Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 26.05.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Обзоры и репортажи


Обозреватель:

Александр Евангели
Обзор событий 2 Московской биеннале современного искусства
Обзор событий 2 Московской биеннале современного искусства


ДНЕВНИК БИЕННАЛЕ: 5 спецпроектов, 4 галереи, 33 латино-китайских богатыря – открытия Винзавода

ДНЕВНИК БИЕННАЛЕ: 5 спецпроектов, 4 галереи, 33 латино-китайских богатыря – открытия Винзавода

5.03.2007

GiF.Ru


Винзавод теперь имя собственное, пишется с большой буквы. В пятницу 2 марта там был праздник открытия всего.

Зритель у входа на Винзавод ослеплялся мощным прожектором, отчего блестящая (в основном от дождя) толпа напоминала рой летящих на свет мотыльков. За проходной зрителя выносило к разливочному цеху (сохраним эту сказочную топонимику – бесценный вклад предков-виноделов в новую мифологию места), где под вывеской параллельной программы праздновали новоселье главные ньюс-мейкеры повседневной московской арт-жизни – галереи Гельмана, Риджина, Айдан, и напротив них, в акцизном складе – галерея XL Елены Селиной.

Винзавод. Открытие проектов 2 Московской биеннале современного искусства. Фото Дмитрия Белякова

Винзавод. Открытие проектов 2 Московской биеннале современного искусства. Фото Дмитрия Белякова

За дверью галереи Гельмана – первой от ворот – творилось безумное: люди самозабвенно носились с баскетбольными мечами по галерее и кидали их в кольца, торчащие изо лбов огромных портретов Мишеля Фуко, Бодрийара, Батая, Фрейда, Эйнштейна и нашего питерского гения Перельмана. Называлась эта арт-физкультура "игры разума". Поэт Константин Рубахин заметил, что происходящее напоминает ему урок физкультуры в школе, последний урок. "Игры разума" придумали киевский художник Илья Чичкан и "Синие носы".

Галерея Марата Гельмана на Винзаводе. Илья Чичкан и "Синие носы". "Игры разума". Фото Дмитрия Белякова

В соседней "Риджине" было тихо, темно и таинственно, откуда-то сверху били два узких снопа света. Привыкнув к темноте можно было разглядеть две висящих под потолком летающих тарелки – свет вырывался из них и упирался в землю. В светящихся пятнах на полу проплывали дома, машины, земной ландшафт с высоты полета инопланетян. НЛО придумал молодой питерский художник Андрей Рудьев.

Винзавод. Риджина. Андрей Рудьев. "НЛО" (фото Дмитрия Белякова)  Винзавод. Риджина. Андрей Рудьев. "НЛО" (фото Дмитрия Белякова)

В галерее "Айдан" показывали (хм) аудиоинсталляцию "Фобии" Елены Берг.



Большое пространство XL заняла проектом abc.etc группа Art Business Consulting (Максим Илюхин, Михаил Косолапов и Наталья Стручкова) и близкие ей художники: Ольга Божко построила интерьерную инсталляцию, Оля Лялина анимировала на экране ноутбуков первые полосы мировых газет, Стас Шурипа продвинулся в работе с идеей пространства.

Винзавод. Проект abc.etc – группа "Art Business Consulting" (фото Дмитрия Белякова)

Вместе с галереями на Винзаводе в этот день открывались специальные проекты биеннале. И хотя переезд ведущих галерей в одно место событие для Москвы более важное и долгоиграющее, чем пять спецпроектов, будем следовать логике события, в которой параллельная программа – указатель в конце второго (синего) тома. В этой же логике первый в списке – приглашенная звезда Даррен Алмонд с неновым и очень личным видеопроектом "Если б ты был рядом...", посвященным воспоминаниям.

Винзавод. Даррен Алмонд. "Если б ты был рядом..." (фото Дмитрия Белякова)

Через двадцать лет после смерти мужа старая женщина оказывается в прибрежном городке, где прошел их медовый месяц. Это бабушка Алмонда. Четыре проекции не исчерпываются семейным сюжетом; осязаемое элегическое чувство оказывается основой для переживания европейской истории как довольно хрупкой и уязвимой субстанции. Автобиографическая канва лежит в основе многих проектов Алмонда. Время, восприятие пространства и места, персонажи, визуальное и акустическое решение – все очень жестко сплавляется и рифмуется, приобретая дополнительное символическое и эмоциональное измерение. "Эта инсталляция – об инстинкте, заставляющем нас оглянуться, перед тем как идти дальше, и понять, кто мы, узнав, откуда мы", – сообщает каталог. Даррен Алмонд это наш видео-Орфей. Его видеоинсталляция разместилась в подвалах вермутного цеха.

Винзавод. Даррен Алмонд. "Если б ты был рядом..." (фото Дмитрия Белякова)  Винзавод. Даррен Алмонд. "Если б ты был рядом..." (фото Дмитрия Белякова)

Наверху большой коллективный проект куратора Лолиты Яблонскене "Памятники тревоги нашей: истечение места". Это проект с антикорпоративным, антикапиталистическим пафосом рассказывает о тоске, возникающей у современного человека в связи с модернизацией городских пространств. Монструозные монументы модернизации "связывают прошлое с настоящим и настоящее с отсутствующим". В проекте собраны в основном прибалты, но есть художники из Афганистана, Молдовы, Франции, Беларуси, Швеции и Армении.

Винзавод. Проект куратора Лолиты Яблонскене "Памятники тревоги нашей: истечение места" (фото Дмитрия Белякова)

Значительное национальное присутствие – сильная сторона нашей биеннале, отличающая ее от других. Это естественная и адекватная реакция на культурную динамику, на смещение старых мировых центров искусства (Нью-Йорк – Париж – Берлин) в сторону Азии и Латинской Америки. Пятьдесят произведений 33-х художников из тех краев в проекте "Мы – ваше будущее" кураторов Итана Коэна и Хуана Пунтеса покажут Москве неевропейский путь в искусстве. Большей частью это весьма визуальное искусство с легко читаемой идеей антиклерикального, антиконсюмеристского, антиамериканского или иного анти- толка. Оно выглядит гораздо более бескомпромиссным, чем, например, работы основного проекта или спецпроекта "Верю".

Винзавод. Проект "Мы – ваше будущее" кураторов Итана Коэна и Хуана Пунтеса

Эти художники говорят о национальном и критикуют капитализм и Запад, где общество предает собственную историю. Так, испанец из Мехико Сантьяго Сьерра предстал перед судом за свою инсталляцию "245 кубометров", превратившую синагогу в газовую камеру. Центральная фигура современного китайского искусства Ай Вэйвэй (подписавший молоток, которым он разбил редкое фарфоровое блюдо, осквернивший 2000-летнюю вазу логотипом Кока-Колы) на Винзаводе представлен огромной живописной работой "В бога мы верим...". На ней простые американские парни с окраин в темных очках, по-нашему – гопники, только говорят по-английски. (Китайцы вообще-то часто изображают американцев по разным поводам, и при желании тут можно усмотреть конъюнктурность.) Маркос Рамирес ЭРРЕ повесил у Курского вокзала билборд, где указано расстояние до городов, оккупированных нашей армией в разное время, от Берлина до Грозного.

В азиатской части эта выставка – часть китайского вторжения, которое продолжится выставками в ЦДХ и галерее Церетели. Они, впрочем, честно предупредили, что нас ждет: они наше будущее.

Спецпроект "Верю" удостаивался на GiF.Ru отдельного обзора, а о выставке "Материя & Память" (кураторы Станислав Шурипа и Рене Падт), разместившейся в подвалах коньячного цеха, вспомним через несколько дней – молодые художники на биеннале явно складываются в отдельный сюжет.

Винзавод. "Материя & Память" (кураторы Станислав Шурипа и Рене Падт)





Ссылки:



Другие обзоры


Фоторепортаж с церемонии вручения премии Кандинского

Фоторепортаж с церемонии вручения премии Кандинского
10 декабря

9 декабря в ЦДХ были объявлены лауреаты премии Кандинского. GiF.Ru публикует фоторепортаж с церемонии вручения премии // Валерий Леденёв // далее...


"Новые скучные" со стороны и изнутри

"Новые скучные" со стороны и изнутри
9 ноября

Термин "новые скучные" был предложен арт-критиком Валентином Дьяконовым в одной из своих статей для обозначения художников, "избравших путь максимальной адаптации к мировым настроениям", для которых "похожесть на западные образцы возведена в принцип". Речь шла об участниках III Московской биеннале молодого искусства, и выходило так, что список "новых скучных" покрывал значительную часть молодых активно работающих авторов. О сути этого феномена, его генезисе и бэкграунде побеседовали Валентин Дьяконов и художник Арсений Жиляев // далее...


Архстояние 2010. Девять ключей лабиринта

Архстояние 2010. Девять ключей лабиринта
25 июля

Фоторепортаж с V фестиваля ландшафтных объектов "Архстояние. Девять ключей лабиринта". 24 июля 2010, деревня Никола-Ленивец. Куратор Олег Кулик // Валерий Леденёв // далее...


Апология интимного

Апология интимного
7 июля

В рамках II Московской международной биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?" открылись три исследовательских проекта на разных площадках Москвы // Валерий Леденёв // далее...


Молодые художники в ММСИ

Молодые художники в ММСИ
3 июля

В Московском музее современного искусства в Ермолаевском открылись три выставки в рамках II Московской международной биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?": русско-польский проект "__Переход__Transit__Транзит__", кураторский проект Нели Коржовой "Чудеса безделья" и двухчастная экспозиция "Свобода / Liberty" и "Воля / Freedom" // Валерий Леденёв // далее...


Свобода на квартирных баррикадах

Свобода на квартирных баррикадах
18 января

Молодой художник Денис Мустафин открыл у себя дома выставку "Свободы!". Простую московскую квартиру заполнили работы, либо по различным причинам запрещенные к показу, либо самими художниками оцененные как "опасные", могущие не пройти потенциальную цензуру. // Валерий Леденёв // далее...

Архив обзоров:










    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru






Н.М.. Кризисное голливудское кино на Берлинале
GiF.Ru, 11 марта

Анна Толстова. Кадровая революция
Коммерсантъ, N188/П (4488), 11.10.2010 , 13 октября

Валентин Дьяконов . Кровавый дед
Коммерсант / Власть, N38 (892), 27.09.2010, 10 октября

Анна Толстова. Кровавый Герман
Коммерсант / Weekend, N38 (184), 01.10.2010 , 10 октября

Анна Толстова. Экстремист на пенсии
Коммерсантъ, N188 (4488), 09.10.2010 , 10 октября

Диана Мачулина. Открытое письмо в Министерство культуры РФ
27 сентября







Виктор Мизиано: "Левые должны выдвинуть лозунг национализации культуры..."
Виктор Мизиано: "Самая главная проблема протестной культуры, что она не имеет внятную и доступно сформулированную – причем не только для других, для оппонентов, но и для себя, концепцию культуры и ее места в обществе. На сегодняшний день она пассивно принимает как данность навязываемое властью отождествление искусства с культурной индустрией, с рынком." // Илья БУДРАЙТСКИС , Вперёд // 05.08.2007 // далее...










Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования