Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 9.07.2020

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Обзоры и репортажи


Обозреватель:

Валерий Леденёв
Выставка видеоарта "Дрейф" в ГЦСИ
Выставка видеоарта "Дрейф" в ГЦСИ


Преходящее и непреходящее в дрейфующем видеоарте

Преходящее и непреходящее в дрейфующем видеоарте

12.11.2008


11 ноября в Государственном центре современного искусства прошла презентация выставки видеоарта и медиа-искусства "Дрейф" (Drift). Экспозиция является частью более масштабного международного проекта In Transition Russia 2008, организованного независимой художественной ассоциацией NeMe (Кипр) совместно с ГЦСИ (открытие состоится 28 ноября). В обоих проектах принимают участие известные художники со всего мира, а главная темы работ – изменения и трансформации, происходящие в современном мира.


Художественный руководитель ГЦСИ Леонид Бажанов объявляет об открытии выставки

По словам Ли Уэллса, известного художника и куратора (в т.ч. и нынешней выставки "Дрейф"), целью проекта является представление "наиболее адекватного портрета эпохи". Задача, в некотором роде претендующая в на подведение итогов, которое и без того началось на московской арт-сцене ретроспективами Ильи и Эмилии Кабаковых, Оскара Рабина (не столько "подытоживающих эпоху", сколько резюмирующих статус художников в России) и выставкой номинантов на премию Кандинского.


Кураторы выставки Ли Уэллс и Алиса Прудникова

Название проекта In Transition Russia невольно прочитывается как "Россия в переходный период", что прежде всего вызывает ассоциации с экономической тематикой, по понятным причинам на сегодняшний день вполне "горячей". С другой стороны, оно заставляет вспомнить книгу Троцкого "Культура переходного периода", посвященную культурной и социальной проблематике страны в 1920-е г.г. Подобные коннотации рождают ожидания чрезмерной актуальности и злободневности проекта. С актуальностью все в порядке – затронутые проблемы и правда носят общемировой характер. Только о злободневности говорить не приходится, что, впрочем, едва ли является недостатком: "злободневное" нередко оказывается "преходящим".


Слева: фрагмент инсталляции Чао Фэй "Я, зеркало".
Справа: фрагмент инсталляции Джереми Блейка "Винчестерская трилогия"


Экспозиция организована грамотно. От объема работ не рушится (как это было с выставкой коллекции МедиаАртЛаб), сами работы распределены равномерно и словно "рифмуются" друг с другом, нередко лишь по внешнему формальному признаку, но выставка смотрится "плавно" и легко, по кругу, от компьютерных видеоинсталляций до полуторочасового документального фильма Роберта Аданто (в виду продолжительности большинства работ на выставке можно провести почти весь день). Тематически они перемешаны, но мысленно разбиваются на условные "блоки".

Тема протеста против политического и общественного устройства мира представлена открывающей выставку работой Кристины Макфи "Рецепт "Торта для эвакуированных", направленной против современной цивилизации, уничтожающей и использующей людей как расходный материал. Здесь же можно упомянуть видео группы "Второй фронт" об играх, которые ведет правительство со своими гражданами (что аллегорически отражено персонажем, собирающем берлинскую стену из кирпичиков тетриса), а также серию работ Марка Трайба, реконструирующих громкие протестные речи, в разное время звучавшие в США (это, конечно, может говорить в пользу неугасающей актуальности породивших их причин, но все же перформативность этого действия с участием актеров порождает недоверие к серьезности происходящего).


Фрагмент работы группы "Второй фронт"

Другой важной темой выставки стала проблема смешения реального и виртуального в жизни современного человека в вплоть до полного из неразличения. Пожалуй, самой яркой работой в этом условном блоке можно документальный фильм известной китайской художницы Чао Фэй "Я, зеркало" (в мае-июне этого года ее работы выставлялись в Санкт-Петербурге). Фильм создан в виртуальном мире Second Life (компьютерной системе, по сути своей игре, позволяющей создавать собственные виртуальные реальности и существовать в них), повествование ведется от лица девушки Трэйси Чайна (игровой аватары художницы), которая посредством персонажа знакомится с молодым человеком (тоже персонажем) и впоследствии узнает, что он годится едва ли не в деды, и тем самым оказывается неспособной отрешиться от неотъемлемых реалий "земного" существования.


Фрагмент работы Чао Фэй "Я, зеркало"

К этому же условному "блоку" примыкает известная работа американского художника Джереми Блейка "Винчестерская трилогия", основанная на истории Сары Винчестер (вдовы владельца оружейной компании Вильяма Винчестера), создательницы знаменитого Таинственного Дома Винчестеров с ведущими в никуда лестницами и дверями, открывающимися на кирпичные стены. Сюжет, без того балансирующий на грани реальности и вымысла, виртуозно обыгрывается Джереми Блэйком его фирменным color field in motion (по выражению одного из критиков) – насыщенные цветовые видеряды с элементами "живописи цветовых полей" (color field) американского абстрактного экспрессионизма).

В дальнем углу зала в специально сооруженном для нее пространстве расположилась инсталляция художницы О Чжан "Игровая площадка" (выполнена в соавторстве с художницей Шан Нин). Цикл фильмов демонстрирует зрителю взаимоотношения женщины-азиатки и мужчины-европейца. На примере этой пары исследуются не только взаимоотношения полов, но и взаимодействие Востока и Запада. Правда, серия невнятных короткометражек с неразборчивым звуком вызывает сомнения по поводу успешности достижения поставленных целей.


Фрагмент работы О Чжан "Игровая площадка"

Квазиконцептуальная "плагиаристская" работа англичанина Стюарта Хоума, состоящая из всем знакомых DVD-заставок (предупреждений о авторских правах) на разных языках вперемежку со сценами из классического фильма "Носферату" (1922 год, реж. Ф.В.Мурнау; как известно, фильм является одним из лидеров по частоте заимствования из него фрагментов) поднимает вопрос о чрезмерном увлечении проблемами копирайта, а также о заимствовании и плагиате (художник сам нередко применяет плагиат как художественный прием).


Фрагмент работы Стюарта Хоума "Тяжба уже началась?"

Российские художники представлены на выставке работой группы АЕС+Ф "Лесной царь", с комментарием к которой на вернисаже выступила участница коллектива Татьяна Арзамасова.


Татьяна Арзамасова рассказывает о работе группы АЕС+Ф "Лесной царь"

Своеобразную "историю современного китайского искусства" рассказывает полуторачасовой документальный фильм американского режиссера Роберта Аданто "The Rising Tide": отрывки из работ, сюжеты и интервью с китайскими художниками и кураторами, чье творчество, по мнению режиссера, наиболее адекватно отражает социальную и культурную ситуацию нынешнего Китая. Присутствие фильма на выставке "Дрейф" Ли Уэллс объяснил тем, что картина сегодняшнего Китая в некотором роде многом напоминает российскую (быстрота и сложность происходящих перемен, мода на современное китайское и русское искусство и т.п.).


Кадр из фильма Роберта Аданто "The Rising Tide"

Пройдя полный круг по залу, к самом конце встречаешь видеоинсталляцию мексиканского художника Карлоса Аморалеса: дикие волки стремительно покидают леса и выстняют людей из городского пространства.


Фрагмент работы Карлоса Аморалеса "Человек-зверь"

Экспозиция, безусловно, отражает "характерные черты современности". Правда, с поправкой на то, что сами эти признаки уже давно стали привычными темами современного искусства. Тебе словно еще раз напоминают об "открытых" проблемах, прибегая к разнообразным художественным средствам, в силу компьютеризации и медийности тоже ставших почти "стереотипами" contemporary art.







Другие обзоры


Фоторепортаж с церемонии вручения премии Кандинского

Фоторепортаж с церемонии вручения премии Кандинского
10 декабря

9 декабря в ЦДХ были объявлены лауреаты премии Кандинского. GiF.Ru публикует фоторепортаж с церемонии вручения премии // Валерий Леденёв // далее...


"Новые скучные" со стороны и изнутри

"Новые скучные" со стороны и изнутри
9 ноября

Термин "новые скучные" был предложен арт-критиком Валентином Дьяконовым в одной из своих статей для обозначения художников, "избравших путь максимальной адаптации к мировым настроениям", для которых "похожесть на западные образцы возведена в принцип". Речь шла об участниках III Московской биеннале молодого искусства, и выходило так, что список "новых скучных" покрывал значительную часть молодых активно работающих авторов. О сути этого феномена, его генезисе и бэкграунде побеседовали Валентин Дьяконов и художник Арсений Жиляев // далее...


Архстояние 2010. Девять ключей лабиринта

Архстояние 2010. Девять ключей лабиринта
25 июля

Фоторепортаж с V фестиваля ландшафтных объектов "Архстояние. Девять ключей лабиринта". 24 июля 2010, деревня Никола-Ленивец. Куратор Олег Кулик // Валерий Леденёв // далее...


Апология интимного

Апология интимного
7 июля

В рамках II Московской международной биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?" открылись три исследовательских проекта на разных площадках Москвы // Валерий Леденёв // далее...


Молодые художники в ММСИ

Молодые художники в ММСИ
3 июля

В Московском музее современного искусства в Ермолаевском открылись три выставки в рамках II Московской международной биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?": русско-польский проект "__Переход__Transit__Транзит__", кураторский проект Нели Коржовой "Чудеса безделья" и двухчастная экспозиция "Свобода / Liberty" и "Воля / Freedom" // Валерий Леденёв // далее...


Свобода на квартирных баррикадах

Свобода на квартирных баррикадах
18 января

Молодой художник Денис Мустафин открыл у себя дома выставку "Свободы!". Простую московскую квартиру заполнили работы, либо по различным причинам запрещенные к показу, либо самими художниками оцененные как "опасные", могущие не пройти потенциальную цензуру. // Валерий Леденёв // далее...

Архив обзоров:










    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru






Н.М.. Кризисное голливудское кино на Берлинале
GiF.Ru, 11 марта

Анна Толстова. Кадровая революция
Коммерсантъ, N188/П (4488), 11.10.2010 , 13 октября

Валентин Дьяконов . Кровавый дед
Коммерсант / Власть, N38 (892), 27.09.2010, 10 октября

Анна Толстова. Кровавый Герман
Коммерсант / Weekend, N38 (184), 01.10.2010 , 10 октября

Анна Толстова. Экстремист на пенсии
Коммерсантъ, N188 (4488), 09.10.2010 , 10 октября

Диана Мачулина. Открытое письмо в Министерство культуры РФ
27 сентября







Виктор Мизиано: "Левые должны выдвинуть лозунг национализации культуры..."
Виктор Мизиано: "Самая главная проблема протестной культуры, что она не имеет внятную и доступно сформулированную – причем не только для других, для оппонентов, но и для себя, концепцию культуры и ее места в обществе. На сегодняшний день она пассивно принимает как данность навязываемое властью отождествление искусства с культурной индустрией, с рынком." // Илья БУДРАЙТСКИС , Вперёд // 05.08.2007 // далее...










Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования