Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 19.09.2020

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Обзоры и репортажи


Обозреватель:

Дмитрий Бавильский
Открытый Международный архитектурный пленер-практикум "Арх-Местечко: Шаргород" (Винницкая область, Украина)
Открытый Международный архитектурный пленер-практикум "Арх-Местечко: Шаргород" (Винницкая область, Украина)


Карта-схема Шаргородского метрополитена

Карта-схема Шаргородского метрополитена

13.08.2007

GiF.Ru


Август – пора звездопадов и отпусков. Коктебель устал. Сочи отжался и умер. Ездить на курорты немодно. Вот и ширится инфраструктура провинциальных фестивалей современного искусства. Выбирая между Арх-стоянием и Ширяевским биеннале, я решился на самый экзотический пункт актуальной программы – архитектурый пленер-семинар в украинском Шаргороде.



Ну, допустим, понятно почему нынче модно ездить в Киев – дороги до него как до Питера, а выходишь из поезда в другой стране. Еще пару лет назад все как подорванные штурмовали на выходных "Красную стрелу", однако же до президентских выборов меньше года. Теперь особая тема – Украина, жирная, самостийная, с перманентным политическим (и не очень) карнавалом.

Бог с ним, с Киевом, все там будем, но почему именно Шаргород – маленькое местечко, затерянное в складках Винницкой области? Дома-мазанки, курицы-несушки, улица Ленина с вытянутым на треть улицы действующим кладбищем, синагога 16 века и два собора, православный и католический вставшие напротив друг друга. И больше ничего, кроме тихой, налипающей на подошвы, жизни. Кроме холмов и садов, кроме радости животворящей, что вот вырвался ты куда подальше от суеты городов и вечной пробки на Ленинградке.

Шаргород. Улица Карла Маркса

Шаргород. Улица Карла Маркса

Второй год подряд издатель и бизнесмен Александр Погорельский вывозит в Шаргород интеллектуальную десантуру под предводительством великого и ужасного Николая Спайдера Палажченко. В прошлом году здесь бесчинствовали художники, в этом архитекторы.

Главный инициатор шаргородских проектов, президент московского общества развития актуального искусства "Метафутуризм" Александр Погорельский

Главный инициатор шаргородских проектов, президент московского общества развития актуального искусства "Метафутуризм" Александр Погорельский

Николай Спайдер Палажченко

Николай Спайдер Палажченко

Тут ведь как – сначала на разведку выходят первопроходцы, передовые отряды железных батальонов интеллектуального пролетариата. Диггеры, например, чья бригада вот уже вторую неделю обследует подземные пространства Шаргорода. Ну, или художники, которые в прошлом году напьянствовали и нашумели большую экспозицию контемпорарных объектов, выставлявшуюся впоследствии в столицах.



У архитекторов задача выходит более сосредоточенная: разработать и подготовить план реабилитации забытого богом места, замахнуться, страшно сказать, на создание уникальной туристической зоны "Золотое кольцо местечек". Ибо здесь, в непосредственной близости, и Тульчин с южным обществом декабристов, и Жмеринка с Остапом Бендером, и Брацлав и Джурин и даже Винница с забальзамированным Пироговым в придачу.



Погорельский уверен: через четыре года здесь будет город-сад. Архитекторы скептически посмеиваются в навороченные iMac'и, но дело свое знают. Хотя завиральных проектов (типа установки огромной статуи Майкла Джексона или объявления Шаргорода зоной легальных наркотиков) тоже хватает. Оно и понятно – пить начали еще в поезде, в особом незапломбированном вагоне, а здесь, на месте, сам воздух пьянит. Ну, и возможность осуществления любых проектов, концепций или придумок. Оккупировали странные люди спортивный зал, воткнулись в распечатки городского генплана и смущают широкую Шаргородскую общественность невнятностью перспектив.



Говорят, что охальники хотят накрыть город стеклянным куполом, на котором разместят курорт всемирного значения (ибо показывать в Шаргороде кроме самого Шарогорода особенно нечего).



Или выгонят всех жителей из своих халуп, от синагоги до руин сахарного завода пустят трамваи, заставляя развлекать охочих до экзотики миллионеров в качестве аниматоров. Шаргородская общественность не понимает и негодует. Опять же, диггеры, что перемещаются по городу только коллективно, в масс-халатах и со шварцнеггеровскими выражениями лиц, особой симпатии не добавляют.

Шаргород. Синагога (1589 г.)

Шаргород. Синагога (1589 г.)

Шаргород. Завод (главный производственный корпус)

Шаргород. Завод (главный производственный корпус)

Шутки шутками, но что из этого получится и правда непонятно. Ну, сделают музей современного искусства, ну поставят памятник неизвестному памятнику работы Жанны Кадыровой, ну разрисуют бетонные заборы веселенькими граффити, а дальше?



Зря шаргородцы волнуются – на их век заброшенности и запущенности хватит. Пока что "открытый архитектурный пленер" – факт человеческой и творческой биографии семи десятков новых робинзонов. Это они с утра до вечера общаются, пьют, смеются, гуляют, флиртуют – но и штурмуют угрюмую окружающую действительность с помощью всех возможных подручных средств.



Между кульманов и мольбертов ходит несколько веселый и потерянный Шаргородский мэр. Его захватывают открывающиеся перед городом перспективы, неожиданно свалившиеся на голову крепкого хозяйственника. В прошлом году мэра в образе "ковбоя Мальборо" нарисовал художник Илья Чичкан, чем купил городского главу на корню. На этот раз мэр заказывает свою скульптуру. И чтоб в полный рост. Говно вопрос, сделаем.

Мэр города Тимофей Жмурко и художник Ильи Чичкана на фоне портрета мэра

Мэр города Тимофей Жмурко и художник Ильи Чичкана на фоне портрета мэра

Ну, так про моду и первопроходцев. Очень важно запустить развитие вируса в правильную среду. Прорывы авангардистов съедаются массовой культурой на раз, усваиваются до полного несварения и дают странные всходы. Дягилевские сезоны до сих пор аукаются декадансом гей-культуры, блески и боа Фредди Меркури, позаимствованные им у берлинских кабаре, отзываются павлиньими перьями Киркорова, и так до бесконечности. Нынешнему десанту умников и умниц лепо ощущать себя новыми Адамами, поименовывающими все вокруг себя.



Обычный городской контекст замусорен до безобразия – пойди и скажи в нем новое слово, а Шаргород дает иллюзию возможности тотальной перемены, этакого пластилина, сминаемого под руками. Хотя пластилин этот каменный...



Но не стоит село без праведника. Весть о странном местечке, умелыми руками преобразованная в легенду, уже проникла в нестройные ряды. Особого наплыва туристов не наблюдается, зато вирус, инфицирующий заезжих знаменитостей, развивается в астрономической прогрессии. Будет людям счастье – ведь люди, хлебом не корми, обожают утопии. В том числе и архитектурные. Вот, оказывается, и бумажная архитектура пригодилась.

Что нам стоит дом построить? Нарисуем будем жить! Хотите трамвай – их есть у меня. Да что трамвай – такого добра в соседней Виннице как снега за баней. Давайте уж сразу запланируем метрополитен имени Жанны Кадыровой – благо диггеры под боком и разведку боем они уже проделали. Ни одно животное, между прочим, не пострадало.

Кстати, о животных. По донесениям лазутчиков на конец августа в Шаргороде запланирован съезд животноводов. Ожидается шесть сотен мастеров дойки машинного доения и профессионалов осеменения, которых разместят на стадионе. О, значит тут, оказывается, и стадион имеется.

Жизнь в Шаргороде продолжается.






Ссылки:



Другие обзоры


Фоторепортаж с церемонии вручения премии Кандинского

Фоторепортаж с церемонии вручения премии Кандинского
10 декабря

9 декабря в ЦДХ были объявлены лауреаты премии Кандинского. GiF.Ru публикует фоторепортаж с церемонии вручения премии // Валерий Леденёв // далее...


"Новые скучные" со стороны и изнутри

"Новые скучные" со стороны и изнутри
9 ноября

Термин "новые скучные" был предложен арт-критиком Валентином Дьяконовым в одной из своих статей для обозначения художников, "избравших путь максимальной адаптации к мировым настроениям", для которых "похожесть на западные образцы возведена в принцип". Речь шла об участниках III Московской биеннале молодого искусства, и выходило так, что список "новых скучных" покрывал значительную часть молодых активно работающих авторов. О сути этого феномена, его генезисе и бэкграунде побеседовали Валентин Дьяконов и художник Арсений Жиляев // далее...


Архстояние 2010. Девять ключей лабиринта

Архстояние 2010. Девять ключей лабиринта
25 июля

Фоторепортаж с V фестиваля ландшафтных объектов "Архстояние. Девять ключей лабиринта". 24 июля 2010, деревня Никола-Ленивец. Куратор Олег Кулик // Валерий Леденёв // далее...


Апология интимного

Апология интимного
7 июля

В рамках II Московской международной биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?" открылись три исследовательских проекта на разных площадках Москвы // Валерий Леденёв // далее...


Молодые художники в ММСИ

Молодые художники в ММСИ
3 июля

В Московском музее современного искусства в Ермолаевском открылись три выставки в рамках II Московской международной биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?": русско-польский проект "__Переход__Transit__Транзит__", кураторский проект Нели Коржовой "Чудеса безделья" и двухчастная экспозиция "Свобода / Liberty" и "Воля / Freedom" // Валерий Леденёв // далее...


Свобода на квартирных баррикадах

Свобода на квартирных баррикадах
18 января

Молодой художник Денис Мустафин открыл у себя дома выставку "Свободы!". Простую московскую квартиру заполнили работы, либо по различным причинам запрещенные к показу, либо самими художниками оцененные как "опасные", могущие не пройти потенциальную цензуру. // Валерий Леденёв // далее...

Архив обзоров:










    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru






Н.М.. Кризисное голливудское кино на Берлинале
GiF.Ru, 11 марта

Анна Толстова. Кадровая революция
Коммерсантъ, N188/П (4488), 11.10.2010 , 13 октября

Валентин Дьяконов . Кровавый дед
Коммерсант / Власть, N38 (892), 27.09.2010, 10 октября

Анна Толстова. Кровавый Герман
Коммерсант / Weekend, N38 (184), 01.10.2010 , 10 октября

Анна Толстова. Экстремист на пенсии
Коммерсантъ, N188 (4488), 09.10.2010 , 10 октября

Диана Мачулина. Открытое письмо в Министерство культуры РФ
27 сентября







Виктор Мизиано: "Левые должны выдвинуть лозунг национализации культуры..."
Виктор Мизиано: "Самая главная проблема протестной культуры, что она не имеет внятную и доступно сформулированную – причем не только для других, для оппонентов, но и для себя, концепцию культуры и ее места в обществе. На сегодняшний день она пассивно принимает как данность навязываемое властью отождествление искусства с культурной индустрией, с рынком." // Илья БУДРАЙТСКИС , Вперёд // 05.08.2007 // далее...










Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования