Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 19.01.2021

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Проекты


Вернуться к ленте

Трансроссийский художественный партнерский проект «9000 км»

23.06.2005



Владивосток, Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург, Пермь, Нижний Новгород, Волгоград, Москва, Санкт-Петербург, Калининград.

Трансроссия. Постистория и предконтекст

Девять тысяч километров – расстояние от крайней западной до крайней восточной границы России. Если пересекать 1/6-ю часть суши поперек часовых поясов на самолете, то потребуется не менее 15 часов лету. И один потерянный день. Если вылетаешь из Калининграда утром, то приземлишься во Владивостоке тоже утром, но – следующего дня.

Поэтому проект не про Россию, которая подразумевается под понятиями "Страна" или "Отчизна", это не размышления о ее высоком предназначении.

9000 км – в первую очередь проект о расстояниях, о некой внутренней материковой зоне, о пространстве от океана до океана, транс-территории. О том месте, которое занимает Россия географически – единственным ее, российским великим наследием. Выразить которое можно исключительно в расстояниях, в километрах, во времени, затраченном на эти расстояния. Наследие расстояний, транс-территория и определяет состояние и протекание неких – социальных и культурных – процессов внутри громадного материка Евразии и страны Россия.

Проект складывается из рефлексий актуальных художников, вполне вписанных в глобальный мировой художественный процесс. Но в то же время, в силу их нахождения на этой территории, зоне и в этих расстояниях, вынужденных работать с данным географическим контекстом, и многовековой наследственностью. Артистические рефлексии визируют состояние пространства, претерпевающего ментальные, социальные и культурные изменения, темпорально-критериальные, – в ходе перемещения из одной точки в зоне А, в другую зону Б. Так возникает некая пост-История (сиюминутное состояние) и некий пред-Контекст (выбор своей и переозвучивание общей реальности).

Проект 9000 км – это переработка проблем наследия "русскости", российскости в актуальном варианте большого мобильного художественного проекта.

Проект, который может стать "абстрактным памятником" сегодняшней Транс-России. России расстояний.

Провокативность идеи Транс-России задает определенные дискуссионные темы для кураторов и художников. Каковы новые характеристики определения "России" в постидеологический и постгеографический период? Каков уровень и будущие перспективы огромной по территории страны? Что есть "русскость" при таком "вавилонском" столпотворении народностей? Во что выливается "Великий русский проект" в многочисленных российских регионах? Куда "идут" русские и зачем? Есть ли проблема тождественности России на сегодняшний день?

Какие только эпитеты применительно к "России" не возникали при попытке понять, что это такое. Дмитрий Александрович Пригов сказал, что Россия – пустое место. Но "свято место пусто не бывает" при таком количестве творческих и альтернативно мыслящих людей. Людей, которые, по мнению, например, Алексея Плуцера-Сарно, автора переработки и сбора великого доминирующего наследия вчерашнего дня и достопримечательности сегодняшнего – мата, обладают великой силой: "понятие "русский" стоит в одном ряду с такими словами как святой, жизнь, смерть, вечность и прелюбодеяние".

В последнее время, что бы, кем бы, и где бы как не говорилось о Российском государстве, возникают общие слова, обсуждаются и муссируются одни и те же проблемы. Очевидно, можно выделить какую-то общую доминанту постоянных размышлений на эту тему. Но в основном они связаны с Россией – вчера, то есть с историей, и Россией – предполагаемой завтра, то есть прогнозы на будущее. Какова тогда Россия, которая сейчас?

Понимание вчерашней России – будь то двуглавый имперский орел или советская коммуналка – лежит в пределах сравнения с обочиной – окраина востока Европы и запада Востока, в любом случае – некая константа между двумя самодостаточными и исторически полноценными образованиями. Никогда не хватало сил ни у одного российского "правителя" соединить ее поперек. Связать в одно. То извечное, что всегда подавалось, как исконно русское – духовность – не наследие, не объединяет. "Духовное" рождено из желания компенсации – ею затыкают щели в неотапливаемых квартирах.

В проекте главный акцент падает не на показ внутренних фабул Росси, а на проблематику отдельных мест, зон, соединенных – разъединенных расстояниями. Проблематику, несущую характер эпоса – очень важных местечковых историй, глобальных провинциальных тем. Былины регионов, где Москва всего один из... Набор окраин, где только возможен взгляд с обочины, под углом, дающий предел для отстранения и остранения. Именно здесь, в темах отдельных регионов, существуют реальные определяющие, не выдуманные, не выдаваемые за желаемые, позволяющие вписывать российскую современность во временной контекст, а ее пространство поместить в историю.






Ссылки:


















    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования