Обзоры и репортажи

ДНЕВНИК БИЕННАЛЕ: 5 спецпроектов, 4 галереи, 33 латино-китайских богатыря – открытия Винзавода


Винзавод теперь имя собственное, пишется с большой буквы. В пятницу 2 марта там был праздник открытия всего.

Зритель у входа на Винзавод ослеплялся мощным прожектором, отчего блестящая (в основном от дождя) толпа напоминала рой летящих на свет мотыльков. За проходной зрителя выносило к разливочному цеху (сохраним эту сказочную топонимику – бесценный вклад предков-виноделов в новую мифологию места), где под вывеской параллельной программы праздновали новоселье главные ньюс-мейкеры повседневной московской арт-жизни – галереи Гельмана, Риджина, Айдан, и напротив них, в акцизном складе – галерея XL Елены Селиной.

Винзавод. Открытие проектов 2 Московской биеннале современного искусства. Фото Дмитрия Белякова

Винзавод. Открытие проектов 2 Московской биеннале современного искусства. Фото Дмитрия Белякова

За дверью галереи Гельмана – первой от ворот – творилось безумное: люди самозабвенно носились с баскетбольными мечами по галерее и кидали их в кольца, торчащие изо лбов огромных портретов Мишеля Фуко, Бодрийара, Батая, Фрейда, Эйнштейна и нашего питерского гения Перельмана. Называлась эта арт-физкультура "игры разума". Поэт Константин Рубахин заметил, что происходящее напоминает ему урок физкультуры в школе, последний урок. "Игры разума" придумали киевский художник Илья Чичкан и "Синие носы".

Галерея Марата Гельмана на Винзаводе. Илья Чичкан и "Синие носы". "Игры разума". Фото Дмитрия Белякова

В соседней "Риджине" было тихо, темно и таинственно, откуда-то сверху били два узких снопа света. Привыкнув к темноте можно было разглядеть две висящих под потолком летающих тарелки – свет вырывался из них и упирался в землю. В светящихся пятнах на полу проплывали дома, машины, земной ландшафт с высоты полета инопланетян. НЛО придумал молодой питерский художник Андрей Рудьев.

Винзавод. Риджина. Андрей Рудьев. "НЛО" (фото Дмитрия Белякова)  Винзавод. Риджина. Андрей Рудьев. "НЛО" (фото Дмитрия Белякова)

В галерее "Айдан" показывали (хм) аудиоинсталляцию "Фобии" Елены Берг.



Большое пространство XL заняла проектом abc.etc группа Art Business Consulting (Максим Илюхин, Михаил Косолапов и Наталья Стручкова) и близкие ей художники: Ольга Божко построила интерьерную инсталляцию, Оля Лялина анимировала на экране ноутбуков первые полосы мировых газет, Стас Шурипа продвинулся в работе с идеей пространства.

Винзавод. Проект abc.etc – группа "Art Business Consulting" (фото Дмитрия Белякова)

Вместе с галереями на Винзаводе в этот день открывались специальные проекты биеннале. И хотя переезд ведущих галерей в одно место событие для Москвы более важное и долгоиграющее, чем пять спецпроектов, будем следовать логике события, в которой параллельная программа – указатель в конце второго (синего) тома. В этой же логике первый в списке – приглашенная звезда Даррен Алмонд с неновым и очень личным видеопроектом "Если б ты был рядом...", посвященным воспоминаниям.

Винзавод. Даррен Алмонд. "Если б ты был рядом..." (фото Дмитрия Белякова)

Через двадцать лет после смерти мужа старая женщина оказывается в прибрежном городке, где прошел их медовый месяц. Это бабушка Алмонда. Четыре проекции не исчерпываются семейным сюжетом; осязаемое элегическое чувство оказывается основой для переживания европейской истории как довольно хрупкой и уязвимой субстанции. Автобиографическая канва лежит в основе многих проектов Алмонда. Время, восприятие пространства и места, персонажи, визуальное и акустическое решение – все очень жестко сплавляется и рифмуется, приобретая дополнительное символическое и эмоциональное измерение. "Эта инсталляция – об инстинкте, заставляющем нас оглянуться, перед тем как идти дальше, и понять, кто мы, узнав, откуда мы", – сообщает каталог. Даррен Алмонд это наш видео-Орфей. Его видеоинсталляция разместилась в подвалах вермутного цеха.

Винзавод. Даррен Алмонд. "Если б ты был рядом..." (фото Дмитрия Белякова)  Винзавод. Даррен Алмонд. "Если б ты был рядом..." (фото Дмитрия Белякова)

Наверху большой коллективный проект куратора Лолиты Яблонскене "Памятники тревоги нашей: истечение места". Это проект с антикорпоративным, антикапиталистическим пафосом рассказывает о тоске, возникающей у современного человека в связи с модернизацией городских пространств. Монструозные монументы модернизации "связывают прошлое с настоящим и настоящее с отсутствующим". В проекте собраны в основном прибалты, но есть художники из Афганистана, Молдовы, Франции, Беларуси, Швеции и Армении.

Винзавод. Проект куратора Лолиты Яблонскене "Памятники тревоги нашей: истечение места" (фото Дмитрия Белякова)

Значительное национальное присутствие – сильная сторона нашей биеннале, отличающая ее от других. Это естественная и адекватная реакция на культурную динамику, на смещение старых мировых центров искусства (Нью-Йорк – Париж – Берлин) в сторону Азии и Латинской Америки. Пятьдесят произведений 33-х художников из тех краев в проекте "Мы – ваше будущее" кураторов Итана Коэна и Хуана Пунтеса покажут Москве неевропейский путь в искусстве. Большей частью это весьма визуальное искусство с легко читаемой идеей антиклерикального, антиконсюмеристского, антиамериканского или иного анти- толка. Оно выглядит гораздо более бескомпромиссным, чем, например, работы основного проекта или спецпроекта "Верю".

Винзавод. Проект "Мы – ваше будущее" кураторов Итана Коэна и Хуана Пунтеса

Эти художники говорят о национальном и критикуют капитализм и Запад, где общество предает собственную историю. Так, испанец из Мехико Сантьяго Сьерра предстал перед судом за свою инсталляцию "245 кубометров", превратившую синагогу в газовую камеру. Центральная фигура современного китайского искусства Ай Вэйвэй (подписавший молоток, которым он разбил редкое фарфоровое блюдо, осквернивший 2000-летнюю вазу логотипом Кока-Колы) на Винзаводе представлен огромной живописной работой "В бога мы верим...". На ней простые американские парни с окраин в темных очках, по-нашему – гопники, только говорят по-английски. (Китайцы вообще-то часто изображают американцев по разным поводам, и при желании тут можно усмотреть конъюнктурность.) Маркос Рамирес ЭРРЕ повесил у Курского вокзала билборд, где указано расстояние до городов, оккупированных нашей армией в разное время, от Берлина до Грозного.

В азиатской части эта выставка – часть китайского вторжения, которое продолжится выставками в ЦДХ и галерее Церетели. Они, впрочем, честно предупредили, что нас ждет: они наше будущее.

Спецпроект "Верю" удостаивался на GiF.Ru отдельного обзора, а о выставке "Материя & Память" (кураторы Станислав Шурипа и Рене Падт), разместившейся в подвалах коньячного цеха, вспомним через несколько дней – молодые художники на биеннале явно складываются в отдельный сюжет.

Винзавод. "Материя & Память" (кураторы Станислав Шурипа и Рене Падт)



полный адрес материала : http://www.gif.ru/reviews/bi2-dnevnik-03/


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования