Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 21.03.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Проекты

Вернуться к ленте

В.Н.Козиев. Публика на выставках "Искусство против географии"



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ

ОТДЕЛ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ


Публика на выставках "Искусство против географии"


Научный отчёт

Валерий КОЗИЕВ


ПРИЛОЖЕНИЕ: СТАТИСТИКА ПОСЕЩЕНИЙ ВЫСТАВКИ (таблицы)

Проект "Искусство против географии", посвященный 10-летию Галереи М.Гельмана, был представлен в Мраморном дворце Государственного Русского музея с 19 октября 2000 года по 15 февраля 2001. Он был разбит на два этапа. На первом - с 19 октября по 5 декабря 2000 года - экспонировались три выставки: "Южнорусская волна", "Бедное искусство" и "Ностальгия", которые репрезентировали преимущественно деятельность Галереи М. Гельмана первой половины 90-х годов, на втором этапе - с 11 декабря 2000 года по 15 февраля 2001 года - следующие три выставки: "Динамические пары", "Женщины России", "За гранью" представляли актуальное отечественное искусство второй половины 90-х годов.

Выставка широко освещалась в прессе, на телевидении, по радио и в интернете. Только в городских газетах и журналах было опубликовано 17 статей.

Выставку посетило около 11 тысяч человек.

Поскольку данный проект представлял актуальное отечественное искусство последнего десятилетия и впервые в стенах ГРМ была показана коллекция частной галереи, то целью исследования было выяснение особенностей зрительской аудитории новейших направлений отечественного искусства по сравнению с аудиториями традиционного искусства и классического русского авангарда.

Социологический опрос проводился в начале, середине и конце каждого этапа во все дни недели. На первом этапе было опрошено 269 человек, на втором - 240, т.е. в общей сложности 509 человек. Данные опросов были закодированы и обработаны методами математической статистики.

1. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПУБЛИКИ.

Возрастной состав публики.

Уникальным оказался возрастной состав посетителей выставок "Искусство против географии" - 62% молодежи до 30 лет, 27% посетителей средних возрастов и 11% составляют те, кому старше 50. Особенно впечатляет молодёжная аудитория выставок. Среди посетителей выставок "Искусство против географии" молодежи на 25% больше, чем на выставках искусства первой половины ХIХ века, на 15% больше чем на выставках передвижников и искусства рубежа веков и на 7% больше, чем на основной экспозиции. Соответственно посетители возрастных категорий старше 30 лет представлены значительно меньше.

В таблицах представленных ниже, приводятся данные опросов на основной экспозиции (2000 год), и на выставках различных периодов русского искусства - первая половина ХIХ века - "К 200-летию со дня рождения Карла Брюллова" (декабрь 1999 - май 2000 года), вторая половина ХIХ века - "И. Е. Репин" (1995 год), рубеж ХIХ и ХХ века - "Мир искусства" (1999 год), классический русский авангард - "Музей в музее" (1998 год).

Таблица №1

Возрастной состав публики (в % к числу опрошенных)


В таблицах под рубрикой "Искусство против географии" имеются ввиду итоговые данные опросов на двух этапах проекта.

Таблица №2

Распределение публики по трём возрастным периодам (в % к числу опрошенных)


Таким образом, на выставках "Искусство против географии" по сравнению с другими типами выставок ГРМ преобладает молодёжь

Образование зрителей.

Уровень образования посетителей выставок "Искусство против географии" выше, чем посетителей основной экспозиции и выставок живописи XVIII и XIX веков, и одинаков с уровнем образования зрителей выставок искусства рубежа веков и классического русского авангарда.

По профилю образования обращают на себя внимание лица с художественным образованием. Если на основной экспозиции и на выставке "И. Репин" лица с художественным образованием составляют менее 5%, на выставках К. Брюллов", "Мир искусства" - менее 8%, то на выставках "Искусство против географии" - 16,9%. Это даже выше, чем на выставках классического русского авангарда. Если же учитывать и посетителей имеющих среднее художественное образование (4,1%), то окажется, что пятая часть всей публики имеет художественное образование. Ни на одной из выставок ГРМ не было столь специализированной аудитории.

Таблица №3

Профиль образования. Доля лиц с высшим и незаконченным высшим образованием (в % к числу опрошенных)


Профессия.

Профессиональный состав посетителей выставок "Искусство против географии" также имеет ряд специфических особенностей. На данной выставке оказалось меньше ИТР (в среднем на 5% по сравнению с другими выставками ГРМ), меньше пенсионеров (в среднем на 5%), но рекордное количество художников (10,8%) и студентов (28,9%). Пожалуй, это первая выставка, на которой художников оказалось больше, чем инженеров. Если к количеству художников прибавить посетителей архитекторов (0,8%), искусствоведов (3,5%), лиц имеющих творческую, свободную профессию (7,9%) а также студентов художественных вузов (7,5%), то окажется, что среди посетителей выставки третью часть составляют те, кто имеет непосредственное отношение к художественной культуре, т.е. профессиональные зрители. Другими словами, студенты и профессионалы составляют почти две трети посетителей выставки "Искусство против географии".

Таблица №4

Профессиональный состав публики (в % к числу опрошенных)


Местожительство посетителей.

По местожительству публика распределилась следующим образом: 78% - петербуржцев, 19% - иногородних и 1,1% - жители сельской местности. Как можно видеть из таблицы, петербуржцев незначительно больше, чем на других выставках ГРМ и на 20% больше, чем на основной экспозиции.

Таблица №5

Распределение публики по месту жительства (в % к числу опрошенных)


Частота посещения музея.

Этот вопрос позволяет выявить постоянных посетителей ГРМ. Собственно вся просветительская деятельность музея направлена на то, чтобы вновь пришедшие посетители стали постоянными. Как можно видеть из таблицы, половина всех посетителей выставки "Искусство против географии" регулярно посещают Мраморный дворец. Надо сказать, что на выставке "Музей в музее", которая также проводилась в Мраморном дворце в 1998 году, было только 27% постоянных посетителей. При этом нужно иметь в виду, что Мраморный дворец не является самым популярным местом посещения публики ГРМ. Опрос посетителей основной экспозиции в 2000 году, показал, что 68,6% ответивших ни разу не были в Мраморном дворце и только 1,4% из всех опрошенных на основной экспозиции бывают в Мраморном дворце несколько раз в год, т.е. являются постоянными посетителями выставок новейших течений.

Таблица № 6

Частота посещения ГРМ (в % к числу опрошенных)


Распределение публики по полу.

Значительное преобладание представителей женского пола среди посетителей учреждений культуры является общеизвестным фактом. Если мужчины создают художественную культуру, то женщины её потребляют. М. Гельман пытается этот тезис поставить под сомнение, включив в проект выставку "Женщины России".

В Русском музей на основной экспозиции, на выставках 19 века ("К.Брюллов", "И.Репин") и рубежа веков ("Мир искусства") мужчин среди посетителей более чем в два раза меньше, чем женщин. На выставках классического русского авангарда ("В.Кандинский", "К.Малевич", "Музей в музее") соотношение несколько выравнивается - на двух посетителей мужчин приходится три посетительницы. И, наконец, на выставках современного и новейшего искусства количество посетителей мужчин приближается к количеству женщин. Рекордное соотношение оказалось на выставках "Искусство против географии".

Таблица №7

Распределение публики по половому признаку (в % к числу опрошенных)


Таким образом, женская аудитория традиционного искусства в два раза больше, чем мужская. В отношении искусства ХХ века соотношение выравнивается, и чем более современной (актуальной) является выставка, тем представительней аудитория посетителей мужчин.

Можно предположить, что современное искусство в отличие от традиционного, требует не только эмоционального отклика, но и рефлексивного погружения в концептуальные тексты и контексты, к чему, несомненно, более склонны мужчины.

2. МОТИВЫ ПОСЕЩЕНИЯ ВЫСТАВКИ.

Если человек уже пришел на выставке, то есть все основания предполагать, что его поведение преднамеренно. И, тем не менее, на всех выставках есть определенная доля посетителей, которые оказались на выставке случайно. На основной экспозиции случайные посетители составляют 0,6%, на выставке "К.Брюллов" - 7,2%, "Мир искусства" - 9,4%, "Музей в музее" - 5,0% и на выставках "Искусство против географии" - 22,8% от всех опрошенных. Судя по всему, это те, кто шел на другие выставки ("Россика", "В круге Малевича" и т.д,) и осмотрели "Искусство против географии". Как показали данные корреляционного анализа среди посетителей, которые пришли на выставку случайно, изрядная доля тех, кто пришёл в Мраморный дворец впервые, иногородних. У случайных посетителей не высокий образовательный статус, низкий уровень интереса к изобразительному искусству и поверхностные знания новейших направлений современного искусства.

Таблица №8

Мотивы посещения выставки (в % к числу опрошенных)


В данной таблице и далее под рубрикой "Искусство против географии" 1 имеется в виду опрос на первом этапе проекта "Искусство против географии" в Мраморном дворце (экспозиция включала три выставки - "Южнорусская волна", "Бедное искусство" и "Ностальгия"). Под рубрикой "Искусство против географии" 2 - соответственно, опрос на втором этапе проекта ("Динамические пары", "Женщины России" и "За гранью"). Наконец, рубрика "В целом по двум выставкам" содержит результаты обработки данных по двум этапам проекта вместе.

Посетители, которые пришли "потусоваться" (развлечься, пообщаться, отдохнуть, расслабиться) имеют скорее внехудожественную мотивацию и составляют 3,7% от всех посетителей.

Значительно больше, тех, кто пришел на выставку "по совету друзей и знакомых" - 12,6%. У этой группы посетителей нет определенных и устоявшихся художественных ориентаций. Эта категория зрителей состоит в основном из тех, кто впервые оказался в Мраморном дворце, школьников, посетителей, у которых только формируются художественные предпочтения.

Посетители, выбирающие в качестве причины посещения ответ: "Стараюсь посетить все интересные выставки", т.е. имеющие скорее общекультурные интересы, составляют 30% от всех опрошенных. На выставке "К.Брюллов" таких было 48%, "Мир искусства" - 45%, "Музей в музее" - 36%. Таким образом, по сравнению с другими выставками, эта категория посетителей на выставке "Искусство против географии" представлена значительно меньше. Эту группу составляет значительная часть постоянных посетителей Мраморного дворца, имеющих средний уровень интереса к изобразительным искусствам и средний уровень знаний новейших направлений современного искусства.

Наконец, перейдём к рассмотрению тех посетителей, которые специально пришли на данную выставку. Эту категорию составляют те, кто "интересуется искусством ХХ века", "интересуется искусством новейших течений" и те, кому "интересно познакомиться с Галереей М.Гельмана". Корреляционный анализ показал, что эти три мотива связаны друг с другом. Таких посетителей оказалось 51%. Интересно, что на выставке "К.Брюллов" таких зрителей было 29%, "Мир искусства" - 44,1%, "Музей в музее" - 48%, т.е. меньше, чем на выставке "Искусство против географии". В каком-то смысле это - "специальный" зритель, и именно для него, прежде всего, была предназначена данная выставка. Это наиболее заинтересованный зритель. У "специалистов" высокий уровень образования, они постоянные посетители Мраморного дворца. В профессиональном отношении эта категория зрителей неоднородна. Несмотря на то, в неё входят студенты и художники, здесь также представлены и инженеры, и лица с гуманитарными профессиями.

Предложенный выше перечень мотивов далеко не исчерпывающий. Одни ходят на выставки потому, что хотят всё знать, другие - потому, что это принято в их ближайшем окружении, третьи - просто сопровождают своих знакомых и близких. И, тем не менее, в основе художественных мотивов лежит интерес к изобразительному искусству.

Таблица №9

Интерес к изобразительному искусству (в % к числу опрошенных)


Как можно видеть из таблицы №9, примерно каждый шестой посетитель демонстрирует поверхностный интерес к изобразительному искусству. Средний уровень интереса ("интересуюсь изобразительным искусством наравне с другими видами искусства") имеют 60% посетителей, высокий уровень интереса - 7,7% и профессиональный интерес - 17,3%.

Эти цифры вполне сопоставимо с данными по другим выставкам, но на выставках "Искусство против географии" примерно на 10% больше тех, для кого изобразительное искусство является профессией, также как и на выставке классического русского авангарда - "Музей в музее".

Интерес к изобразительному искусству является внутренней составляющей мотивации посещения выставки. Так низкий интерес к изобразительному искусству характерен для случайных посетителей, средний уровень интереса к изобразительному искусству связан с культурно-познавательным мотивом и, наконец, профессионалы пришли на выставку, чтобы познакомиться с состоянием дел в актуальном искусстве.

Посетители, у которых специфический интерес к выставкам (а их 51%), вероятно должны иметь высокий уровень интереса к изобразительному искусству. Однако в изучаемой аудитории высокий уровень и профессиональный интерес имеют лишь у 25% опрошенных. Следовательно, по-видимому, оставшиеся 26% со "специальной" мотивацией относятся к данному проекту не как к сугубо изобразительному, а как к более широкому общекультурному феномену.

3. ЗНАНИЯ И ОПЫТ.

Если мотивы и интерес определяют ориентационные особенности поведения посетителя, то, как будет воспринята и понята выставка, зависит от знаний и опыта посетителей.

Таблица №10

Самооценка степени знакомства с новейшими направлениями современного искусства (в % к числу опрошенных)


Как можно видеть из таблицы №10, половина посетителей (53%) имеет средний уровень знаний ("видел некоторые работы в репродукциях, в музеях и на выставках"), 27,7% имеют низкий уровень ("ничего об этом не знал", "слышал, но мало видел") и, наконец, у 17,1% посетителей - высокий уровень знаний новейшего искусства ("хорошо знаком с этой сферой", "это моё профессиональное занятие")

Корреляционный анализ показал, что характер мотивов, уровень интересов и объём знаний имеют тенденцию соответствовать друг другу. Так у случайных посетителей с низким уровнем интереса к изобразительному искусству и низкий уровень знаний новейших направлений современного искусства. Их музейный опыт весьма ограничен - они впервые оказались в Мраморном дворце. Культурно познавательная мотивация тесно связана со средним уровнем интереса к изобразительному искусству и средним уровнем знаний новейших направлений. Те посетители, которые пришли, чтобы познакомиться с направлениями актуального искусства, являются наиболее заинтересованными и компетентными зрителиями.

Ядром опыта в изобразительном искусстве является, прежде всего, визуальный опыт, т. е. опыт восприятия различных выставок. Как можно видеть из двух нижеследующих таблиц больше половины опрошенных либо не ответили, либо не были на выставках, которые им было предложено оценить. Согласно данным корреляционного анализа, тех, кто не ответил и тех, кто ответил, что не был, объединяет ряд общих моментов - значительная часть и тех, и других оказались в Мраморном дворце впервые, в музей они попали случайно, среди них много иногородних. Они имеют низкий уровень интереса к изобразительному искусству и поверхностные знания новейших направлений современного искусства. Можно предполагать, что значительная часть тех, кто не ответил на данный вопрос, не был на данных выставках.

Наиболее посещаемыми выставками оказались: "К. Малевич в Руссом музее" - 50,4% (правда, нужно иметь в виду, что эта выставка проходила одновременно со второй экспозицией проекта "Искусство против географии"), "Русский импрессионизм" - 43%, "В круге Малевича" - 38%, "Иисус Христос в христианском искусстве" - 26%, "Мир искусства" - 25%, "Русский футуризм и Давид Бурлюк" - 24%. Подавляющее большинство посетивших выставки отмечают, что они им понравились.

Таблица №11

Отношение к выставкам, прошедшим в последнее время в ГРМ (в % к числу опрошенных)


Вопрос анкеты: "Видели ли Вы указанные ниже выставки последних лет, проходившие в Русском музее? Если да, то, какое впечатление они на Вас произвели?"

4. ПРЕДПОЧТЕНИЯ ЗРИТЕЛЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.

Внутренним, личностным контекстом опыта в изобразительном искусстве является художественный и общекультурный опыт. С целью выявления особенностей этого опыта мы просили посетителей оценить свой собственный интерес к различным сферам художественной культуры - литературе, музыке, театру, изобразительному искусству и кино. На первом месте в иерархии предпочтений стоит литература, на втором - музыка, на третьем - изобразительное искусство, на четвёртом - кино и на пятом - театр.

Далее опрашиваемых просили написать любимых или наиболее предпочитаемых авторов и произведения в каждом из этих видов искусств. По каждому виду искусств ответы классифицировались в определенные рубрики и подвергались математической обработке.

1. ЛИТЕРАТУРА

Количественная характеристика ответов на различных выставках примерно одинакова. Каждый четвертый называет одно произведение или одного автора, около сорока процентов дают от 2 до 5 ответов и совсем незначительная часть (около 2%) приводят более 5 любимых писателя.

Посетители данных выставок отечественную литературу предпочитают зарубежной, а прозу - поэзии. Аудитория различного типа выставок имеет специфическую иерархию литературных предпочтений. Так у посетителей выставки "К. Брюллов" литература ХIХ вызывает больший интерес, чем литература ХХ века, тогда как у посетителей выставок "Мир искусства" и "Искусство против географии" интерес к литературе ХХ века существенно выше, чем к русской классике XIX века. Далее, у посетителей выставок "Искусство против географии" интерес к современной серьезной литературе (В. Ерофеев, С. Соколов, Пелевин и т.д.) значительно выше, чем на какой либо другой выставке.

Таблица №12

Характер предпочитаемой литературы (в % к числу опрошенных)


Современная "серьезная" или актуальная литература в аудитории выставок "Искусство против географии" в иерархии предпочтений занимает более высокую позицию, чем литература первой половины ХIХ века (Пушкин, Гоголь, Лермонтов и т.д.), которая у посетителей выставок традиционного русского искусствазанимает наивысшую позицию. Ни на одной выставке ГРМ до этого актуальная литература не получала столь высокого признания.

Таблица №13

Предпочтения в русской литературе (в % к числу опрошенных)


Список наиболее популярных русских писателей в порядке их предпочтения на рассматриваемых выставках различен. Наиболее примечательным на выставке "Искусство против географии" является то, что список возглавил Достоевский, Булгаков занял второе место, Пушкин оказался на четвертой позиции, а его опередил Набоков (третье место). Л. Толстой вообще не попал в первую пятерку, а его место занял Чехов.

"К. Брюллов" "Мир искусства" "Искусство против географии"

Пушкин Булгаков Достоевский

Достоевский Пушкин Булгаков

Булгаков Достоевский Набоков

Л. Толстой Л. Толстой Пушкин

Бунин Набоков Чехов

Таблица №14

Зарубежная литература (в % к числу опрошенных)


Примечательным в предпочтениях к зарубежной литературе является то, что у публики выставки "Искусство против географии" интерес к литературе ХХ века более чем в три раза выше, чем к литературе до ХХ века. На выставке "К. Брюллов" предпочтения к литературе до ХХ века и к литературе ХХ века практически равны. Аудитория "Мир искусства" интересуется литературой ХХ века в два раза больше, чем предшествующей литературой. Далее, две трети предпочтений посетителей выставок "Искусство против географии" в литературе ХХ века приходится на "интеллектуальные" ("философская проза", "трудная литература") произведения и латиноамериканских авторов. На других выставках эти рубрики наименее предпочитаемые.

2. МУЗЫКА

Музыкальные предпочтения публики выставок Русского музея в основном сосредоточены на классической филармонической музыке - интерес к филармонической музыке у посетителей выставок традиционного искусства в несколько раз выше, чем к нефилармонической. На выставках "Искусство против географии" нефилармоническая музыка (джаз, рок, группы, этнографическая музыка и т.д.) оказалась не менее популярной, чем классическая, при этом, и в той, и в другой музыке предпочтения отдаются зарубежной музыке.

Таблица №15

Предпочитаемая музыка (в % к числу опрошенных)


3. ТЕАТР

Предпочтения в области театра оказались такими же как и на других выстаках - драматические театры существенно популярней музыкальных, а петербургские театры посетители ГРМ предпочитают гастрольным. Среди наиболее популярных театров на первом месте Малый драматический театр (реж. - Л. Додин), на втором месте -БДТ (обычно он на первом месте) и на третьем месте Молодежный театр на Фонтанке.

Таблица №16

Предпочитаемые театры (в % к числу опрошенных)


4. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

Таблица №17

Предпочитаемое изобразительное искусство (в % к числу опрошенных)


В сфере изобразительного искусства на выставках "Искусство против географии" зрители больше предпочитают нетрадиционное искусство, чем традиционное искусства. Количество предпочтения в западноевропейском и русском искусстве - примерно поровну. В зарубежном искусстве самым предпочитаемым направлением является импрессионизм. Но примечательным оказалось то, что среди посетителей выставки "Искусство против географии" постимпрессионизм и следующие за ним направления и периоды искусства ХХ века имеют своих поклонников. На других выставках история искусств заканчивается постимпрессионизмом, и из более поздних художников называются только Пикассо и С. Дали.

Предпочтения в сфере изобразительного искусства среди посетителей выставок ГРМ обычно распределяется между художниками ХIХ века. Ядро этих предпочтений составляют художники второй половины ХIХ века - передвижники, на втором месте - художники первой половины ХIХ века и на третьем месте - живопись рубежа ХIХ и ХХ веков. Все остальные периоды и направления русского искусства - русская икона, XVIII век, классический русский авангард, различные направления и школы 20-х - 30-х годов - столь незначительно представлены в предпочтениях, что не могут составить отдельной рубрики. Самыми популярными художниками для посетителей ГРМ являются Айвазовский, Брюллов, Репин, Шишкин, Куинджи, Серов.

Таблица №18

Предпочтения в западноевропейском искусстве (в % к числу опрошенных)


Предпочтения аудитории выставок "Искусство против географии" в русском искусстве сильно отличаются. Самым популярным оказался классический русский авангард, который на других выставках едва упоминается и занимает последнее место в иерархии предпочтений. Единственный художник, который набрал достаточное количество предпочтений, чтобы образовать собственную рубрику, - Малевич. Это означает, что вкусы аудитории не стандартны - вместо

Таблица №19

Предпочтения в русском искусство (в % к числу опрошенных)


явных лидеров в предпочтениях - многообразие. Замечательно то, что впервые в качестве любимых авторов называются представители актуального искусства, т.е. те, кто работает сегодня и сейчас. На других выставках история русского изобразительного искусства заканчивается в лучшем случае художниками русского авангарда.

5. КИНО

Таблица №20

Предпочтения в сфере кино (в % к числу опрошенных)


В сфере кино зарубежные фильмы предпочитаются отечественным. На всех других выставках приоритет у отечественных фильмов. В отечественном кино предпочтение отдаётся классическому советскому кино, а в зарубежном - современному. Предпочтения распределись примерно поровну между развлекательными и интеллектуальными фильмами.

6. ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ И ОТВЕРГАЕМЫЕ ХУДОЖНИКИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА ВЫСТАВКАХ "ИСКУССТВО ПРОТИВ ГЕОГРАФИИ"

Респондентов просили ответить на вопрос: "Какие произведения на данной выставке Вам понравились больше всего?". На первой экспозиции "Искусство против географии" не ответили на данный вопрос 25% опрошенных. 4% написали, что затрудняются ответить, 4,5% - понравилось "все", "многое", "большинство". 5,5% опрошенных написали, что им не понравились все работы и 61% опрошенных назвали конкретных авторов и работы, которые им особенно понравились.

Бесспорным лидером в предпочтениях стал В. Кошляков - 32% опрошенных (каждый третий), назвали его работы в качестве наиболее понравившихся. При этом самыми популярными его работами стали - "Готика", "Греция", "Парфенон", "Рим" - архитектурные пейзажи, имитирующие или симулирующие классику. К "классическим" можно отнести и следующих за Кошляковым О. Мигаса и А. Ганкевича (13,4% опрошенных), которые, имитируя помпейскую мозаику, пишут маслом, увеличивая до невероятных размеров классический голландский натюрморт. На третьем месте О. Голосий (9,3% опрошенных) и, прежде всего, его "Тайная вечеря", выполненная в экспрессивной манере. 4 - 5 места поделили Ю. Соломко (7,1% опрошенных), который работает с классическими сюжетами европейского изобразительного искусства и географическими картами, и Гор Чахал (7,1% опрошенных) - единственный художник, чьи компьютерные работы получили признание зрителей. Наконец, шестое место заняли А. и О. Флоренские (5,6% опрошенных), чьи объекты из дерева и металла, на тему петербургской топографии, не могли оставить равнодушными петербургских зрителей.

Таблица №21

Парад популярности на выставках "Искусство против географии" №1 (в % к числу опрошенных)


В последнюю строку вошли все художники, работы каждого из которых предпочитают менее 5% всех опрошенных. Можно продолжить список популярности (в порядке предпочтений): А. Савадов и Г. Сенченко, П. Керестей, И. Чичкан, А. Тер-Огаьян, "Речники", Ганкевич "Повар", В. Дубосарский и А. Виноградов, "Мартынчики", А. Басанец, А. Ройтбурд, В. Архипов, Г. Пузенков и т.д.

Итак, подводя итог, можно заметить, что из шести наиболее предпочитаемых авторов, три в той или другой степени работают с "классическим" материалом "классическими" средствами. Один - О. Голосий - в экспрессивной манере. Флоренские предложили объекты и лишь один художник - Гор Чахал - использует новые (компьютерные) технологии.

Каждый художник находит своих почитателей. Например, мозаичные натюрморты Мигаса и Ганкевича выбирают впервые пришедшие и редко посещающие музей, случайные посетители, школьники, посетители с низким уровнем знаний новейшего искусства, для которых это искусство недостаточно понятно. В области литерературы они предпочитают русскую классику, им близко традиционное русское искусство ХIХ века и отечественное кино. Работы Кошлякова предпочитают студенты и специалисты гуманитарных профессий, которые пришли потому, что интересуются новейшими течениями и хотели бы познакомиться с Галереей М. Гельмана, в их художественных предпочтениях превалирует зарубежная "интеллектуальная" литература, нетрадиционное зарубежное изобразительное искусство и современное зарубежное кино.

Следующий вопрос анкеты: "Какие произведения на выставке у Вас вызвали неприятие?" 12% - написали, что нет работ, которые бы им активно не нравились, 5% - ответили, что им активно не нравятся большинство или все работы. Треть респондентов назвали конкретные работы, которые им активно не понравились.

Ни один художник и ни одна работа не набрали достаточное количество отвержений, чтобы получить самостоятельную рубрику. Лидируют в параде антипопулярности Ю. Хоровский, О. Голосий, А. Тер-Оганьян, А. Савадов и Г. Сенченко В список активно не понравившихся попали и работы В. Кошлякова, Г. Пузенкова и других художников.

На второй экспозиции "Искусство против географии" самым популярным художником оказался О. Кулик, а наиболее предпочитаемой оказалась его работа "Вглубь России" - видеоскульптура, представляющая из себя огромную корову из папье-маше, в чреве которой через анальное отверстие можно было посмотреть видеофильм. Поклонников этой работы характеризует то, что они пришли на выставку специально познакомиться с Галереей М. Гельмана, они оценивают выставку как "очень интересную" и оригинальную, любят отечественную литературу и зарубежную нефилармоническую музыку. К сожалению, у других популярных на данной экспозиции художников каких-либо связей с различными их характеристиками (социально-демографическими, мотивационными, ценностными и т.д.) корреляционный анализ не дал. Это означает, что в поле тех параметров, которые заложены в данном исследовании, мы не можем определить критерии, по которым тот или другой посетитель выбирает в качестве понравившегося того или другого художника.

Таблица №22

Парад популярности на выставках "Искусство против географии" №2 (в % к числу опрошенных)


В последнюю строку вошли все художники, работы каждого из которых предпочитают менее 5% всех опрошенных. Можно продолжить список популярных художников. Это - Т. Антошина, В. Мизин и К. Скотников "Поцелуй Иуды", Л. Горлова, выставка "Женщины России" в целом и т. д.

"Генетическая гимнастика" В. Ефимова, А. Чернышова и "Идиомы" К. Батынкова разделили второе и третье место в списке предпочтений. Каждому из этих проектов отдали свои "голоса" 6,3% опрошенных. "Генетическая гимнастика" - инсталляция, которая включает цветные фотографии и два движущихся видеоряда на экранах телевизоров. Правда, телевизоры практически не включались, и зрители могли видеть только цветные фотографии. Какой был бы рейтинг этого проекта, если бы работали видеомагнитофоны можно только догадываться. Впрочем, видеомагнитофон в чреве коровы О. Кулика также не работал. "Идиомы" К. Батынкова демонстрируют список концептуально и остроумно выбранных пар героев (литературных - "Серый Волк" и "Красная Шапочка", "Чук и Гек", исторических - Ильф и Петров, географических - Будда и Пешт, космических - Белка и Стрелка, политических и т.д.). Эти пары (более пятидесяти) были не только продекларированы, но каждая из них нашла своё воплощение в виртуозном рисунке.

Четвертое место заняла "Анатомическая фигура" А. и О. Флоренских (5,8%), которая представляет собой объект, продолжающий традицию анатомического театра, но в "мусорном" материале.

Пятое и шестое место (5,4% опрошенных) поделили известный проект "Выбор народа" В. Комара, А. Меламида и "Капроновая живопись" А. Мартыновой. Последний цикл работ представляет натянутые на подрамники рваные колготки разного цвета, которые образуют формально безупречные абстрактные композиции.

Чтобы выявить работы, которые активно не нравятся, опрашиваемых просили написать: "Какие произведения вызвали неприятие?"

Таблица №24

Парад антипопулярности на выставке "Искусство против географии" №2 (в % к числу опрошенных)


В последнюю строку вошли все художники, работы каждого из которых вызвали неприязнь у менее чем 3% опрошенных.

"Поцелуй Иуды" В. Мизина и К. Скотникова вызвал наибольшую неприязнь (7,9% опрошенных) у посетителей выставки. Высказывания самих опрашиваемых проясняют ситуацию - "гомики", "педики", "грубоватые мужские поцелуи", "игры гомосексуалистов", "маньячные мужики, косящие под Мэнсона" и т. д. Если к этому прибавить "Новых юродивых" А. Шабурова, В. Мизина и К. Скотникова (четвертое место - 3,3% опрошенных), то эти два цикла работ, выполненных в соавторстве как фотофиксация перформансов, являются бесспорными лидерами парада антипопулярности. Реакция зрителей на "Новых юродивых" - "вся серия с раздетыми мужчинами на фоне церквей - это очень вульгарно", "изображение церквей - это богохульство в такой интерпретации" и т. д.

О. Кулика и А. Бренера (у 5,8% опрошенных работы этих художников вызвали неприязнь) мы объединили не только потому, что на выставке была представлены фото их совместного перформанса "Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером", но и потому, что опрашиваемые их часто соединяли вместе в своих негативных отзывах.

"Женщины России" (5,8% опрошенных) - выставка, где принимали участие 9 авторов-женщин. Помимо выставки в целом, опрашиваемые довольно часто называли в своих отрицательных отзывах конкретные имена авторов. Лидирует в этом отношении А. Мартынова, которая одновременно вошла в пятерку наиболее популярных авторов данной выставки. Основные претензии к выставке "Женщины России" - "очень поверхностно и наивно".

Помимо вышеназванных авторов, негативную реакцию вызвали "Донбас-шоколад" А. Савадова ("те шахтеры - это богохульство"), серия работ Е. Семенова и Л. Семеновой, в которых сцены в религиозных сюжетах играют психически неполноценные люди - олигофрены или дауны ("призывают к разрушению веры в Бога"), цикл работ В. Комара и А. Меламида ("лубочные картинки") и т.д.

Если подытожить негативные реакции на отдельные работы и экспозицию №2 в целом, то они сводятся в основном "к морально-этическим соображениям" - "богохульство", "извращения", "грубо показаны ситуации крови, образы насилия", "криминальный архив", "слишком непристойны", "необоснованная пошлость" и.д.

Таблица №23

Характер ответа (в % к числу опрошенных)


Опрашиваемых просили написать: "Какие произведения вызвали неприятие?"

Как можно видеть из таблицы №23 на второй экспозиции количество негативных реакций стало больше. По сравнению с первой на второй выставке в два раза меньше тех, кто написал, что нет работ, которые бы вызвали неприязнь, и в три раза больше тех, кто ответил, что все или большинство работ вызвали антипатию. Каждый третий привёл конкретные работы, которые вызвали у него неприязнь.

Список наиболее предпочитаемых и отвергаемых авторов в целом по двум экспозициям представлен в следующей таблице.

Таблица №24

Список наиболее понравившихся и отвергаемых художников на выставках "Искусство против географии".


7. ОЦЕНКА ПРОЕКТА "ИСКУССТВО ПРОТИВ ГЕОГРАФИИ".

Опрашиваемых просили оценить экспозицию проекта по четырех бальной шкале. Ответы разделились почти поровну - 48,2% опрошенных оценили экспозицию как интересную и 48,9% - как не интересную. На других выставках ГРМ положительные оценки значительно превышают отрицательные: "К. Брюллов" - 89,3% и 6,9%; "Мир искусства" - 78,5% и 16,9%; "Музей в музее" - 69,7% и 23,3%. Бросается в глаза такая закономерность - чем более современной является выставка, тем меньшему количеству посетителей она нравится.

Таблица №25

Интерес к выставкам в ГРМ (в % к числу опрошенных)


Впрочем, оценка двух экспозиций проекта "Искусство против географии" не одинакова. Первую экспозицию оценили положительно 53,6%, отрицательно - 42%, а вторую положительно - 41,7%, отрицательно -56,7%, т.е. на первой экспозиции положительные оценки на 11,6 % превышают отрицательные, тогда как на второй - отрицательные оценки на 15% превышают положительные. Здесь также работает вышеуказанная тенденция - первая экспозиция была составлена преимущественно из проектов Галереи М. Гельмана первой половины 90-х годов, а вторая - из проектов второй половины 90-х.

Таблица №26

Интерес к выставке "Искусство против географии" (в % к числу опрошенных)


На вторая экспозиции возникли трудности в проведении опроса. Обычно отказываются участвовать в опросе не более 10%. Примерно столько отказов было зафиксировано на первой экспозиции проекта. Отказываются либо те, у кого ограничено время, либо это принципиальные противники всяческих опросов. На второй экспозиции примерно 30% отказались заполнять анкеты. Блиц интервью с ними показало, что примерно 20% не просто негативно восприняли выставку, но переполнены негодованием к устроителям выставки, к дирекции ГРМ и, заодно, к социологам. Если учитывать данные интервью, то отрицательные оценки второй экспозиции увеличатся примерно до 64%, а положительные снизятся примерно до 35%.

Результаты корреляционного анализа позволяют наметите параметры, по которым отличаются посетители, оценившие позитивно и негативно экспозиции данного проекта. Если среди посетителей, давших позитивную оценку экспозициям достаточно весомо представлена возрастная группа 20 - 24 года с высоким и средним уровенем интереса к изобразительному искусству, с повышенным интересом к новейшим течениям, то группа, оценившая экспозиции негативно включает в себя школьников, случайных посетителей, впервые пришедших в Мраморный дворец, их интерес к изобразительному искусству находится на низком и среднем уровне. Если первые склонны к выбору среди художников и произведений тех, которые им понравились, то вторые - тех, которые вызвали у них неприязнь.

Посетители, оценивающие позитивно экспозиции проекта, предпочитают зарубежную литературу ХХ века, "интеллектуальную" прозу, современную отечественную прозу, нефилармоническую музыку, нетрадиционное изобразительное искусство и серьезное "интеллектуальное" кино. Посетители, оценивающие экспозиции негативно, ориентированы на русскую классическую литературу ХIХ века и русское изобразительное искусство второй половины ХIХ века.

Чтобы получить более развернутую зрительскую оценку проекта, мы использовали методику биполярных прилагательных (семантического дифференциала). Предлагалось 7 шкал с биполярными прилагательными с семью градациями оценки своего впечатления от выставки со следующей инструкцией: Выразите, пожалуйста, своё общее впечатление от выставки с помощью пар полярных определений. "0" означает, что Вы не можете выбрать один из полюсов. "1","2" - что Вы склоняетесь в большей или меньшей степени к одному из мнений, "3" - Ваше мнение совпадает с предложенным определением."

Как можно видеть из нижеследующей таблицы нулевой вариант шкалы выбрали в среднем 13% опрошенных. По одной шкале "Близкое Вам - Чуждое" опрашиваемые распределились почти поровну - 30% оценили искусство, представленное на экспозиции, как "Близкое" и 27% - как "Чуждое".

По шкале "Понятное - Непонятное" тех, кто оценил экспозицию как понятную на 16% больше чем тех, кто оценил её как непонятную.

"Многообразной" экспозицию оценило на 19,6% больше, чем "однообразной"; "эмоциональной" - на 34,2% больше, чем "рациональной"; "интересной" - на 35,6% больше, чем "скучной"; "игровой, ироничной" - на 39,8% больше, чем "серьёзноё" и "оригинальной" - на 42,6% больше, чем "банальной".

Таблица №27

Впечатление от выставки в биполярных прилагательных (в % к числу опрошенных)


В. 1 - первая экспозиция, В. 2 - вторая экспозиция, S - данные по двум экспозициям в целом.

Таким образом, можно видеть, что дифференцированная оценка экспозиций пректа по шкалам биполярных прилагательных дала иные результаты, чем предыдущая общая. Там позитивные и негативные оценки распределились поровну. В данном случае, экспозиция оказывается в большей степени интересной, многообразной, оригинальной, эмоциональной для зрителей, чем скучной, однообразной, банальной, рациональной, т.е. позитивное доминирует над негативным. При этом в ней значительно больше выражено игровое, ироничное начало, чем серьёзное. Для одной трети зрителей она оказалось понятной, тогда как для одной четвертой - непонятной. И, наконец, одновременно для одной трети искусство, представленное на экспозиции, - "близкое", для другой трети - "чуждое".

Корреляционный анализ показал, что те, кто оценивают экспозицию безусловно позитивно (по общей шкале), имеют тенденцию оценивать её как "оригинальную", "интересную", "многообразную", "понятную", "эмоциональную". Те же, у кого экспозиция "оставила противоречивое впечатление", оценивают её как "непонятную", а по шкалам "интересная - скучная", "эмоциональная - рациональная" выбрали нулевой вариант, т.е. середину шкалы, что является дополнительным подтверждением надежности и достоверности полученных результатов.

Если мужчины склонны оценивать экспозицию как понятную, то женщины - как непонятную, чуждую, но многообразную и эмоциональную. Молодежь до 18 лет имеет тенденцию оценивать экспозицию как непонятную, а те, кому 20-24, как понятную. И те, и другие оценивают её как интересную и оригинальную. Постоянные посетители Мраморного дворца оценивают экспозицию как понятную, тогда как те, кто пришел во дворец впервые - как непонятную, чуждую, но оригинальную. Те, у кого высокий уровень знаний новейшего искусства склонны оценивать экспозицию как понятную, тогда как низкий уровень знаний коррелирует с низким пониманием. Случайные посетители имеют тенденции оценивать экспозицию как непонятную, тогда как посетители с художественной мотивацией склонны её оценивать как понятную.

Можно видеть, что шкала "понятное - непонятное" в наибольшей степени дифференцирует различные категории зрителей: постоянных посетителей - от впервые пришедших, школьную молодёжь - от студенческой, посетителей с различной мотивацией и различным уровнем знаний.

8. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

Таким образом, публика, пришедшая на выставки "Искусство против географии", имеет вполне определенные характеристики, которые отличают её от посетителей основной экспозиции и различных других выставок, проводимых в ГРМ. Во-первых, ядро её (46,6%) составляют постоянные посетили выставок новейших течений в Мраморном дворце. Ни выставки традиционного искусства, ни выставки классического русского авангарда не имеют столь высокого процента постоянных посетителей. Во-вторых, данная выставка оказалась уникальной по ряду социально демографических параметров. Рекордное соотношении публики по полу - самое высокое представительство мужчин, по возрасту - самая молодая аудитория, по профилю образования - четвертая часть посетителей имеет художественное образование, по профессиональному составу - две трети посетителей приходится на студентов и лиц, чья профессия связана с художественной культурой, по местожительству - самое высокое представительство жителей Петербурга.

Мотивы посещения выставок. По сравнению с другими выставками ГРМ на выставках данного проекта оказалось больше "специальных" (половина опрошенных) и "случайных" (одна пятая часть) посетителей, но меньше тех, у кого "общекультурный" (одна третья часть) интерес.

По уровню интереса к изобразительному искусству аудитория выставок распределилась на три категории - 15% с низким уровнем, 60% со средним уровнем и 25% с высоким уровнем и профессиональным интересом к изобразительному искусству.

Объём знаний. 28% посетителей по их собственному мнению имеют низкий уровень знаний новейших направлений современного искусства, половина посетителей - средний уровень знаний, и, наконец, у 17% посетителей - высокий уровень знаний новейшего искусства.

Предпочтения в художественной культуре. Литературные вкусы посетителей выставок "Искусство против географии" лежат преимущественно в литературе ХХ века. В зарубежной литературе беспрецедентным оказался интерес к "интеллектуальной" и латиноамериканской литературе, а в русской - интерес к современным "серьёзным" авторам. Среди посетителей выставок "Искусство против географии" нефилармоническая музыка (джаз, рок, группы, этнографическая музыка и т.д.) оказалась не менее популярной, чем классическая, тогда как на других выставках ГРМ музыкальные предпочтения в основном сосредоточены на классической филармононической музыке. В сфере изобразительного искусства вкусы аудитории распределились поровну между западноевропейским и русским искусством. При этом предпочтения отдаются нетрадиционному искусству. В русском искусстве наиболее популярным периодом оказался русский авангард, а самым популярным художником - Малевич. Кроме того, в зарубежном искусстве часть предпочтений распределились межу художниками второй половины ХХ века, а в русском - между художниками актуального искусства. В сфере кино зарубежные фильмы предпочитаются отечественным. На всех других выставках приоритет у посетителей за отечественными фильмами. В отечественном кино предпочтение отдаётся классическому советскому кино, а в зарубежном - современному. Предпочтения распределись примерно поровну между развлекательными и интеллектуальными фильмами.

Список наиболее понравившихся и вызвавших неприязнь художников на выставках проекта "Искусство против географии" свидетельствует о том, что аудитория выставок разделилась на антагонистические группы, поскольку одни и те же художники - О. Кулик, О. Голосий,, А. Мартынова - оказались и в том и в другом списке. При этом предпочитаемые художники выбираются преимущественно из тех, у кого в большей степени выражена традиционность, тогда как неприязнь вызывают, прежде всего, те художники, которые радикально ниспровергают традиционные моральные, религиозные и эстетические ценности.

Таблица №28

Список наиболее понравившихся и отвергаемых художников на выставках "Искусство против географии".


На экспозиции "Искусство против географии" №1 не один художник не набрал достаточного количества негативных отзывов - неприязненные оценки распределись среди многих художников. И комментарии, сопровождающие негативные выборы, касаются в основном формальных признаков представленных работ - "не все умеют рисовать, а хочется", "во многом наигранно", "народ выпендривается", "Бедное искусство" - склад, "Ностальгия" - дизайнерская студия, "Южнорусская волна" - кружок "Умелые руки".

На экспозиции №2 каждый пятый ответил что, у него вызвали неприязнь большинство работ, а каждый третий назвал конкретные работы и среди них четыре проекта собрали более половины всех отрицательных оценок. При этом причина негативного отношения к конкретным работам и экспозиции №2 в целом лежит не в формальных признаках работ, а в их содержании, которые, по мнению посетителей, ниспровергают или подвергают глумлению их жизненные (моральные, религиозные, эстетические и т.д.) ценности.

Оценка выставок проекта. Положительные и отрицательные оценки выставок разделились почти поровну. На других выставках ГРМ положительные оценки значительно превышают отрицательные. Впрочем, оценка двух экспозиций "Искусство против географии" не одинакова - на первой экспозиции положительные оценки превышают отрицательные, тогда как на второй - отрицательные оценки превышают положительные. Дифференцированная оценка выставок по шкалам биполярных прилагательных дала существенно иные результаты, чем предыдущая общая. Выставка оказывается в большей степени интересной, многообразной, оригинальной, эмоциональной, чем скучной, однообразной, банальной, рациональной. При этом в ней значительно больше выражено игровое, ироничное начало, чем серьёзное. Для одной трети она оказалось понятной, тогда как для одной четвертой - непонятной. И, наконец, для одной трети искусство, представленное на выставке, - "близкое", для другой трети - "чуждое".

Если среди посетителей давших позитивную оценку выставки достаточно весомо представлена возрастная группа 20 - 24 года, имеющих высокий и средний уровень интереса к изобразительному искусству, повышенный интерес к новейшим течениям, то группа, оценившая выставку негативно включают в себя школьников, случайных посетителей, впервые пришедших в Мраморный дворец, их интерес к изобразительному искусству на низком и среднем уровне. Если первые склонны выбирать среди художников и произведений те, которые понравились, то вторые - те, которые вызывают неприязнь.

Посетители, оценивающие позитивно данную выставку предпочитают зарубежную литературу ХХ века, "интеллектуальную" прозу, современную отечественную прозу, нефилармоническую музыку, нетрадиционное изобразительное искусство и серьезное "интеллектуальное" кино. Посетители, оценивающие выставку негативно, ориентированы на русскую классическую литературу ХIХ века и русское изобразительное искусство второй половины ХIХ века.

Если мужчины склонны оценивать выставку как понятную, то женщины - как непонятную, чуждую, но многообразную и эмоциональную. Молодежь до 18 лет имеет тенденцию оценивать выставку как непонятную, а те, кому 20-24, как понятную. И те, и другие оценивают её как интересную и оригинальную. Постоянные посетители Мраморного дворца оценивают выставку как понятную, тогда как те, кто пришел во дворец впервые - как непонятную, чуждую, но оригинальную. Те, у кого высокий уровень знаний новейшего искусства склонны оценивать выставку как понятную, тогда как низкий уровень знаний коррелирует с низким пониманием. Случайные посетители имеют тенденции оценивать выставку как непонятную, тогда как посетители с художественной мотивацией склонны её оценивать как понятную.

ПРИЛОЖЕНИЕ: СТАТИСТИКА ПОСЕЩЕНИЙ ВЫСТАВКИ (таблицы)






Ссылки:


















    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования