись со сказкой. Сказочно проведенное художниками в Ширяево время закончилось, все разъехались по домам. И даже если никаких открытий в искусстве на биеннале не случилось, то, как сказал кто-то, недовольный перформансом Гутова: "Зато на Волгу с горы посмотрели – красиво".

Сергей Баландин. "Пряничный домик". V Ширяевская биеннале современного искусства, Самара, лето 2007 года

Авторы фото: Неля и Роман Коржовы, Юрий Альберт





Ссылки:



Другие обзоры


Фоторепортаж с церемонии вручения премии Кандинского

Фоторепортаж с церемонии вручения премии Кандинского
10 декабря

9 декабря в ЦДХ были объявлены лауреаты премии Кандинского. GiF.Ru публикует фоторепортаж с церемонии вручения премии // Валерий Леденёв // далее...


"Новые скучные" со стороны и изнутри

"Новые скучные" со стороны и изнутри
9 ноября

Термин "новые скучные" был предложен арт-критиком Валентином Дьяконовым в одной из своих статей для обозначения художников, "избравших путь максимальной адаптации к мировым настроениям", для которых "похожесть на западные образцы возведена в принцип". Речь шла об участниках III Московской биеннале молодого искусства, и выходило так, что список "новых скучных" покрывал значительную часть молодых активно работающих авторов. О сути этого феномена, его генезисе и бэкграунде побеседовали Валентин Дьяконов и художник Арсений Жиляев // далее...


Архстояние 2010. Девять ключей лабиринта

Архстояние 2010. Девять ключей лабиринта
25 июля

Фоторепортаж с V фестиваля ландшафтных объектов "Архстояние. Девять ключей лабиринта". 24 июля 2010, деревня Никола-Ленивец. Куратор Олег Кулик // Валерий Леденёв // далее...


Апология интимного

Апология интимного
7 июля

В рамках II Московской международной биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?" открылись три исследовательских проекта на разных площадках Москвы // Валерий Леденёв // далее...


Молодые художники в ММСИ

Молодые художники в ММСИ
3 июля

В Московском музее современного искусства в Ермолаевском открылись три выставки в рамках II Московской международной биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?": русско-польский проект "__Переход__Transit__Транзит__", кураторский проект Нели Коржовой "Чудеса безделья" и двухчастная экспозиция "Свобода / Liberty" и "Воля / Freedom" // Валерий Леденёв // далее...


Свобода на квартирных баррикадах

Свобода на квартирных баррикадах
18 января

Молодой художник Денис Мустафин открыл у себя дома выставку "Свободы!". Простую московскую квартиру заполнили работы, либо по различным причинам запрещенные к показу, либо самими художниками оцененные как "опасные", могущие не пройти потенциальную цензуру. // Валерий Леденёв // далее...

Архив обзоров:










    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru






Н.М.. Кризисное голливудское кино на Берлинале
GiF.Ru, 11 марта

Анна Толстова. Кадровая революция
Коммерсантъ, N188/П (4488), 11.10.2010 , 13 октября

Валентин Дьяконов . Кровавый дед
Коммерсант / Власть, N38 (892), 27.09.2010, 10 октября

Анна Толстова. Кровавый Герман
Коммерсант / Weekend, N38 (184), 01.10.2010 , 10 октября

Анна Толстова. Экстремист на пенсии
Коммерсантъ, N188 (4488), 09.10.2010 , 10 октября

Диана Мачулина. Открытое письмо в Министерство культуры РФ
27 сентября







Виктор Мизиано: "Левые должны выдвинуть лозунг национализации культуры..."
Виктор Мизиано: "Самая главная проблема протестной культуры, что она не имеет внятную и доступно сформулированную – причем не только для других, для оппонентов, но и для себя, концепцию культуры и ее места в обществе. На сегодняшний день она пассивно принимает как данность навязываемое властью отождествление искусства с культурной индустрией, с рынком." // Илья БУДРАЙТСКИС , Вперёд // 05.08.2007 // далее...










Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования