Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 26.05.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Обзоры и репортажи


Обозреватель:

Александр Евангели
Обзор событий 2 Московской биеннале современного искусства
Обзор событий 2 Московской биеннале современного искусства


ДНЕВНИК БИЕННАЛЕ: гендерный маршрут. ВАЛИ ЭКСПОРТ, сретение вагин

ДНЕВНИК БИЕННАЛЕ: гендерный маршрут. ВАЛИ ЭКСПОРТ, сретение вагин

12.03.2007

GiF.Ru


Поскольку главный герой нынешней биеннале – пространства, то их прихотливое и произвольное кураторское освоение позволяет вытаскивать разные темы, вменяя этим темам логику и склонность к экспансии, которых они, впрочем, не всегда лишены изначально. Топос одной из таких тем – гендерной – обозначен двумя мегазвездами – ВАЛИ ЭКСПОРТ и Пипилотти Рист и тремя выставками – "Katoptron (Направление взгляда зеркала) ", "Взаимодействия" и "Liberation! – женщины и Абу-Грейб".

ВАЛИ ЭКСПОРТ Пипилотти Рист

С работами австрийской художницы Вальтрауды Ленер, взявшей себе в 1967 г. ник ВАЛИ ЭКСПОРТ (именно большими буквами), отечественный зритель знакомится впервые. Две ее ретроспективные выставки в ГЦСИ и фонде "Екатерина" представляют в основном произведения конца 60-х – начала 80-х, которые сегодня выглядит абсолютной классикой, а также две инсталляции 1990-х и работу 2006 года, специально созданную для Москвы.

С именем ВАЛИ ЭКСПОРТ связана героическая эпоха гендерного искусства. И в обращении к семидесятым годам – основная часть ретроспективы – чувствуется тоска по бунтарскому духу 68-го.

Время после 68-го породило искусство, тесно связанное с социальной и политической проблематикой. Высказывание телом было политическим высказыванием, обнажение тела было политикой. В то время феминизм был теоретическим стержнем политической активности по изменению положения женщин в семье и обществе, по утверждению демократических социальных стандартов в отношении женщин.

VALIE EXPORT. Identity Transfer 1 (1968)

VALIE EXPORT. Identity Transfer 1 (1968)

С середины 1960-х гендерная критика ВАЛИ ЭКСПОРТ обрушивается на системы репрезентаций, с помощью которых создается социальная реальность. Тогда художница (как и многие теоретики демократии) понимала публичное пространство как место, ядро которого формируется конфликтом, а не компромиссом и гармонией. Ей был близок радикализм "венских акционистов", она устраивала с ними совместные акции и перформансы. Вместе с человеком-собакой 1967 года Петром Вайбелем она провела уличный перформанс "Из досье собачьей жизни".

VALIE EXPORT и Peter Weibel (ВАЛИ ЭКСПОРТ и человек-собака Петер Вайбель), 1967

VALIE EXPORT и Peter Weibel (ВАЛИ ЭКСПОРТ и человек-собака Петер Вайбель), 1967

VALIE EXPORT и Peter Weibel (ВАЛИ ЭКСПОРТ и человек-собака Петер Вайбель), 1967

Иногда акции венских акционистов завершались кровопролитием. Вот как выглядела одна из них. Петр Вайбель выкрикивал в 300-ваттовый рупор радикальные политические речи ("война искусство бунт... искусство которое выживет как единственное место утопии и позаботится о наступлении утопии...искусство которое стремится к утопии трансформируется в военизированные акции... война несет революцию в поведении..."), ВАЛИ ЭКСПОРТ плетью хлестала зрителей, а Вольфганг Эрнс поливал их водой из шланга. "В Эссене дело дошло до стачки в зрительном зале, когда перформансисты начали без предупреждения хлестать публику. Лишь ЭКСПОРТ и Вайбель, держа в руках плети из бычьих хвостов исчезли в толпе, как кто-то начал кидать в поспешивших к выходу зрителей клубки колючей проволоки, неожиданно над толпой взлетели бутылочные осколки – кто-то разбил пивную бутылку о голову ЭКСПОРТ, нанеся ей рваную рану, рану военного похода воинствующего искусства".

Радикальные произведения ВАЛИ ЭКСПОРТ проблематизировали репрессивный характер австрийского послевоенного общества и засилье церкви. Женщине, утверждала художница, не принадлежит даже ее собственное тело: "Телу женщины разрешается функционировать лишь тогда, когда это нужно мужчине или обществу".

ВАЛИ ЭКСПОРТ, Петер Вайбель. Кино касания (Tapp und Tastkino, 1969)

VALIE EXPORT, Peter Weibel. Tapp und Tastkino (Кино касания). 1969

Эти работы бросали вызов государственному запросу на то, что Мишель Фуко назвал "послушным телом", которое можно "подчинять, использовать, трансформировать и улучшать". Отказавшись от послушания, ЭКСПОРТ стала работать со своим недисциплинированным телом, соединяя авангард и феминизм, кино и критику репрезентации, перформанс и критические исследования культуры.

В 1969 г. ВАЛИ ЭКСПОРТ осуществила акцию "Генитальная паника" в мюнхенском Музее кино, пройдя в джинсах с вырезанной промежностью по рядам кинозала, буквально цепляя зрителей лобком. Зритель, пришедший созерцать эротические образы на экране, оказался в ситуации, когда не он наблюдает пол, а пол художницы наблюдает за ним и отменяет его способность наблюдения.

ВАЛИ ЭКСПОРТ. "Генитальная паника" (1969)

ВАЛИ ЭКСПОРТ. "Генитальная паника" (1969)

В том же году плакат "Генитальная паника" (несколько его версий вошли в экспозицию в ГЦСИ) появился во многих публичных местах Вены. На плакате она одета в кожаную куртку и разрезанные джинсы, открывающие ее промежность. В руках у нее автомат, она смотрит в объектив, обращаясь к зрителю. Художница своим обнаженным лобком и недисциплинированной провокативной позой предъявляет образ, отвергающий модель женщины как жертвы (т.е. тот шаблон женственности, который фабрикуют история искусства и медиа). ЭКСПОРТ предстает вооруженной и сильной женщиной-субъектом, однако, обнаженный лобок подразумевает уязвимость, которую нужно отличать от самопожертвования.

ВАЛИ ЭКСПОРТ. Плакат "Генитальная паника"

ВАЛИ ЭКСПОРТ. Плакат "Генитальная паника"

Плакат предъявляет "тело как знак" – этой формулой ВАЛИ ЭКСПОРТ начала пользоваться с середины 60-х, вскрыв культурные коды непосредственно тела, а не только его медийных репрезентаций. В 1968 г. она была единственным художником, осмыслившим свою кожу как "тело-экран" и как поверхность для нанесения записи. Лет за десять до теоретиков культуры, в 1979 г. она проблематизирует различие между контролируемой государством "политикой тела" и природным и культурным телом. В феминистских исследованиях эти темы стали актуальны лишь в 90-х.

ВАЛИ ЭКСПОРТ. Акция "Тело" (Körper), цветная татуировка, 1970

ВАЛИ ЭКСПОРТ. Акция "Тело" (Körper), цветная татуировка, 1970

Не обойти сюжет с картиной Гюстава Курбе "Начало мира" (1866), известной как "самая знаменитая вагина в мире". Следы этого полотна, проданного Курбе турецкому дипломату, потерялись на 70 лет, потом холст всплыл в США в 1988 г. а его последним владельцем стал Жак Лакан, вдова которого передала картину французскому правительству в 1995 г. В этот год картину впервые показали на выставке в Париже, и именно там она встретилась с "Генитальной паникой".

В фонде "Екатерина" висят знаменитые концептуальные фотографии 70-х, комментируя которые ВАЛИ ЭКСПОРТ сказала: "Исследование восприятия, концепции и репрезентации реальности – главная тема всех моих работ". Серия "Конфигурации тела" сочетают женское тело и геометрические идеи, вдохновленные архитектурой. При внимательном изучении истоки культурных и геометрических форм обнаруживаются в теле, становится ясно, глядя на фотографии.


С 80-х ВАЛИ ЭКСПОРТ неоднократно инсценировала ситуации, в которых демонстрировала последствия подавления субъекта властью. Инсталляция "Крик" исследует лингвистическое поведение душевнобольных, вынужденных расширять границы своего языка с помощью неологизмов. На примере женщин, душевнобольных и тибетских монахов художница тематизирует и выявляет механизмы подавления.

VALIE EXPORT (ВАЛИ ЭКСПОРТ). Der Schrei (Крик), 1994

VALIE EXPORT (ВАЛИ ЭКСПОРТ). Der Schrei (Крик), 1994

Ее новая работа, созданная специально для биеннале, представляет собой башню из автоматов Калашникова, стоящую в емкости с нефтью в окружении мониторов, где транслируются сцены муштры в российской армии и казни в Китае. И сегодня ее работы отличает конкретный анализ политики образов.

Куратор Хедвиг Заксенхубер считает, что московский концептуализм 1970-х и 1980-х годов и радикальные акции московских художников 90-х образуют своего рода параллель к работам ВАЛИ ЭКСПОРТ.

Человек-собака Олег Кулик, 1996

Человек-собака Олег Кулик, 1996

По словам Кети Чухров, ВАЛИ ЭКСПОРТ "расширила арт-территорию, включив в свои исследовательские работы и радикальный акционизм, и исследования Женского (явившись одной из первых в формировании теории феминизма) и создании медийных ноу-хау (например проекты "Расширенное кино" или "Абстрактная картина") и перцептивные фото-эксперименты, и даже кино. (...)...работы ВАЛИ ЭКСПОРТ, – при том, что многие из них находятся уже в музеях, – до сих пор сохраняют эффект необычайной дерзости, которая не поблекла с годами. Работы ВАЛИ ЭКСПОРТ могут служить примером того, как, не оглядываясь на арт-систему, можно обгонять ее, оказываясь на десятилетия впереди."

ВАЛИ ЭКСПОРТ со стеклянной пластиной, пробитой пулей. 1972

ВАЛИ ЭКСПОРТ со стеклянной пластиной, пробитой пулей (1972)

Сегодня протестная функция феминизма исчерпана, и в теоретическом плане он становится новым видением мира, истории и языка – то есть глобальной интеллектуальной программой. Эта программа развивается уже вне связи с полом – как универсальный строй мысли, как доминирующий стиль и способ художественного и интеллектуального высказывания.

Продолжение гендерного маршрута в следующих обзорах ДНЕВНИКА БИЕННАЛЕ.






Ссылки:



Другие обзоры


Фоторепортаж с церемонии вручения премии Кандинского

Фоторепортаж с церемонии вручения премии Кандинского
10 декабря

9 декабря в ЦДХ были объявлены лауреаты премии Кандинского. GiF.Ru публикует фоторепортаж с церемонии вручения премии // Валерий Леденёв // далее...


"Новые скучные" со стороны и изнутри

"Новые скучные" со стороны и изнутри
9 ноября

Термин "новые скучные" был предложен арт-критиком Валентином Дьяконовым в одной из своих статей для обозначения художников, "избравших путь максимальной адаптации к мировым настроениям", для которых "похожесть на западные образцы возведена в принцип". Речь шла об участниках III Московской биеннале молодого искусства, и выходило так, что список "новых скучных" покрывал значительную часть молодых активно работающих авторов. О сути этого феномена, его генезисе и бэкграунде побеседовали Валентин Дьяконов и художник Арсений Жиляев // далее...


Архстояние 2010. Девять ключей лабиринта

Архстояние 2010. Девять ключей лабиринта
25 июля

Фоторепортаж с V фестиваля ландшафтных объектов "Архстояние. Девять ключей лабиринта". 24 июля 2010, деревня Никола-Ленивец. Куратор Олег Кулик // Валерий Леденёв // далее...


Апология интимного

Апология интимного
7 июля

В рамках II Московской международной биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?" открылись три исследовательских проекта на разных площадках Москвы // Валерий Леденёв // далее...


Молодые художники в ММСИ

Молодые художники в ММСИ
3 июля

В Московском музее современного искусства в Ермолаевском открылись три выставки в рамках II Московской международной биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?": русско-польский проект "__Переход__Transit__Транзит__", кураторский проект Нели Коржовой "Чудеса безделья" и двухчастная экспозиция "Свобода / Liberty" и "Воля / Freedom" // Валерий Леденёв // далее...


Свобода на квартирных баррикадах

Свобода на квартирных баррикадах
18 января

Молодой художник Денис Мустафин открыл у себя дома выставку "Свободы!". Простую московскую квартиру заполнили работы, либо по различным причинам запрещенные к показу, либо самими художниками оцененные как "опасные", могущие не пройти потенциальную цензуру. // Валерий Леденёв // далее...

Архив обзоров:










    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru






Н.М.. Кризисное голливудское кино на Берлинале
GiF.Ru, 11 марта

Анна Толстова. Кадровая революция
Коммерсантъ, N188/П (4488), 11.10.2010 , 13 октября

Валентин Дьяконов . Кровавый дед
Коммерсант / Власть, N38 (892), 27.09.2010, 10 октября

Анна Толстова. Кровавый Герман
Коммерсант / Weekend, N38 (184), 01.10.2010 , 10 октября

Анна Толстова. Экстремист на пенсии
Коммерсантъ, N188 (4488), 09.10.2010 , 10 октября

Диана Мачулина. Открытое письмо в Министерство культуры РФ
27 сентября







Виктор Мизиано: "Левые должны выдвинуть лозунг национализации культуры..."
Виктор Мизиано: "Самая главная проблема протестной культуры, что она не имеет внятную и доступно сформулированную – причем не только для других, для оппонентов, но и для себя, концепцию культуры и ее места в обществе. На сегодняшний день она пассивно принимает как данность навязываемое властью отождествление искусства с культурной индустрией, с рынком." // Илья БУДРАЙТСКИС , Вперёд // 05.08.2007 // далее...










Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования