Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 26.05.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Обзоры и репортажи


Обозреватель:

Александр Евангели
Обзор событий 2 Московской биеннале современного искусства
Обзор событий 2 Московской биеннале современного искусства


ДНЕВНИК БИЕННАЛЕ: вавилонское открытие, сырая нефть, шлюхи Беньямина

ДНЕВНИК БИЕННАЛЕ: вавилонское открытие, сырая нефть, шлюхи Беньямина

3.03.2007

GiF.Ru


Итак, все на удивление срослось. Биеннале открылось. Современное искусство в бетонных интерьерах выглядит великолепно. Прав был Иосиф Маркович – надо оптимистичнее быть.

Все основные проекты оказались убедительны и превосходно реализованы. Конечно, в день открытия из-за гудящей толпы и недостатка времени совершенно невозможно было посмотреть "Американское видеоискусство в начале третьего тысячелетия" – кураторский проект Ханса Ульриха Обриста, Даниэля Бирнбаума и Гуннара Кварана на четвертом этаже строящегося ЦУМа, но и на первый взгляд было видно, что проект хорош осмысленной и свободной презентацией видео, работой с воздухом в голой бетонной коробке и, разумеется, дискурсивной частью.

Об открытии в башне. В метро "Международная" со встречного эскалатора "Синие носы" сообщили, что в башню не пробиться, но что с них взять, мы решили, что они просто в образе. Потом нам стали встречаться отчаявшиеся попасть на открытие и повернувшие назад. Таких был, наверное, целый автобус. Узкий проход на биеннале создал очередь. Девичий голос повторял в мегафон мантру с извинениями о доставленных неудобствах. Мысль о вавилонском столпотворении, учитывая смешение языков в окрестностях башни, была более чем уместна. Сергей Хачатуров фотографировал принудительную интимность гламурной толпы. Но потом как-то все оказались внутри.

Открытие 2 Московской биеннале современного искусства. Очередь в Башню "Федерация". Фото Сергея Хачатурова

Открытие 2 Московской биеннале современного искусства. Очередь в Башню "Федерация".
Фото Сергея Хачатурова

На трех этажах (19, 20. 21) разместились кураторские проекты Иосифа Бакштейна ("Только примечания? Искусство в эпоху социального дарвинизма"), Розы Мартинес и Фулии Эрдемчи ("После всего"), Яры Бубновой ("История в настоящем времени") и Никола Буррио ("Фонд Ноль, или Ледяная вода эгоистических подсчетов"). Кураторские проекты спокойно и гладко переходят один в другой, что, скорее, плюс для целого. Превосходное пространство. Критика капиталистической экономики в самом ее, так сказать, эмбриональном сердце органично взаимодействует с инсталляциями и видео из Латинской Америки и работами художников Восточной Европы. Постколониальный пафос сплавляется в экзистенциальной тревогой, неизбывное одиночество и неизбываемые трудности личной коммуникации – с новыми формами этой трудной коммуникации. Из окон, точнее, прозрачных стен открывается ночная Москва. Получается картина современного сознания, которое суть сплошное строительство башни с вкраплениями тревожного волшебства и трудной дорогой к нему.



В недостроенной пока ещё башне "Федерация" разместился Основной проект 2 Московской биеннале современного искусства

Основные проекты заслуживают подробного разговора, а пока вернемся к вчерашним специальным проектам. Их было много, в частности, серьезный и масштабный проект "Нефтяной патриотизм" в Музее современного искусства на Петровке. Это критическое и пристальное исследование нефти как фактора глобальной экономики, источника мифологий разных сообществ, социальной несправедливости и геополитических войн и наконец, как метафоры новой русской утопии и коррумпированной российской власти. Об этой выставке не хочется говорить вскользь, поэтому только про небольшую работу Жени Фикса оттуда. Он выставил семь писем от крупнейших нефтяных корпораций. Это ответы на его просьбу помочь ему приобрести 5 галлонов сырой нефти для создания произведения искусства – семь отказов, мотивированных тем, что компания не занимается сырой нефтью. То есть нефтяные корпорации уже ничем не отличаются от модных европейских и американских брендов, для которых шьет третий мир вещи. Это диагноз?



Специальный проект биеннале "Left Pop / Возвращаясь домой" в Музее современного искусства на Петровке (кураторы Диана Болдон, Джрджина Джексон, Никола Лиз) останавливает со входа горячей миксом левизны и медиа, портретом Вальтера Беньямина и переливающимися эффектными фотографиями девушек – "невест по почте", как называет их пояснительный текст. Это серия Алины и Джеффа Блюмис, где реконструируется "Московский дневник" Беньямина, одна из излюбленных мишеней современного философского комментирования.

 

"Московский дневник" Алины и Джеффа Блюмис считывается как опыт секса с русскими девушками, точнее с девушками постсоветской Москвы, которые символизируют безнадежную беньяминовскую любовь, и встречи с ними проходят в тех же местах, где молодой философ встречался с Асей Лацис. Серия отдает девиацией сытого интеллектуала и концептуализирует секс-туризм, можно и так посмотреть. Важно и то, что рядом с именами художников в скобочках написано Беларусь, Молдова, США, т.е. генетически это голос неполиткорректного третьего мира. Он напомнил пятилетней давности видео Пола Холлендера Buy, by, Beauty ("Прощай, красотка, прощай" или "Купи, купи красотку") о проституции в постсоветской Риге, показанное сначала по шведскому телевидению, а потом на чердаке у Бакштейна. Этот фильм выстраивает две системы рецепции – критическую (в Швеции он вызвал скандал) и нейтральную (в Москве). Проект Холлендера изначально был направлен против сексуальной эксплуатации, и вызвал протест у шведов потому, что художник в финале занимается именно тем, что обличает. Его позицию западные зрители справедливо сочли циничной и лживой при всей его декларируемой левизне. Полагаю, излишне говорить, что в Москве такая реакция вызвала недоумение: наши художники нашли этическую проблематику надуманной, критику лицемерной, а произведение скучным. Эта разница в системах рецепции левого мессаджа и проблематичность его интерпретации хорошо иллюстрирует противоречивость и внутреннюю коррумпированность, с которыми либеральный интеллектуал приходит на левое поле. В значительной степени эти замечания касаются и проекта Left Pop. Левое – это зона реальных проблем, острых вопросов и травмирующей актуальности, зона интеллектуального истеблишмента и современного философствования. Работа в этой зоне почти автоматически дает бонусы – гранты, участие в биеннале, реакцию в медиа и т.д. В проекте нет критики неолиберального языка и мифологий капитализма, но есть попытка освежить левую мифологию. Кураторы остаются в поле симулятивной стратегии, симулятивной левой критики и левого искусства (которого вообще-то не существует). Left Pop – это выставка о том, как хорошо продается левое. Ну да, неплохо.

 

Остается непреодолимый зазор между намерением, идеей – и отменяющим их результатом. В ситуации подобного разрыва оказывается довольно много проектов, тематизирующих разного рода марксизмы и протестные дискурсы. Вопрос таланта и вкуса – вовремя заметить ложь. Лучше всего, чтобы сохранить цельность, заняться формальными поисками и не приносить в жертву ни убеждения, ни искусство (как это сделал, например, Анатолий Осмоловский).

В формальном отношении на Петровке выставлено очень качественное искусство, визуально свежее и технически безупречное. Смотреть, конечно.





Ссылки:



Другие обзоры


Фоторепортаж с церемонии вручения премии Кандинского

Фоторепортаж с церемонии вручения премии Кандинского
10 декабря

9 декабря в ЦДХ были объявлены лауреаты премии Кандинского. GiF.Ru публикует фоторепортаж с церемонии вручения премии // Валерий Леденёв // далее...


"Новые скучные" со стороны и изнутри

"Новые скучные" со стороны и изнутри
9 ноября

Термин "новые скучные" был предложен арт-критиком Валентином Дьяконовым в одной из своих статей для обозначения художников, "избравших путь максимальной адаптации к мировым настроениям", для которых "похожесть на западные образцы возведена в принцип". Речь шла об участниках III Московской биеннале молодого искусства, и выходило так, что список "новых скучных" покрывал значительную часть молодых активно работающих авторов. О сути этого феномена, его генезисе и бэкграунде побеседовали Валентин Дьяконов и художник Арсений Жиляев // далее...


Архстояние 2010. Девять ключей лабиринта

Архстояние 2010. Девять ключей лабиринта
25 июля

Фоторепортаж с V фестиваля ландшафтных объектов "Архстояние. Девять ключей лабиринта". 24 июля 2010, деревня Никола-Ленивец. Куратор Олег Кулик // Валерий Леденёв // далее...


Апология интимного

Апология интимного
7 июля

В рамках II Московской международной биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?" открылись три исследовательских проекта на разных площадках Москвы // Валерий Леденёв // далее...


Молодые художники в ММСИ

Молодые художники в ММСИ
3 июля

В Московском музее современного искусства в Ермолаевском открылись три выставки в рамках II Московской международной биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?": русско-польский проект "__Переход__Transit__Транзит__", кураторский проект Нели Коржовой "Чудеса безделья" и двухчастная экспозиция "Свобода / Liberty" и "Воля / Freedom" // Валерий Леденёв // далее...


Свобода на квартирных баррикадах

Свобода на квартирных баррикадах
18 января

Молодой художник Денис Мустафин открыл у себя дома выставку "Свободы!". Простую московскую квартиру заполнили работы, либо по различным причинам запрещенные к показу, либо самими художниками оцененные как "опасные", могущие не пройти потенциальную цензуру. // Валерий Леденёв // далее...

Архив обзоров:










    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru






Н.М.. Кризисное голливудское кино на Берлинале
GiF.Ru, 11 марта

Анна Толстова. Кадровая революция
Коммерсантъ, N188/П (4488), 11.10.2010 , 13 октября

Валентин Дьяконов . Кровавый дед
Коммерсант / Власть, N38 (892), 27.09.2010, 10 октября

Анна Толстова. Кровавый Герман
Коммерсант / Weekend, N38 (184), 01.10.2010 , 10 октября

Анна Толстова. Экстремист на пенсии
Коммерсантъ, N188 (4488), 09.10.2010 , 10 октября

Диана Мачулина. Открытое письмо в Министерство культуры РФ
27 сентября







Виктор Мизиано: "Левые должны выдвинуть лозунг национализации культуры..."
Виктор Мизиано: "Самая главная проблема протестной культуры, что она не имеет внятную и доступно сформулированную – причем не только для других, для оппонентов, но и для себя, концепцию культуры и ее места в обществе. На сегодняшний день она пассивно принимает как данность навязываемое властью отождествление искусства с культурной индустрией, с рынком." // Илья БУДРАЙТСКИС , Вперёд // 05.08.2007 // далее...










Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования