Обзоры и репортажи

ДНЕВНИК БИЕННАЛЕ: айсберг нового русского реализма


21 марта в ГТГ открылась выставка "Мыслящий реализм" в рамках Второй Московской биеннале современного искусства

"Мыслящий реализм" в Третьяковке в Лаврушинском – небольшая часть большого кураторского проекта Екатерины Деготь. Подводная часть айсберга – дискурсивная, это разговоры с художниками, которые велись почти год и теперь выпущены отдельной книжкой журнала WAM. Проект разворачивается одновременно в музейных стенах и на плотных мелованных страницах.

Мыслящий реализм – формула интеллектуального вызова традиции. Точное название объединило искания современных художников, которые не ассоциируются со строго понимаемым реализмом. Екатерина Деготь привлекла шестнадцать художников, которым интересен реализм – Булатова, Кабакова, Гутова, Пепперштейна, Пригова, Чахала, Браткова и других, – их оказалось довольно много, больше, чем ожидал куратор.

Дмитрий Пригов. Проект инсталляции для Третьяковской галереи. 2007

Дмитрий Пригов. Проект инсталляции
для Третьяковской галереи. 2007

Впервые современное искусство вступает в диалог с передвижниками на их территории. Екатерина Деготь нарушила охранительную границу музея с его авторитарной иерархией и шедевром, возникающим после смерти художника (практики музейной и церковной канонизации довольно похожи). Можно предположить, что contemporary art окажется разрушительным для музейного контекста. Однако Деготь работает с искусством, для которого легитимация русского реализма жест гораздо более радикальный, чем присутствие живых художников в Лаврушенском. Не потрясти музейные устои, а пересмотреть мир современного искусства – в этом пафос кураторской мысли.

Ясно, что реализм сегодня может быть только концептуальным. Каждый из участников проекта концептуализирует реализм по-своему.

Илья Кабаков. В квартире Виктора Николаевича. 1994

Илья Кабаков. "В квартире Виктора Николаевича". 1994

Илья Кабаков так просто ставит реализм рядом с концептуализмом по причине их стилевой вырожденности, а в соседнюю кучу сбрасывает живопись ренессансную, барочную, модернистскую с их легко узнаваемым стилем. Кабаков находит в реалистической картине (как и в концептуальной) ответный взгляд, которым картина смотрит на нас, перед которым мы видны, чего нет в стилистической картине.

А.Куинджи. "Березовая роща", 1879. Фрагмент. Эрик Булатов. "Дорога", 1996

Работы Архипа Куинджи ("Березовая роща", 1879. Фрагмент) и Эрика Булатова ("Дорога", 1996)

В проекте довольно много соответствий с концептуализмом – и фотография с акции КД оказывается заряжена той же энергией ожидания, что и "Явление Мессии" Александра Иванова. Самый пластически далекий от реализма концептуализм оказывается самой частой современной рифмой к 19 веку.

Александр Иванов. "Явление Христа народу". 540 × 750. Холст, масло, 1837-1857

Александр Иванов. "Явление Христа народу". 540 × 750. Холст, масло, 1837-1857

Павел Пепперштейн, как и Кабаков, видит в русской картине срежиссированную постановочную реальность. Для него картина – шифр, а ее напряжение разворачивается между полотном и названием. Он смотрит на нее как на сгусток идеологического напряжения сакрального или мистического толка. Реалистическая картина по Пепперштейну – это "герменевтический аттракцион", завеса, которую нужно приподнять, чтобы узнать сообщение. Поскольку понимание не может быть однозначным, русская картина включает в себя спор о ней.

Дмитрий Гутов критерием реализма полагает "истину в искусстве" и вспоминает гегелевское "средоточие живописи – в выражении проникновенности чувства и боли души".

Алексей Саврасов. "Грачи прилетели", 1871. Холст, масло, 62 × 48,5 Дмитрий Гутов. "Грачи". Х/м, 120х100

Работы Алексея Саврасова "Грачи прилетели" (1871) и Дмитрия Гутова "Грачи"


Для Ольги Чернышевой также важна истина, однако ее истина определеннее гутовской, – художница видит ее в людях, в "человеческом приникании к земле". Она читает в русском реализме уроки авторского смирения и вообще все прекрасное и справедливое.

Таким образом, реализм оказывается фокусом ностальгий, ожиданий, концептов. Он, в итоге, становится некой ожидаемой стратегией будущего и даже самим будущим, хотя в его реальность едва ли кто не верит. Его важно иметь как личную художественную стратегию, как субститут сакрального, истины, чего-то в этом роде.

Екатерина Деготь развенчивает восприятие реализма как консервативного языка простым напоминанием того, что исторически это язык модернизации – реалистическая живопись была занесена Петром и в православной традиции долго была ересью, как авангард в той же традиции сегодня. Контекст классического музея выпускает актуальных художников в исторический опыт модернизации, как аквариумных рыбок в море. Миметическое видение реализма становится актуальным языком критики современного искусства.

Валерий Кошляков. "Изба". 2005

Валерий Кошляков. "Изба". 2005

Вместе с тем, выставка фиксирует симптоматику общей реставрации, в которой революционным оказывается концептуализация пластического возврата. Независимо от пафоса новой модернизации, который утверждает "Мыслящий реализм", проект реставрирует прошлое как новое наступающее настоящее.

Подобный ход коррумпирует искусство тактическим перемирием со многими идейными противниками. Трудно сказать, хорошо это или плохо. Для художников и публики хорошо по разным причинам. Для искусства – вряд ли.

Никуда не деться от ощущения, что проект конституирует состояние исчерпанности прежней актуальности, состояние ожидания нового. Неподвижность, иными словами.

Вторая Биеннале показала нам усталость искусства как критического события, Деготь вместе с художниками находит этот утраченный искусством критический потенциал в русском реализме. Мы можем сравнивать сладость хрена и редьки.

Ольга Чернышева в своем видео показывает зрителей, отражающихся в стеклах картин Русского музея. Зритель буквально входит в пространство картины, смотрит оттуда, идет дальше. История непрерывна, говорит видео, история искусств – довольно условная вещь, убеждает нас выставка. Мы отражаемся в истории, история отражается в искусстве. Когда-нибудь мы перестанем отражаться, и история двинется дальше. Звучит оптимистично, не правда ли?

Куратор выставки "Мыслящий реализм" Екатерина Дёготь

Куратор выставки "Мыслящий реализм" Екатерина Дёготь




полный адрес материала : http://www.gif.ru/reviews/bi2-dnevnik-08/


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования