Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 14.08.2020

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Обзоры и репортажи


Обозреватель:

Диана Мачулина
В Ширяево завершилась шестая биеннале искусства
В Ширяево завершилась шестая биеннале искусства


Гуляй, зритель!

Гуляй, зритель!

15.09.2009

GiF.Ru


Не все прогрессивные идеи начинают свой путь по России из столицы. Первая биеннале современного искусства появилась в деревне Ширяево Самарской области 12 лет назад. Она же являет собой один из ранних примеров джентрификации – реконструкции непопулярных районов, при которой растет не только их престиж, но и цены на землю и недвижимость. В 1999 году самарские художники Нелли и Роман Коржовы, объединившись с друзьями из Германии и Казахстана, устроили нечто вроде совместной творческой лаборатории на природе. Это решение, как рассказывают Коржовы, отчасти объяснялось отверженностью современных художников в то время: "В музее и других официальных институциях нас не принимали, на улице за перформанс могли и побить". Переезд в Ширяево также делал художников независимыми материально: там все было невероятно дешево. Было, но теперь все изменилось кардинально, дома в Ширяево стоят дороже, чем квартиры в Самаре. Вряд ли тут дело только в джентрификации, но и в ней тоже. Художественные события привлекли внимание властей, стали выделяться деньги из регионального бюджета, правда, на местный музей, а не на Биеннале. Домик Репина, в котором он жил, собирая материал для "Бурлаков на Волге", оброс несколькими комфортабельными избами, газонами, мощеными дорожками и лакированным деревянным забором. Кто же откажется поселиться поближе к истории? Есть достаточно желающих побороться за право быть соседом великого русского художника и построить рядом коттедж "не хуже, чем у него".



Тут бы и конец творческим экспериментам: обычно джентрификация завершается изгнанием ее зачинщиков. Художники же смутьяны и материально несостоятельны. Но нет – биеннале процветает и становится все популярней. Событие сохранило свои главные позиции, то, ради чего бежали в деревню: это редкая возможность работать вне "белого куба" галерейных стен, где правила диктует рынок. Инициатива по-прежнему остается за художниками и не переходит к чиновникам от искусства. С количеством желающих посетить биеннале уже практически не справляется транспорт, который может предоставить речное пароходство для преодоления трехчасового пути из Самары в Ширяево. Биеннале продолжает культурное наступление деревни на город. В 2000-е музею стало интересно работать с современным искусством. В прошлый раз, например, в Самарском художественном музее мэтр концептуализма Юрий Альберт организовал экскурсию для зрителей с завязанными глазами.

Нынешняя биеннале, помимо прочего, включает в себя выставку молодых художников из регионов "Захват", организованную Владимиром Логутовым в престижной галерее "Виктория". А главный историк российского видеоарта итальянец Антонио Джеуза сейчас проводит показы видео со своими комментариями.



Но главным событием остается "Номадическое шоу" – день, когда художники и кураторы встречают зрителей у причала и ведут их от одного произведения к другому, комментируя увиденное. Благодаря сотрудничеству с художниками из столь различных государств, как Германия и Казахстан, родилась постоянная тема биеннале "Между Европой и Азией", к которой добавляется каждый раз что-то общечеловеческое: любовь, дом, еда. В этот раз выбрали тему "Америка", поставив этот континент в странное географическое положение. Он, конечно, находится между Европой и Азией, если смотреть с него самого. Но если оказаться под Самарой, то выйдет некая "внутренняя империя".

С своим понимании темы художники как бы разделились на два лагеря. Для европейских авторов США аргументировано являются империей зла, для россиян – скорее мечтой. Встречал зрителей электрический стул Георга Зайсса на утесе над Волгой. Стул вещал голосом Дугласа Уида, священника-консультанта Бушей старшего и младшего. В этой светской стране существует три вида смертной казни, а кого казнить или миловать в глобальном плане, решает священник. Так, когда старший Буш советовался с Уидом, стоит ли начинать войну в Ираке, святой отец однозначно ответил – стоит.



Унтервегер Манфред высказался еще резче: его инсталляция представляла собой "убийственную" статистику, выраженную, в частности, через документальные фотографии. На снимках запечатлена реклама на обочинах техасских трасс; на одном щите – приглашение на ярмарку оружия, на втором – крупно фото преступника, которого разыскивают за убийство 17 человек, и снова приглашение купить оружие – щиты идут один за другим. Рядом с фотографиями было несколько объектов: десять булочек и птичьи перья – христианские символы, напоминание о том, что каждый десятый из приговоренных в США к смертной казни потом оказывается невиновным. На столе – блюдо с рисом, в котором вместо приправы – пули (немного о добром экономическом партнере США – Китае). В Китае смертные казни проходят публично, органы казненных распродают без согласия убитого и родственников, а пули вынимают из тела казненного и высылают родственникам вместе со счетом за расстрел и кремацию.

Америке как изначально "стране репрессий" посвящен проект одного из основателей биеннале, штутгартского художника Ханса Михаэля Руппрехтера. В выстроенном им на берегу реки вигваме он устроил перформанс "Леон Шенандоа умер, Америка до сих пор жива". В память о вожде шести ирокезских племен, боровшимся за права коренного населения Америки, он швырялся в зрителей тапочками и носками, которые снял с себя, и проклинал капитализм.



Эстонские феминистки Маре Тралла и Сирам показали перформанс "Superwoman за забором". По их жизненным убеждениям, половая принадлежность не должна ограничивать человека в правах. Однако капитализм устроен так, что мужественная женщина и красивый, изящный мужчина – уже не проявление индивидуальности, а вынужденное извращение – женщине приходится властвовать и управлять, мужчина соблазнен и сломлен комфортом. В подтверждение этому феминистки в лифчиках из резиновых вантузов с ручками, на которые насажены боксерские перчатки, раскрашенные как американский флаг, схватили столичного арт-критика Федора Ромера и переодели в женскую одежду, накрасили ногти и губы и возвели на пьедестал. Мужчина-метросексуал утончен и обладает незаурядным интеллектом, но у него уже нет сил критиковать общество. Он – не лидер, но жертва.

Маре Тралла, Сирам и Александр Панов Федор Ромер)

Жертвами американской мечты оказались многие российские участники: в их работах чувствовалась нежность по отношению к Америке, критика почти отсутствовала. Ербол Мельдибеков представил работу "Пик коммунизма" – белый эмалированный таз с искореженным дном на постаменте в центре площадки перед музеем. Это памятник нищему быту СССР, светлому будущему, накрывшемуся медным тазом. Что у нас провал, то "у них", на другой стороне земли, – праздник жизни. Там красота, горы со снежными вершинами – именно их напоминает облупленное дно таза, обращенное к небу. Нелли Коржова пишет серию картин "Отпуск без конца" по мотивам фильмов Джармуша, находя определенную привлекательность в опустошенности американской жизни. Хаим Сокол, вернувшийся из Израиля в Москву, размышляет об эмиграции. В работе "Адресат выбыл" он переместил старые почтовые ящики с деревенских заборов на отвесную скалу над деревней. Общий их вил отдаленно напоминал абстрактную картину. "Новый свет" здесь почти "тот свет" – "панно" из ранее конкретных адресов напоминает и о древнеиудейском типе захоронения, когда гробы ставились в расщелинах скал, и об Америке с точки зрения Свидригайлова, когда уехать из России равняется перемещению в мир иной. А уж что там окажется – рай или ад...

Хаим Сокол
Работа Хаима Сокола

Молодой самаритянин Андрей Сяйлев создает незаметные поначалу объекты – мех, вылезающий из трещин фундамента типографии "Самарское слово", осиное гнездо из меха в углу избы. Может быть, это дикое, звериное начало на близкой к природе выставочной территории лезет изо всех щелей. На выставке "Захват", уже в пресловутом "белом кубе" галереи, Сяйлев показал разбитые зеркала, между осколками которых прорастает мех. Эти гламурные объекты словно напоминают о звере, сожравшем современное искусство – коммерции, и автор не прочь с этим зверем поиграть.

Андрей Сяйлев

Андрей Сяйлев
Работы Андрея Сяйлева

Наиболее романтическое представление об Америке вышло у москвича Андрея Кузькина: для перформанса-инсталляции "Быть художником, быть индейцем" он удалился на границу с заповедником, выстроил там свой вигвам, но в отличие от Руппрехтера, лозунгов не выкрикивал, а жил дикарем и вел дневник с записями и зарисовками. Когда в день выставки явились зрители, он позволил им осмотреть свое жилище, а сам удалился в поле, где тренировался в стрельбе из лука в небо. В каком-то смысле, это долг художника – брать цель выше, чем просто работа на зрителя.

У биеннале в Ширяево изначально не было такой цели, как массовое развлечение. И рост популярности стал проблемой, как выяснилось на коллоквиуме по итогам этого года. Редкая возможность услышать рассказ о работе из уст автора теперь не доступна почти никому – в толпе ближние ничего не услышат из-за криков стоящих сзади, которые просят говорить громче. Некоторые экспозиционные места и события просто не предназначены для больших групп – комнаты музея, полянка для перформанса. Любопытные готовы отодвинуть художника, чтобы лучше его видеть; те, кто последними зайдет в музей, не успеют на следующее событие – а перформанс не ждет. Много недовольных, попавших на номадическое шоу по ошибке: тех, кто, думая, что столпотворение – это весело, приехал на "Праздник вишневого пирога", гуляния с частушками и сарафанами, которые в деревне проводят в тот же день.



Вопрос о том, что делать с популярностью, которая грозит уничтожить уникальную атмосферу биеннале, остался открытым. Проводить биеннале два или три дня вместо одного нельзя, все равно один перформанс несколько раз не повторишь, на ночь всех зрителей разместить негде. Объяснить каждому любителю пирога, почему электрический стул является искусством – невозможно. Уместно вспомнить здесь высказывание индейца Кузькина: "Общение возможно только один на один, и то не со всеми". На предложение дифференцировать зрителей, не давать слишком широкую рекламу, как-то оградить мероприятие от массовости присутствующие на коллоквиуме заявили, что это "недемократично". Кажется, следует прислушаться к словам куратора немецкой группы Ханса Михаэля Руппрехтера о том, что "художник может обойтись без зрителя, а вот зрителю без художника совсем нечего будет делать". В заповедниках обитают редкие виды животных и растений; жаль, что не каждый может их увидеть, но только так они выживут, а посмотреть их можно в зоопарке. Возможно, и на биеннале стоило бы сохранить характер "заповедника", решить вопрос в пользу свободы художника. А комфортно посмотреть произведения можно в галереях и в музеях.






Ссылки:



Другие обзоры


Фоторепортаж с церемонии вручения премии Кандинского

Фоторепортаж с церемонии вручения премии Кандинского
10 декабря

9 декабря в ЦДХ были объявлены лауреаты премии Кандинского. GiF.Ru публикует фоторепортаж с церемонии вручения премии // Валерий Леденёв // далее...


"Новые скучные" со стороны и изнутри

"Новые скучные" со стороны и изнутри
9 ноября

Термин "новые скучные" был предложен арт-критиком Валентином Дьяконовым в одной из своих статей для обозначения художников, "избравших путь максимальной адаптации к мировым настроениям", для которых "похожесть на западные образцы возведена в принцип". Речь шла об участниках III Московской биеннале молодого искусства, и выходило так, что список "новых скучных" покрывал значительную часть молодых активно работающих авторов. О сути этого феномена, его генезисе и бэкграунде побеседовали Валентин Дьяконов и художник Арсений Жиляев // далее...


Архстояние 2010. Девять ключей лабиринта

Архстояние 2010. Девять ключей лабиринта
25 июля

Фоторепортаж с V фестиваля ландшафтных объектов "Архстояние. Девять ключей лабиринта". 24 июля 2010, деревня Никола-Ленивец. Куратор Олег Кулик // Валерий Леденёв // далее...


Апология интимного

Апология интимного
7 июля

В рамках II Московской международной биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?" открылись три исследовательских проекта на разных площадках Москвы // Валерий Леденёв // далее...


Молодые художники в ММСИ

Молодые художники в ММСИ
3 июля

В Московском музее современного искусства в Ермолаевском открылись три выставки в рамках II Московской международной биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?": русско-польский проект "__Переход__Transit__Транзит__", кураторский проект Нели Коржовой "Чудеса безделья" и двухчастная экспозиция "Свобода / Liberty" и "Воля / Freedom" // Валерий Леденёв // далее...


Свобода на квартирных баррикадах

Свобода на квартирных баррикадах
18 января

Молодой художник Денис Мустафин открыл у себя дома выставку "Свободы!". Простую московскую квартиру заполнили работы, либо по различным причинам запрещенные к показу, либо самими художниками оцененные как "опасные", могущие не пройти потенциальную цензуру. // Валерий Леденёв // далее...

Архив обзоров:










    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru






Н.М.. Кризисное голливудское кино на Берлинале
GiF.Ru, 11 марта

Анна Толстова. Кадровая революция
Коммерсантъ, N188/П (4488), 11.10.2010 , 13 октября

Валентин Дьяконов . Кровавый дед
Коммерсант / Власть, N38 (892), 27.09.2010, 10 октября

Анна Толстова. Кровавый Герман
Коммерсант / Weekend, N38 (184), 01.10.2010 , 10 октября

Анна Толстова. Экстремист на пенсии
Коммерсантъ, N188 (4488), 09.10.2010 , 10 октября

Диана Мачулина. Открытое письмо в Министерство культуры РФ
27 сентября







Виктор Мизиано: "Левые должны выдвинуть лозунг национализации культуры..."
Виктор Мизиано: "Самая главная проблема протестной культуры, что она не имеет внятную и доступно сформулированную – причем не только для других, для оппонентов, но и для себя, концепцию культуры и ее места в обществе. На сегодняшний день она пассивно принимает как данность навязываемое властью отождествление искусства с культурной индустрией, с рынком." // Илья БУДРАЙТСКИС , Вперёд // 05.08.2007 // далее...










Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования