Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 18.12.2017

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Неформат


Вернуться к ленте

Современное искусство против современного искусства

19.06.2007

Хаим Сокол
Газета.Ru


В Москве открылась выставка "Современная скульптура на Волхонке" с пегасами, собаками и волосатыми ногами.

Москву буквально затопило современным искусством. Из громких событий можно вспомнить Винзавод, Биеннале, Арт-Москву, частные коллекции стали превращаться в музеи. Появилась "Инновация" – государственная премия в области современного искусства. Именно "государственная", то есть государство выступило со-инициатором и основным спонсором. Вообще, в последнее время между государством и современным искусством возникла сильная симпатия. Современное искусство виляет хвостиком в сторону государства, оптимистично заявляя: "Верю!". А государство в умилении тянется за кошельком.

Так, например, расходы на Биеннале и Арт-Москву шли из госказны, а это очень дорогие девушки.

И на Венецианскую олимпиаду искусств представлять державу повезли сборную "современных", точнее "актуальных" художников. Конечно, современных, а каких же еще? Не из МОСХА же набирать или, того хуже, из академии художеств. Иными словами, власть переменилась. На открытии музея Маркина Марат Гельман заявил, что они, кучка галеристов, коллекционеров и несколько десятков художников, победили мощную систему Союза художников. Победили, фактически, означает, ими стали. Действительно, новый истэблишмент сегодня – это Бакштейн, Гельман, Свиблова, Селина, Деготь и еще несколько человек. Плюс Кулик и Церетели.

Это настоящий спецназ.

Они диктуют новые эстетические, этические и экономические условия. Но война еще не окончена. Не имея возможности вести крупномасштабные боевые действия, МОСХ и представители старой гвардии, многие из которых по-прежнему занимают ответственные посты в крупных художественных институциях, перешли к тактике партизанской войны. Так, в частности, на территории Центра эстетического воспитания детей и юношества "Мусейон" открылась выставка с интригующим названием "Современная скульптура на Волхонке". Пространство для выставки было выбрано не случайно.

Организаторы, Пушкинский музей и Галерея Современной скульптуры, всячески старались подчеркнуть эстетические, этические и образовательные достоинства данного мероприятия. Мол, знай наших. Мы покажем, что по-настоящему красиво и современно. И детей научим. А то еще, не дай Бог, вырастут постмодернистами. В буклете выставки Людмила Марц, завотделом современной скульптуры в Третьяковке и консультант этой выставки, пишет: "Развал Союза Художников, разрушение устоявшегося уклада и норм, ощущение свободы как вседозволенности, отказ от традиций и ценностей выплеснули на поверхность множество художественных, а чаще околохудожественных инициатив. Многочисленными группировками расцвел постмодернизм, стремящийся монополизировать и коммерцилизировать искусство".

Напоминает отрывок из выступления на партсобрании.

После такого уже не удивляет унылость, однообразие и безнадежная художественная отсталость произведений в парке скульптур на Крымском Валу. В 70-80-е годы прошлого века возникло переосмысление эстетики городского пространства и понимание того, что украшать города нужно уже не только и не столько статуями вождей и пионерами с различными предметами в руках. Советская власть брежневского образца сильно расширила эстетические рамки соцреализма, впустив в зону дозволенного новые формы, по-прежнему ограничивая содержание литературой, фольклором или советским эпосом. И вот новоиспеченные скульпторы того поколения стали ваять Аленушек, Гагариных и полусюрреалистические композиции с названиями типа "Мечтатели". Такие заказы считались менее престижными, чем бронзовые Ленины или Дзержинские, но все же это были государственные заказы, которые исправно и очень хорошо оплачивались.

Беда в том, что все то же самое: эти скульпторы продолжают ваять до сих пор.

Поэтому на выставке можно увидеть бронзовые иллюстрации к сюжетам греческой мифологии, каменных собачек, чудовищных пегасов с мохнатыми ногами и почему-то еще двумя человеческими и все те же названия: "Театр, куклы, люди, маски", "Милосердие" и т.д. и т.п. Сделано добротно – бронза, камень. В лучших традициях Суриковского института. Но все это современно только в том смысле, что авторы – наши современники, и многие произведения сделаны совсем недавно. По сути же, по стилю, пластике, содержанию, это глубоко архаично и даже реакционно. Реакционный подтекст таков: "Раньше было лучше". Ко всему этому добавлялся еще и коммерческий душок – обилие иностранцев, дорогой фуршет. Поэтому общий девиз можно расширить и сформулировать так: "Купите нас, потому что мы делаем, как раньше, а раньше было лучше".




















    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования