Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 21.03.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Проекты

Вернуться к ленте

Искусство против географии: предпочитаемые и отвергаемые художники



Предпочитаемые и отвергаемые художники
на выставках "Искусство против географии"
в Государственном Русском музее


Проект "Искусство против географии", посвященный 10-летию Галереи М. Гельмана, был представлен в Мраморном дворце Государственного Русского музея с 19 октября 2000 года по 15 февраля 2001. Он был разбит на два этапа. На первой экспозиции - с 19 октября по 5 декабря 2000 года - экспонировались три выставки: "Южнорусская волна", "Бедное искусство" и "Ностальгия", которые репрезентировали преимущественно деятельность Галереи М. Гельмана первой половины 90-х годов, на втором экспозиции - с 11 декабря 2000 года по 15 февраля 2001 года - следующие три выставки: "Динамические пары", "Женщины России", "За гранью" представляли актуальное отечественное искусство второй половины 90-х годов.

Выставка широко освещалась в прессе, на телевидении, по радио и в интернете. Только в городских газетах и журналах было опубликовано 17 статей.

Выставку посетило около 11 тысяч человек.

Социологический опрос проводился в начале, середине и конце каждого этапа во все дни недели. На первом этапе было опрошено 269 человек, на втором - 240, т.е. в общей сложности 509 человек. Данные опросов были закодированы и обработаны методами математической статистики.

В задачи исследования входило выяснение особенностей аудитории актуального русского искусства. Известно, что чем более современным является искусство, тем менее популярно оно у широкой аудитории любителей изобразительного искусства и тем уже круг его поклонников. Другой не менее важной задачей является выявления особенностей восприятия и оценки зрителями актуального искусства, их художественных установок и предпочтений. Иерархия художников, выстроенная искусствоведами, критиками, кураторами и воплотившаяся в выставке, должна быть дополнена соответствующей иерархией зрителей, для которых собственно и устраиваются выставки.

С этой целью били выявлены наиболее предпочитаемые и отвергаемые художники на выставках "Искусство против геогафии".


ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ ХУДОЖНИКИ.

Респондентов просили ответить на вопрос: "Какие произведения на данной выставке Вам понравились больше всего?". На первой экспозиции "Искусство против географии" ("Южнорусская волна", "Бедное искусство" и "Ностальгия") не ответили на данный вопрос 25% опрошенных. 4% написали, что затрудняются ответить, 4,5% - понравилось "все", "многое", "большинство". 5,5% опрошенных написали, что им не понравились все работы и 61% опрошенных назвали конкретных авторов и работы, которые им особенно понравились.

Бесспорным лидером в предпочтениях стал В. Кошляков - 32% опрошенных (каждый третий), назвали его работы в качестве наиболее понравившихся. При этом самыми популярными его работами стали - "Готика", "Греция", "Парфенон", "Рим" - архитектурные пейзажи, имитирующие или симулирующие классику. К "классическим" можно отнести и следующих за Кошляковым О. Мигаса и А. Ганкевича (13,4% опрошенных), которые, имитируя помпейскую мозаику, пишут маслом увеличивая до невероятных размеров классический голландский натюрморт. На третьем месте О. Голосий (9,3% опрошенных) и, прежде всего, его "Тайная вечеря", выполненная в экспрессивной манере. 4 - 5 места поделили Ю. Соломко (7,1% опрошенных), который работает с классическими сюжетами европейского изобразительного искусства и географическими картами, и Гор Чахал (7,1% опрошенных) - единственный художник, чьи компьютерные работы получили признание зрителей. Наконец, шестое место заняли А. и О. Флоренские (5,6% опрошенных), чьи объекты из дерева и металла, на тему петербургской топографии, не могли оставить равнодушными петербургских зрителей. Можно продолжить список популярности (в порядке предпочтений): А. Савадов и Г. Сенченко, П. Керестей, И. Чичкан, А. Тер-Огаьян, "Речники", Ганкевич "Повар", В. Дубосарский и А. Виноградов, "Мартынчики", А. Басанец, А. Ройтбурд, В. Архипов, Г. Пузенков и т.д.

Итак, если подводить итог, то можно заметить, что из шести наиболее предпочитаемых авторов, три в той или другой степени работают с "классическим" материалом "классическими" средствами. Один - О. Голосий - в экспрессивной манере. Флоренские предложили объекты и лишь один художник - Гор Чахал - использует новые (компьютерные) технологии.

Каждый художник находит своих почитателей. Например, мозаичные натюрморты Мигаса и Ганкевича выбирают впервые пришедшие и редко посещающие музей, случайные посетители, школьники, посетители с низким уровнем знаний новейшего искусства, для которых это искусство недостаточно понятно, они предпочитают классическую русскую литературу, традиционное русское искусство ХIХ века и отечественное кино. Работы Кошлякова предпочитают студенты и специалисты гуманитарных профессий, которые пришли потому, что интересуются новейшими течениями и хотели бы познакомиться с Галереей М. Гельмана, в их художественных предпочтениях превалирует зарубежная "интеллектуальная" литература, нетрадиционное зарубежное изобразительное искусство и современное зарубежное кино.

На второй экспозиции "Искусство против географии" ("Динамические пары", "Женщины России", "За гранью") самым популярным художником оказался О. Кулик, а наиболее предпочитаемой оказалась его работа "Вглубь России" - видеоскульптура, представляющая из себя огромную корову из папье-маше, в чреве которой через анальное отверстие можно было посмотреть видеофильм. Поклонников этой работы характеризует то, что они пришли на выставку специально познакомиться с Галереей М. Гельмана, они оценивают выставку как "очень интересную" и оригинальную, любят отечественную литературу и зарубежную нефилармоническую музыку.

"Генетическая гимнастика" В. Ефимова, А. Чернышова и "Идиомы" К. Батынкова разделили второе и третье место в списке предпочтений. Каждому из этих проектов отдали свои "голоса" 6,3% опрошенных. "Генетическая гимнастика" - инсталляция, которая включает цветные фотографии и два движущихся видеоряда на экранах телевизоров. Правда, телевизоры практически не включались, и зрители могли видеть только цветные фотографии. Какой был бы рейтинг этого проекта, если бы работали видеомагнитофоны можно только догадываться. Впрочем, видеомагнитофон в чреве коровы О. Кулика также не работал. "Идиомы" К. Батынкова демонстрируют список концептуально и остроумно выбранных пар героев (литературных - "Серый Волк" и "Красная Шапочка", "Чук и Гек", исторических - Ильф и Петров, географических - Будда и Пешт, космических - Белка и Стрелка, политических и т.д.). Эти пары (более пятидесяти) были не только продекларированы, но каждая из них нашла своё воплощение в виртуозном рисунке.

Четвертое место заняла "Анатомическая фигура" А. и О. Флоренских (5,8%), которая представляет собой объект, продолжающий традицию анатомического театра, но в "мусорном" материале.

Пятое и шестое место (5,4% опрошенных) поделили известный проект "Выбор народа" В. Комара, А. Меламида и "Капроновая живопись" А. Мартыновой. Последний цикл работ представляет натянутые на подрамники рваные колготки разного цвета, которые образуют формально безупречные абстрактные композиции.

Можно продолжить список популярных художников экспозиции №2. Это - Т. Антошина, В. Мизин и К. Скотников "Поцелуй Иуды", Л. Горлова, выставка "Женщины России" в целом и т. д.

ОТВЕРГАЕМЫЕ ХУДОЖНИКИ

Следующий вопрос анкеты: "Какие произведения на выставке у Вас вызвали неприятие?" На первой экспозиции проекта 12% опрошенных написали, что нет работ, которые бы им активно не нравились, 5% - ответили, что им активно не нравятся большинство или все работы. 29% опрошенных назвали конкретных художников и работы, которые вызвали у них неприятие.

Не один художник и не одна работа не набрали достаточное количество отвержений, чтобы получить самостоятельную рубрику. Лидируют в параде антипопулярности Ю. Хоровский, О. Голосий, Ю. Соломко и А. Тер-Оганьян. В список активно не понравившихся попали и работы В. Кошлякова, А. Савадова, Г. Пузенкова и других художников.

На второй экспозиции проекта выделились явные лидеры зрительских антипатий.

"Поцелуй Иуды" В. Мизина и К. Скотникова вызвал наибольшую неприязнь (7,9% опрошенных) у посетителей выставки. Высказывания самих опрашиваемых проясняют ситуацию - "гомики", "педики", "грубоватые мужские поцелуи", "игры гомосексуалистов", "маньячные мужики, косящие под Мэнсона" и т. д. Если к этому прибавить "Новых юродивых" А. Шабурова, В. Мизина и К. Скотникова (четвертое место - 3,3% опрошенных), то эти два цикла работ, выполненных в соавторстве как фотофиксация перформансов, являются бесспорными лидерами парада антипопулярности. Реакция зрителей на "Новых юродивых" - "вся серия с раздетыми мужчинами на фоне церквей - это очень вульгарно", "изображение церквей - это богохульство в такой интерпретации" и т. д.

О. Кулика и А. Бренера (у 5,8% опрошенных работы этих художников вызвали неприязнь) мы объединили не только потому, что на выставке была представлены фото их совместного перформанса "Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером", но и потому, что опрашиваемые их часто соединяли вместе в своих негативных отзывах.

"Женщины России" (5,8% опрошенных) - выставка, где принимали участие 9 авторов-женщин. Помимо выставки в целом, опрашиваемые довольно часто называли в своих отрицательных отзывах конкретные имена авторов. Лидирует в этом отношении А. Мартынова, которая также вошла в пятерку наиболее популярных авторов данной экспозиции. Основные претензии к выставке "Женщины России" - "очень поверхностно и наивно".

Помимо вышеназванных авторов, негативную реакцию вызвали "Донбас-шоколад" А. Савадова ("те шахтеры - это богохульство"), серия работ Е. Семенова и Л. Семеновой, в которых сцены в религиозных сюжетах играют психически неполноценные люди - олигофрены или дауны ("призывают к разрушению веры в Бога"), цикл работ В. Комара и А. Меламида ("лубочные картинки") и т.д.

Если подытожить негативные реакции на отдельные работы и экспозицию №2 в целом, то они сводятся "в основном к морально-этическим соображениям" - "богохульство", "извращения", "грубо показаны ситуации крови, образы насилия", "криминальный архив", "слишком непристойны", "необоснованная пошлость" и.д.

Если сравнивать две экспозиции, то на второй экспозиции количество негативных реакций оказалось значительно больше. По сравнению с первой на второй экспозиции в два раза меньше тех, кто написал, что нет работ, которые бы вызвали неприязнь, и в три раза больше тех, кто ответил, что все или большинство работ вызвали антипатию.

Список наиболее понравившихся и отвергаемых художников
на выставках "Искусство против географии"

Ранг Предпочитаемые художники % Отвергаемые художники %
1 В. Кошляков 31,7 "Поцелуй Иуды" В. Мизин и К. Скотников 7,9
2 О. Мигас, А. Ганкевич 13,4 О. Кулик и А. Бренер 5,8
3 О. Кулик 12,5 "Женщины России" 5,8
4 О. Голосий 9,3 "Новые юродивые" А. Шабуров, В. Мизин и К. Скотников 3,3
5 Гор Чахал 7,1 Ю. Хоровский  
6 Ю. Соломко 7,1 О. Голосий  
7 В. Ефимов - А. Чернышов 6,3 Ю. Соломко  
8 К. Батынков "Идиомы" 6,3 А. Тер-Оганьян  
8 О. и А. Флоренские "Анатомическая персона" 5,8 А. Мартынова  
9 А. и О. Флоренские "Топография Санкт-Петербурга" 5,6 О. Маслов, В Кузнецов  
10 В. Комар и А. Меламид 5,4 А. Савадов "Донбас-шоколад"  
11 А. Мартынова 5,4 Е. и Л. Семёновы  

Список наиболее понравившихся и вызвавших неприязнь художников, свидетельствует о том, что аудитория выставок разделилась на антагонистические группы, поскольку одни и те же художники - О. Кулик, О. Голосий, Ю. Соломко, А. Мартынова - оказались и в том и в другом списке. При этом предпочитаемые художники выбираются преимущественно из тех, у кого в большей степени выражена традиционность, тогда как неприязнь вызывают, прежде всего, те художники, которые радикально ниспровергают традиционные моральные, религиозные и эстетические ценности.

На экспозиции "Искусство против географии" №1 неприязненные оценки распределись среди многих художников. И комментарии, сопровождающие негативные выборы, касаются в основном формальных признаков представленных работ - "не все умеют рисовать, а хочется", "во многом наигранно", "народ выпендривается", "Бедное искусство" - склад, "Ностальгия" - дизайнерская студия, "Южнорусская волна" - кружок "Умелые руки".

На экспозиции №2 каждый пятый ответил что, у него вызвали неприязнь большинство работ, а каждый третий назвал конкретные работы и среди них четыре проекта собрали более половины всех отрицательных оценок. При этом причина негативного отношения к конкретным работам и экспозиции №2 в целом лежит не в формальных признаках работ, а в их содержании, которые, по мнению посетителей, ниспровергают или подвергают глумлению их жизненные (моральные, религиозные, эстетические и т.д.) ценности.

Валерий Козиев


кандидат психологических наук
заведующий отделом
социально-психологических исследований ГРМ







Ссылки:


















    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования