Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 24.07.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Обзоры и репортажи


Обозреватель:

Александр Евангели
Обзор событий 2 Московской биеннале современного искусства
Обзор событий 2 Московской биеннале современного искусства


ДНЕВНИК БИЕННАЛЕ: гендерный маршрут-2. Варианты одиночества, Пипилотти Рист и Nobrow

ДНЕВНИК БИЕННАЛЕ: гендерный маршрут-2. Варианты одиночества, Пипилотти Рист и Nobrow

15.03.2007

GiF.Ru


Гендерная тема в искусстве, достигнув своей политической вершины в творчестве ВАЛИ ЭКСПОРТ, подвергла содержательной эрозии культуру и философию и растворилась в них, продолжая черпать от их нищеты. С инъекцией гендерной мысли связаны глубокие изменения в современной культуре, приобретающей феминные черты. Вполне отчетливо их репрезентирует Пипилотти Рист.

Биеннальские примечания на гендерную тему подготовила куратор Александра Данилова. Ее специальный проект "Взаимодействия" свободно разместился в холле бывшего музея Ленина – главного пространства первой биеннале. Теперь, два года спустя остро ощущается смысловая и символическая маргинальность старого центра, доселе неведомая. Прежние идеологемы и символы русского стремительно опустошились и утратили статус брендов, они не нужны ни искусству, ни рынку и вынуждены менять свой статус на исторический или музейный (что хорошо видно по выставке "Соц-арт" в Третьяковке).

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (куратор Александра Данилова)  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (куратор Александра Данилова)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (куратор Александра Данилова)

"Взаимодействия" – последняя выставка в старом пространстве музея Ленина, после которой музей закроется на реконструкцию.

Проект собран из работ трех художниц – Елены Ковылиной, Наталии Носовой и Юлии Бочковой. Тема взаимодействия как будто отсылает зрителя в плоскость коммуникации и взаимопонимания, но проект фактически рассказывает о трансгрессиях взаимодействия, о его отсутствии. Мы видим стратегии женского одиночества – эйфорического и самодостаточного у Юлии Бочковой, агрессивного и потребительского у Елены Ковылиной, тоскливого и тягостного от чужого присутствия у Наталии Носовой.

Проект "Взаимодействия" – из серии фотографий "Двое" Наталии Носовой

Проект "Взаимодействия" – из серии фотографий "Двое" Наталии Носовой

Серия фотографий "Двое" Натальи Носовой – сюжеты с двумя людьми, чаще всего с мужчиной и женщиной, о необходимости и тоске оставаться вместе. Это быстрый, точно считывающий особую пластику отчуждения взгляд. Носова снимала в разных городах мира, и в этом глобализованном взгляде более всего удручает не то, что счастья нет нигде и человек одинок, а ролевая предопределенность персонажей в сценах отчуждения, играемых одинаково в разных культурах. Самая тонкая и нонспектакулярная часть проекта.

Наталья Носова. Из серии "Двое". 2006. Предоставлено Е.К.АртБюро

Наталья Носова. Из серии "Двое". 2006.

Видео Елены Ковылиной – документация перформанса "Вальс в Майами" из продолжающейся серии "Вальсы", в которых художница работает со стереотипами женственности. Она предлагает потанцевать с ней, после чего вешает себе на грудь медаль, выпивает стопку водки и разбивает рюмку. "Удовольствие танца с красивой женщиной оборачивалось ужасом общения с почти неуправляемой особой", – поясняет куратор. Агрессивный перформанс Елены Ковылиной имеет своим итогом толпу испуганных разбегающихся мужчин и полную грудь медалей. Проверке на прочность подвергаются не только шаблоны женственности в довольно узком смысле – как способа достижения, но и западные стереотипы восприятия русского, стереотипы соблазнения и женской власти. Самая радикальная часть проекта, завораживающая зрителя бескомпромиссной осознанной обреченностью.

Елена Ковылина. Перфоманс "Вальс в Майами". 2005. Фото Сони Лаймер. Предоставлено Еленой Ковылиной

Елена Ковылина. Перфоманс "Вальс в Майами". 2005. Фото Сони Лаймер

Навязчивое автопортретирование и дорисовывание собственного образа у Юлии Бочковой – естественная метафора поиска аутентичного образа и, в общем, его отсутствия. Персонаж серии – просто поверхность для создания образа, просто готовность в любой момент быть чем-то другим. Это самая яркая и небесспорная часть проекта, вулканирующая визуальной и эмоциональной энергией становления, оформляемой на наших глазах.

Юлия Бочкова. Из серии "Автопортреты". 2006 (предоставлено Мультимедийным Комплексом Актуальных Искусств)

Юлия Бочкова. Из серии "Автопортреты". 2006

Почетный гость 2-й Московской бьеннале швейцарская художница Пипилотти Рист, как и ВАЛИ ЭКСПОРТ, придумала себе имя, объединив собственное Лотти (Шарлотт) с Пеппи (Длинный-чулок).

В связи с Рист уместно слово "релаксация". На 51 биеннале в Венеции она предлагала упасть на мягкие подушки и смотреть на потолок барочной церкви, куда проецировалось видео о прогулках юных нагих прелестниц в Эдеме (работа с ироничным названием Homo Sapiens Sapiens). Это был лесбийский вариант рая, исключающий проникновение зла, но не истины, иначе говоря – пенетрацию. Десятки озабоченных граждан попросили Иоанна Павла II изгнать из храма Homo Sapiens Sapiens. Но Папа Римский не стал лишать зрителей райского блаженства, пусть и в нетрадиционно-ориентированной версии.

Pipilotti Rist (Пипилотти Рист). Homo sapiens sapiens

Пипилотти Рист (Pipilotti Rist). Homo sapiens sapiens

Доехавшая до флигеля "Руина" в МУАРе (музее архитектуры) десятилетней давности инсталляция Sip My Ocean ("Пей мой океан") – это видеоклип на поп-песню Wicked Game Криса Айзека, сентиментального певца в стиле кантри-кроссовер. Видео с соблазнительной художницей проецируется на забеленную кирпичную стену, камера скользит по ее телу под водой в тропическом океане, она в ярком купальнике двигается под музыку, цвета подняты, песня нежно и чуть истерично перепета самой Пипилотти. (Рист раньше играла на ударных в рок-группе.) Sip My Ocean – это как ребенок матерится, пока родители не объяснили ему правду жизни, то есть бессмысленно и невинно. Порок неведом девам в океанских кущах. Эффект получается вполне волшебный.

Sip My Ocean "Schlürfe meinen Ozean" ("Пей мой океан"), 1996, audio video installation by Pipilotti Rist (Пипилотти Рист) (installation view at Guggenheim Museum Soho, New York/US; photo by Ellen Labenski). Courtesy the artist and Hauser & Wirth Zürich London

Пипилотти Рист (Pipilotti Rist). "Пей мой океан" ("Schlürfe meinen Ozean"), 1996, аудио, видео, инсталляция

Зрителя, ожидающего от швейцарской мегазвезды "высокого искусства" может обескуражить легкомысленность инсталляции. Новаторство и эстетическая адекватность Рист содержатся в ее выходе из традиционной авторитарной иерархии "высокое-низкое" и переходе в актуальную зону смешения автора, знака и потребления. Аналитик современной культуры Джон Сибрук, автор книги Nobrow, возможно, примирит зрителей с произведением. Sip My Ocean Пипилотти Рист – едва ли не единственный пример в визуальном искусстве, который Сибрук выбрал для иллюстрирования своего диагноза современной культуре. Вот что он пишет: "Это искусство, созданное из дискурса рекламы. Фильм, не являясь ни искусством, ни рекламой, но их гибридом, позиционируется и используется для того, чтобы продавать самого автора. И при этом нельзя обвинить Рист в "продажности". Ее инсталляция на самом деле – не продукт, хотя и сделана на основе продукта. (...) "Пей мой океан" – это словно парадигма процесса, происходящего повсеместно, – искусство репрезентации индивидуальности через культуру. Использовав формат музыкального видео и известную поп-песню, Рист сделала в ярко выраженной форме то же самое, что делают люди, выбирая себе одежду или компакт-диски. Говоря о картине, видеоклипе или паре джинсов "мне это нравится", вы делаете некое суждение, но это не суждение о качестве. (...) Это больше напоминает аппетит, чем объективное суждение. Вкус – это искусство сделать вещь частью вашей идентичности. Лишенный легитимности, установленной для них старой культурной иерархией, такой вкус похож на аппетит независимо от того, относится ли он к искусству, мебели или пище.

Подобно тому, как все клипы MTV – это реклама музыки, фильм Рист – реклама автора, и как раз это и делает его искусством по законам ноубрау."

Sip My Ocean "Schlürfe meinen Ozean" ("Пей мой океан"), 1996, audio video installation by Pipilotti Rist (Пипилотти Рист) (video still). Courtesy the artist and Hauser & Wirth Zürich London

Пипилотти Рист (Pipilotti Rist). "Пей мой океан" ("Schlürfe meinen Ozean"), 1996, аудио, видео, инсталляция





Ссылки:



Другие обзоры


Фоторепортаж с церемонии вручения премии Кандинского

Фоторепортаж с церемонии вручения премии Кандинского
10 декабря

9 декабря в ЦДХ были объявлены лауреаты премии Кандинского. GiF.Ru публикует фоторепортаж с церемонии вручения премии // Валерий Леденёв // далее...


"Новые скучные" со стороны и изнутри

"Новые скучные" со стороны и изнутри
9 ноября

Термин "новые скучные" был предложен арт-критиком Валентином Дьяконовым в одной из своих статей для обозначения художников, "избравших путь максимальной адаптации к мировым настроениям", для которых "похожесть на западные образцы возведена в принцип". Речь шла об участниках III Московской биеннале молодого искусства, и выходило так, что список "новых скучных" покрывал значительную часть молодых активно работающих авторов. О сути этого феномена, его генезисе и бэкграунде побеседовали Валентин Дьяконов и художник Арсений Жиляев // далее...


Архстояние 2010. Девять ключей лабиринта

Архстояние 2010. Девять ключей лабиринта
25 июля

Фоторепортаж с V фестиваля ландшафтных объектов "Архстояние. Девять ключей лабиринта". 24 июля 2010, деревня Никола-Ленивец. Куратор Олег Кулик // Валерий Леденёв // далее...


Апология интимного

Апология интимного
7 июля

В рамках II Московской международной биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?" открылись три исследовательских проекта на разных площадках Москвы // Валерий Леденёв // далее...


Молодые художники в ММСИ

Молодые художники в ММСИ
3 июля

В Московском музее современного искусства в Ермолаевском открылись три выставки в рамках II Московской международной биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?": русско-польский проект "__Переход__Transit__Транзит__", кураторский проект Нели Коржовой "Чудеса безделья" и двухчастная экспозиция "Свобода / Liberty" и "Воля / Freedom" // Валерий Леденёв // далее...


Свобода на квартирных баррикадах

Свобода на квартирных баррикадах
18 января

Молодой художник Денис Мустафин открыл у себя дома выставку "Свободы!". Простую московскую квартиру заполнили работы, либо по различным причинам запрещенные к показу, либо самими художниками оцененные как "опасные", могущие не пройти потенциальную цензуру. // Валерий Леденёв // далее...

Архив обзоров:










    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru






Н.М.. Кризисное голливудское кино на Берлинале
GiF.Ru, 11 марта

Анна Толстова. Кадровая революция
Коммерсантъ, N188/П (4488), 11.10.2010 , 13 октября

Валентин Дьяконов . Кровавый дед
Коммерсант / Власть, N38 (892), 27.09.2010, 10 октября

Анна Толстова. Кровавый Герман
Коммерсант / Weekend, N38 (184), 01.10.2010 , 10 октября

Анна Толстова. Экстремист на пенсии
Коммерсантъ, N188 (4488), 09.10.2010 , 10 октября

Диана Мачулина. Открытое письмо в Министерство культуры РФ
27 сентября







Виктор Мизиано: "Левые должны выдвинуть лозунг национализации культуры..."
Виктор Мизиано: "Самая главная проблема протестной культуры, что она не имеет внятную и доступно сформулированную – причем не только для других, для оппонентов, но и для себя, концепцию культуры и ее места в обществе. На сегодняшний день она пассивно принимает как данность навязываемое властью отождествление искусства с культурной индустрией, с рынком." // Илья БУДРАЙТСКИС , Вперёд // 05.08.2007 // далее...










Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования