Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 2.07.2020

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Неформат


Вернуться к ленте

Айдан Салахова: Скандальные выставки расшевелят сонную жизнь московских галерей

14.10.2004

Сергей Хачатуров
Время новостей


"Айдан-галерея", входящая в число самых успешных и профессиональных в столице, внезапно оказалась героем криминальных теленовостей. Центр защиты прав животных "Вита" обвинил галерею в пропаганде насилия и жестокости по отношению к братьям нашим меньшим. Поводом послужила открытая в стенах галереи выставка шведской художницы Натали Эденмонт Still Life. На выставке показаны весьма необычные натюрморты с пестрыми экзотическими цветами, в чаши которых вставлены отрезанные головы кроликов, мышей и змей. Центр "Вита" узнал о выставке из интернет-статьи проживающей в Голландии журналистки Анны Введенской. Г-жа Введенская обвиняет галерею не только в пособничестве жестокому обращению с животными, но и в других неблаговидных делах: монополизации столичного артбизнеса, использовании хозяйкой галереи Айдан Салаховой связей отца, вице-президента Академии художеств Таира Салахова, в раскрутке не частного и честного, а спонсируемого государством предприятия.

О том, насколько обоснованны все предъявляемые "Айдан-галерее" претензии, обозреватель "Времени новостей" Сергей ХАЧАТУРОВ спросил Айдан САЛАХОВУ.

- Приходилось ли вам ранее отвечать на обвинения в жестокости выставленного искусства?

- Нет, не приходилось.

- А г-же Эденмонт обвинения в жестокости предъявляются впервые?

- Напротив, в Стокгольме ей приходится регулярно отчитываться перед возмущенной общественностью. Она выиграла восемь судов... Парадокс, но государство на ее стороне. Министерство культуры Швеции на днях выдало ей грант на покупку подопытных кроликов (кстати, обреченных на убой, приобретенных на ферме, сотрудничающей с супермаркетами).

- Согласен, что художники любят демонстративно расправляться с бедными зверями. Приведем в пример и голландские натюрморты с выписанными со смаком освежеванными тушами животных, и опыты мэтра Contemporary Art Дэмиэна Херста с акулой в формалине и двигающейся в разрезе коровьей тушей. Но в лучших произведениях на эту тему был весьма внятный мессидж, помогающий Человеку понять его место в мире, природе. Жертвы животных были сделаны во имя людей. Какой мессидж в работах Эденмонт?

- Этот мессидж нельзя четко сформулировать. Как и любой художник, Наталия руководствуется интуицией, наитием. Ей всегда была важна тема смерти. Она рано лишилась родителей – осталась одна. Отношение к жизни у нее трагическое. Для непосвященных проект Still Life пуст и пошл. Когда же зритель узнает, что головы кроликов в бутонах и в воротничках не компьютерный монтаж, у него появляются отторжение и обида. Он чувствует себя обманутым. Несколько посетителей галереи, пожелавших поначалу купить работы, узнав о том, как они сделаны, развернулись и ушли. Вот на этом противочувствии и выстроен образ, смысл данного проекта. Это архетипическая тема нарушения границ в искусстве. Она мне всегда интересна. В конечном итоге псевдогламурные фотографии Эденмонт помогают разоблачить лицемерие общества в отношении животных.

- Ну да, "вы потребляете мясо кроликов – я разоблачаю вкусы общества потребления". На мой взгляд, слишком прямолинейно. Насколько проект Эденмонт встраивается в творческую стратегию галереи?

- Этой выставкой я хотела немного взбудоражить слишком расслабленную художественную жизнь Москвы. У меня ощущение, что как только пошел рынок и начались продажи, наши художники стали такими самодовольными, ровненькими, успокоенными. Мне скучно. Работы Наталии Эденмонт еще не стали рыночным искусством, поэтому они интересны.

- Общество охраны животных узнало о выставке из статьи журналистки Анны Введенской. Для Введенской проблема жестокости встраивается в ряд других, в сумме создающих весьма неприглядный образ галереи. Насколько обоснованны ее претензии к вам?

- Претензии г-жи Введенской абсурдны. Мы не государственная собственность, а частная галерея. Исправно платим за аренду. Прежде чем писать это письмо, она, будучи профессионалом, должна была хотя бы поинтересоваться, на чьи деньги мы существуем. В принципе мы можем подать на нее в суд за клевету. Но делать этого не будем. Ведь она сделала мне такой комплимент: написала, что на Западе меня считают лицом современного российского искусства. Видимо, по аналогии с Абрамовичем, отвечающим за русский спорт.

- В этом году исполнилось 15 лет галерейному движению Москвы. Можете ли вы сказать, что галерейный бизнес в Москве стабилен и защищен (в том числе и от клеветнических писем)?

- Нет, не могу. Причина беспокойства – отсутствие юридических нормативов, по которым смогла бы развиваться галерейная жизнь. Главные проблемы – с самой формой галерейного бизнеса. Ведь галереи в России регистрируются или как некоммерческие организации, или как комиссионные магазины. Например, затруднительно провести через бухгалтерию продажу инсталляции, рабочий материал которой – электронная техника: компьютеры, мониторы, сканеры, принтеры. Доказать, что это не товарная партия, а произведение искусства, очень сложно. На таможне слово "инсталляция" юридически закреплено, а в бизнесе такой формы товара нет. Конечно, полулегальный, подвально-чердачный статус московские галереи миновали, но за адекватный юридический статус борьба продолжается.






Ссылки:






















    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования