Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 25.05.2016

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Проекты


Вернуться к ленте

Искусство против географии

20.10.2000



19 октября 2000 г. в Мраморном дворце в Санкт-Петербурге состоялось открытие выставок в рамках проекта "Искусство против географии". Проект рассчитан на три года. В его рамках предстоит организация 80-ти выставок в 20-ти регионах страны



Слова "волна" применительно к художественному явлению выглядит сегодня как затасканная метафора (ничем не хуже был бы "ветер", например), но в южнорусском случае в ней слышатся волны Черного моря или Днепра, влажный воздух, много солнца, красок... Запахов меда и скошенных трав, лета... Тут уместна и еще одна традиционная метафора – "почва": это искусство, произрастающее именно на богатой почве, радующее обилием и плодородием.





Почему не хочется выбрасывать старые вещи? Может быть, осознание недюжинной силы и массы брошенных, сломанных, ненужных предметов заставляет русских гуманитариев – от художника Ильи Кабакова с его конфетными фантиками до философа Михаила Эпштейна с его проектом "лирического музея", где хранились бы обмылки и затупленные лезвия для бритья – обращаться к теме никчемных предметов и материалов.





Слово "ностальгия" давно потеряла свое первоначальное значение. То есть не потеряло, конечно, но в значении "тоска по Родине" употребляется оно не часто. После семиотически бесстыдного восклицания поэта-шестидесятника "не по прошлому ностальгия, ностальгия по настоящему!" она просто стала синонимом любой тоски. Нет, точнее – тоски с претензией... Выставка "Ностальгия" – тоска по методу. Для современного художника на место метафорической родины претендует скорее не эпоха (время) и не идея, а метод.





Миф о художнике, как об одиноком гении, который создает шедевры, сам того не понимая, так широко растиражированный к началу ХХ века, постепенно и неизбежно утрачивается. Сейчас уже никого не удивишь долговременным сотрудничеством двух и более художников, объединенных в пары, группы, временные союзы по разработке и осуществлению идей. Частичный отказ от индивидуальных амбиций является непременным условием при работе в группе и существенно расширяет диапазон творческой свободы.






Грани-границы между вещами имеют теперь странный статус – это частная собственность, переплетенная с общественным договором, причем ни то, ни другое границы не исчерпывает, и пропорции пляшут, как пульс баскетболиста. Человек только тем и занят, что с утра до ночи уточняет свой статус, укрепляет, рихтует, поправляет, теряет, вновь находит его; то же самое происходит со статусом явлений, отношений и институций.





В какой области у нас мог появиться цивилизованный феминизм, то есть разговор о гендерных проблемах одновременно с женской точки зрения и с человеческим лицом? На Западе этот дискурс тесно переплетен с социологией и антропологией, науками в нашем отечестве не слишком продвинутыми. У нас, казалось бы, продвинута литература, но социальная ее база в последние десятилетия резко маргинализировалась, и, может быть, поэтому филологический наш феминизм никакими особыми успехами похвастать не может. В результате нелегкую ношу – вырабатывать специфически женский дискурс – пришлось взвалить на свои хрупкие плечи кариатиде актуального искусства.





В поисках "новых форм" художники начала (прошлого) века обратили свой взор на то, что на сегодняшнем языке называется "социальными пространствами". Они хотели не объяснять, а изменять мир, работать непосредственно в гуще жизни, с материей самого существования. Инженерить нового человека. Черный квадрат это ведь не просто краска, нанесенная на холст, это и впрямь дыра, реально пробитая в земном бытии.




Участники проекта передвижных выставок


Целый ряд региональных музеев уже выразили свой интерес к проекту и готовность к сотрудничеству. В частности, достигнуты предварительные договоренности о проведении выставок со следующими музеями и галереями России:

Санкт-Петербург: Государственный Русский музей и Мраморный дворец

Владивосток: Галерея современного искусства "АРКА"

Екатеринбург: Музей изобразительных искусств (ЕМИИ)

Иваново: Областной художественный музей

Ижевск: Музейно-выставочный комплекс М.Т.Калашникова

Кемерово: Областной музей изобразительных искусств

Кострома: Выставочный зал областного Дома народного творчества

Красноярск: Музейный Центр на Стрелке

Курган: Художественный музей

Липецк: Музей-мастерская народного художника России В.С.Сорокина – Дом Мастера

Муром: Историко-художественный музей

Нижний Новгород: Филиал ГЦСИ

Нижний Тагил: Государственный музей изобразительных искусств

Новосибирск: Инновационный музейный центр "НОВОСИБИРСКАЯ ЗОНА" – подразделение Новосибирского Фонда им. Юрия Кондратюка

Самара: Областной художественный музей

Сургут: Художественный музей

Тверь: Областная картинная галерея

Тольятти: Картинная галерея и Выставочный зал Лицея Искусств

Ульяновск: Зал Союза художников

Хабаровск: Дальневосточный художественный музей

Ярославль: Центр современного искусства "Арс-Форум"

Продолжаются также переговоры с Областным художественным музеем г.Томска, Ямало-Ненецким Окружным музеем изобразительных искусств в Ноябрьске, Областным художественным музеем г.Губкинский, Муниципальной художественной галереей и Муниципальным выставочным залом в Перми.






Ссылки:


















    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования