Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 21.02.2017

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Обзоры и репортажи


Обозреватель:

Валерий Леденёв
Первые выставки в рамках молодежной биеннале
Первые выставки в рамках молодежной биеннале


Молодые художники в ММСИ

Молодые художники в ММСИ

3.07.2010


В Москве открылась II Московская международная биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?". Программа биеннале состоит из отдельных персональных выставок и кураторских проектов, общее число которых насчитывает несколько десятков. Мероприятие продлится до августа на различных площадках Москвы (подробное расписание смотрите в афише GiF.Ru).

Один из первых залпов молодого искусства произошел в пространстве ММСИ в Ермолаевском переулке, где в один день открылись сразу три выставки: "__Переход__Transit__Транзит__", "Чудеса безделья" и двухчастный проект "Свобода / Liberty" и "Воля / Freedom". Все три проекта, объединившие участников из различных стран мира, исследуют центральную тему биеннале: проблему границ и из перехода.


Лукаш Гроновски. Без названия

Русско-польская выставка "__Переход__Transit__Транзит__" (кураторы Марина Фоменко и Малгожата Соболевска) буквально с границ и начинается: весь зал рассечен на несколько секторов пластинами из оргстекла, подвешенными к потолку наподобие, через которые зрителю предлагается пройти. Это, пожалуй, наиболее ощутимое и материальное наличие границ и возможности их перехода. В дальнейшем они осмысляются как нечто умозрительное, эфемерное и конвенциональное. Пятиминутный фильм Дмитрия Страковского начинается с картин природы, словно оператор и находится в окружении цветущих деревьев или песчаной пустыни, но камера немного отъезжает, и становится ясно, что это – лишь рекламная заставка на мониторе в салоне самолета и взлет только объявляют (границы некоторых пространств порой пересекаешь, даже не начав двигаться). Звукоряд в работе Лукаша Гроновского – обсуждения подписания Польшей Шенгенского соглашения, на экране при этом покачивается одинокий плот, едва заметный в густом тумане (границы, важные в одном контексте, не существенны в другом). Феномен пересечения границ порой трактуется расширительно, как вообще переход в иное состояние. Мы ежедневно сталкиваемся с этим как в публичном пространстве (видеопроекция Доминика Боберски с постоянно изменяющимся экстерьером городских домов), так и в частном (на видео Яна Шевчика мужская рука медленно переворачивает отдельные предметы в квартире – пустяковые гомеопатические изменения, в финале приводящие к полной энтропии).


Доминик Боберски. Недвижимость

Общая тема прослеживается в каждой работе, что обеспечивает целостность всей экспозиции, объединяя как наиболее интересные, так и не столь яркие и порой банальные опусы, содержательное высказывание которых ощущается разве что в общем контексте и при выгодном соседстве. В какой-то момент многоплановость проблемы границ, выраженная совокупностью работ, концентрируется в одном-единственном произведении: в работе Михаила Пиотровского – своеобразном видеопортрете среднестатистической семьи – возможности интерпретации темы границ на примере социального феномена семьи лимитированы разве что сферой применения самого понятия.

Если первая выставка проблематизирует границы как таковые, то другая выставка – "Чудеса безделья" – сама выстраивается вокруг определенных установленных рамок. Куратор Неля Коржова объединила в одном пространстве авторов, не достигших еще определенных возрастных и статусных позиций (ведь даже с т.н. "молодого художника" бывает большой спрос), а посему предающихся dolce far niente в его созидательном аспекте. Кратковременное состояние незанятости и неангажированности – вот тот момент, когда, по мнениию куратора, молодой человек (именно юности дается подобная привилегия) только и может почувствовать себя "свободным художником". Плоды этого "вольного творчества" в первую очередь проникнуты сексуальными фантазиями авторов: Александр Зайцев изобразил на дне ванны, к открытию выставки наполненной водой, обнаженную женщину, веревочные волосы которой спутанной сетью вываливаются на пол и расползаются по стенам. Карандашные рисунки Сергея Баландина представляют собой серию автопортретов художника во время мастурбации. Листы для своих работ художник взял из собственного диплома, посвященного лермонтовскому "Герою нашего времени", что невольно навевает ассоциации с темой "лишнего человека", мироощущению юности далеко не чуждой. Эта тема продолжается в масштабной, занявшей почти все пространство выставки инсталляции группы "Project Diligence". Большую часть ее составляют фотографии парня и девушки в заброшенных городских помещениях преимущественно в окружении отходов и мусора. Герои выглядят несколько отрешенными от мира, но вполне самодостаточными, а сами снимки весьма аутичны по своему настрою – ощущение себя "лишним" тяготит сегодня далеко не каждого и далеко не всегда воспринимается трагично. Более того, именно оно позволяет отрешиться от ненужного "белого шума" повседневности, прислушаться к себе и обнаружить нечто сокровенное и важное, чем впоследствии непременно захочется поделиться: помимо фотографий, пространство зала занято странными объектами из обломков вещей, очевидно, с тех свалок, на которых были авторы (по словам куратора, художники все их привезли с собой и не соглашались на замену местным сырьем).


Группа "Project Diligence" (Emilie Pischedda, Valentin Souquet, Barbara Fourneret (Франция), Андрей Сяйлев (Россия). Одна прогулка

Чаще всего на фотографиях герои запечатлены в позициях скейтеров во время очередного виртуозного кульбиты. Искомый скейт при этом отсутствует. Потеря прежнего ощущения опоры и ориентиров – симптомы предстоящего взросления.

Последняя выставка – двухчастный проект "Свобода / Liberty" и "Воля / Freedom" – заняла два этажа музея. Границы и их преодоление кураторы Дарья Камышникова и Сергей Ерков видят сквозь призму дихотомии свободы как явления социального и воли как феномена личностного (они и обеспечивают двухчастность проекта; метки "свобода" и "воля" отпечатаны в подписях). Тем не менее, экспозиция полна внутренних смысловых пересечений и тематических переходов. Волейболист, фрагментами изображенный на картинах Александра Погоржельского, – это и свобода в рамках определенной социальной роли, но и воля, собранная в кулак перед решающим броском. Работа "Я – палестинец" Хабиба Асала (заглавная фраза произносится на языках в диапазоне от финского до бирманского, тезаурус висит на стене) – не только о построении идентичности в определенном социально-политическом контексте, но и о создании внутренней системы приоритетов, заставляющих принимать решения. Иван Новиков и вовсе обращается к зрителю с лобовым "Готовы ли вы к революции?", вопрошая о необходимости решительных перемен (понятых довольно широко; каждый фломастером на стене был волен – свободен? – написать свое). А живописная серия Таисии Коротковой "Воспроизводство" – обычные сцены из родильного дома – не только представляет рождение ребенка в его социальном измерении как аспект демографической политики, но и напоминает известный экзистенциалистский тезис о "заброшенности" в мир, невластности над собственным рождением и смертью, что составляет априорную данность человеческого бытия.


Александр Погоржельский. Волейбол

Несмотря на большое количество участников во всех трех выставках, совокупного ощущения переизбытка не возникает; при наличии единой концептуальной нити и общего контекста (в каждом отдельном случае) проекты великолепно прочитываются зрителем. Правда, взаимная дружеская поддержка одновременно с этим не позволяет кому-либо заметно выделиться на фоне остальных. Персональные выставки некоторых участником биеннале лишь ожидаются, пока что говорить об открытиях, безусловно, рано.







Другие обзоры


Фоторепортаж с церемонии вручения премии Кандинского

Фоторепортаж с церемонии вручения премии Кандинского
10 декабря

9 декабря в ЦДХ были объявлены лауреаты премии Кандинского. GiF.Ru публикует фоторепортаж с церемонии вручения премии // Валерий Леденёв // далее...


"Новые скучные" со стороны и изнутри

"Новые скучные" со стороны и изнутри
9 ноября

Термин "новые скучные" был предложен арт-критиком Валентином Дьяконовым в одной из своих статей для обозначения художников, "избравших путь максимальной адаптации к мировым настроениям", для которых "похожесть на западные образцы возведена в принцип". Речь шла об участниках III Московской биеннале молодого искусства, и выходило так, что список "новых скучных" покрывал значительную часть молодых активно работающих авторов. О сути этого феномена, его генезисе и бэкграунде побеседовали Валентин Дьяконов и художник Арсений Жиляев // далее...


Архстояние 2010. Девять ключей лабиринта

Архстояние 2010. Девять ключей лабиринта
25 июля

Фоторепортаж с V фестиваля ландшафтных объектов "Архстояние. Девять ключей лабиринта". 24 июля 2010, деревня Никола-Ленивец. Куратор Олег Кулик // Валерий Леденёв // далее...


Апология интимного

Апология интимного
7 июля

В рамках II Московской международной биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?" открылись три исследовательских проекта на разных площадках Москвы // Валерий Леденёв // далее...


Свобода на квартирных баррикадах

Свобода на квартирных баррикадах
18 января

Молодой художник Денис Мустафин открыл у себя дома выставку "Свободы!". Простую московскую квартиру заполнили работы, либо по различным причинам запрещенные к показу, либо самими художниками оцененные как "опасные", могущие не пройти потенциальную цензуру. // Валерий Леденёв // далее...


Фоторепортаж с церемонии вручения премии Кандинского за 2009 год

Фоторепортаж с церемонии вручения премии Кандинского за 2009 год
11 декабря

Концертный зал Barvikha Luxury Village, 10.12.2009 // Валерий Леденёв // далее...

Архив обзоров:










    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru






Н.М.. Кризисное голливудское кино на Берлинале
GiF.Ru, 11 марта

Анна Толстова. Кадровая революция
Коммерсантъ, N188/П (4488), 11.10.2010 , 13 октября

Валентин Дьяконов . Кровавый дед
Коммерсант / Власть, N38 (892), 27.09.2010, 10 октября

Анна Толстова. Кровавый Герман
Коммерсант / Weekend, N38 (184), 01.10.2010 , 10 октября

Анна Толстова. Экстремист на пенсии
Коммерсантъ, N188 (4488), 09.10.2010 , 10 октября

Диана Мачулина. Открытое письмо в Министерство культуры РФ
27 сентября







Виктор Мизиано: "Левые должны выдвинуть лозунг национализации культуры..."
Виктор Мизиано: "Самая главная проблема протестной культуры, что она не имеет внятную и доступно сформулированную – причем не только для других, для оппонентов, но и для себя, концепцию культуры и ее места в обществе. На сегодняшний день она пассивно принимает как данность навязываемое властью отождествление искусства с культурной индустрией, с рынком." // Илья БУДРАЙТСКИС , Вперёд // 05.08.2007 // далее...










Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service






Только до конца текущего месяца Вы можете купить изотермический автомобиль по привлекательно низким ценам. Гарантия качества и низкие цены!


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования