Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 18.12.2017

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Неформат


Вернуться к ленте

Все смешалось в доме облом...

4.05.2007

Диана Мачулина
GiF.Ru


В стране смешались языки – политики вместо реальных действий производят художественные метафоры, художники занимаются социальной деятельностью, забывая о работе над формой и образом, сапожники рассуждают об искусстве. Многие добились на чужом поприще ярких результатов. Тут речь не о партии НБП, хотя их протестные акции всегда похожи на художественные жесты. Но это исключительный случай. Глава партии Лимонов – одновременно признанный писатель и реальный политик, воспитал своих единомышленников так, что они органично оформляют конкретные, жесткие политические заявления в романтический радикальный перформанс. Главное, что они готовы понести ответственность за свои действия. В основном же за художественными метафорами политиков скрывается желание имитировать деятельность, но не менять ничего реально и не отвечать за происходящее. Так, члены партии "Молодая Россия" боролись с Лимоновым, давя ногами разбросанные напротив Мосгорсуда лимоны. Однажды цитрусовые сыграли роль в истории, но то было на Украине, где флэш-моб технологии переросли в народный протест. Здесь же дурацкая шутка с фруктами скрыла то, что младороссы не могут предъявить Лимонову разумных обвинений, зато они попали как "протестующие" в СМИ, падкие на эффектные картинки. У яблочника Яшина и координатора движения "Да!" Маши Гайдар был противоположный случай. Их дельный лозунг "Верните народу выборы, гады!" был явлен народу в совершенно неподходящей обстановке. Понятно, что ликвидация минимального порога избирательной явки и запрет на критику программы партий как на "формирование негативного образа оппонента" фактически отменяет свободные выборы. Но почему они развернули свой агитационный плакат, будучи подвешенными на тросах в течение часа под Большим Каменным мостом, совершенно неясно. Похоже на первые опыты известных современных художников Ковылиной и Илюхина, которые зачем-то завтракали, зависнув под мостом на Яузе. Как мы видим, удача или неудача политической акции зависит не от ее сути, а от того, насколько убедительно художественное оформление. Даже у главы государства бывают не только успешные перформансы. Помнится, шел Путин по Красной площади и увидел туристов из глубинки с ребенком. Вспомнил, что очень любит детей и что нужно стать ближе народу, да так, чтобы все это увидели. Но с близостью он переборщил, в конце беседы с туристами задрав мальчонке майку и поцеловав его в живот. Некоторые трактовали это как сексуальный харассмент. Есть у президента и метафорические успехи. Патриарх Алексий II передал в подарок Путину освященную им точную копию меча Ильи Муромца, чтобы он "помогал право править Отечеством нашим, утверждая возрождение России, помогая духовному возрождению святой Руси". Пусть метафора сомнительная, ведь Илья Муромец тридцать три года пролежал на печи, прежде чем послужить Родине, да и меч среди его оружейного арсенала нигде в летописях и сказаниях не упоминается. Зато какая привлекательная – президент может считаться защитником страны уже потому, что обладает таким волшебным предметом, а что он предпринимает на самом деле, уже не так важно.



Политики подались в искусство, художники вместо них защищают права и свободы граждан. Художнику Анатолию Осмоловскому принадлежит честь создания графы "Против всех" в избирательном бюллетене. В конце 90-х он создал партию с таким названием, его ученики сделали ставшую знаменитой акцию – взобрались на Мавзолей и развернули плакат с лозунгом "Против всех". До того выборы нельзя было считать по-настоящему свободными, потому что предлагался выбор между большим и меньшим злом. А выразить свой протест против скудного ассортимента нельзя было никак, потому что неявка на выборы может считаться скорее знаком согласия со всем, что выберут другие. Популярность кандидата "Против всех" росла, не требуя финансовой поддержки, потому что его раскручивала несостоятельность конкурентов. Количество несогласных, поставивших галочку в этой графе, могло статистически показать, что фальсификация выборов происходит не в момент вбрасывания поддельных бюллетеней, она изначально заложена в том, что положительная альтернатива отсутствует. В 2006 графу "Против всех" отменили постановлением Госдумы, глава Центризбиркома Александр Вешняков поддержал это решение, сказав, что высокий процент проголосовавших "против всех" означает, что на выборах "что-то ненормально".

Художники и политики поменялись ролями, "играет кот на скрипке, на блюде пляшут рыбки, корова взобралась на небеса". Настоящие чудеса в государственном решете, и чтобы не попасть за решетку, нынче митингующие объясняют свои действия в терминологии искусства. 22 апреля руководитель движения "За права человека" Лев Пономарев с семьей и несколькими членами молодежных партий решил прогулять свою собаку и заодно провести экскурсию под названием "Я шагаю по Москве. По местам боевой славы ОМОНа", от Трубной площади по Рождественскому бульвару. Он анонсировал это заранее как действие, призванное доказать, что группа людей вправе собраться и подышать вместе несвежим московским воздухом. И тут нарушениие общественного порядка – явно не с их стороны. Именно правительство сделало из моциона без плакатов и мегафонов политическую акцию. Разрешение на проведение "Марша несогласных" не давали, мотивируя это тем, что скопление людей в центре города может помешать уличному движению. И сами же, испугавшись группы экскурсантов с детьми и собаками, приняли усиленные меры безопасности, затруднившие передвижение граждан по столице. На Пушкинской площади находились бронированные милицейские машины и автобусы с ОМОНом, был перекрыт въезд на Большую Бронную с Тверской. Лев Пономарев, его жена и еще несколько человек были задержаны, и в отделении "Красносельское" в течение трех часов объясняли обыденную прогулку в компании как хэппенинг или флэш-моб. Налицо двойные стандарты: если дворняга может бегать везде, то собака, принадлежащая общественному деятелю, может гулять только в качестве художественного артефакта. Иначе справление ею естественной нужды будет расценено как политическое хулиганство. И ее связанный с политикой хозяин может гулять, только если объяснится с властью на языке художественных жестов, которым она теперь предпочитает пользоваться. Если одни пользуются имиджеологией искусства для отвлечения внимания от реальных действий или бездействия, то радетели за права человека также должны делать это из любви к искусству, а не из заботы об обществе. Так сохранится политически-искусственное единство. Только есть одно большое различие: если официальные структуры устраивают перформансы, которые проходят по определенному сценарию, то действия оппозиции можно назвать скорее хэппенингом, результат которого непредсказуем для участников.
























    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования