Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 17.11.2018

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Неформат


Вернуться к ленте

Новый год начнется после Московской Биеннале

20.01.2005

Максим Шульц
artToday.ru


Waiting for the...

В определенном смысле, для московской художественной сцены Новый год так и не наступил. Все замолкло в ожидании открытия Первой московской биеннале современного искусства, несмотря то, что воцарившееся молчание вовсе не столь абсолютно как кажется. События 2004-го, в результате, возможно, настолько крепко сольются с событиями начала 2005-го, что многие почувствуют себя очутившимися в новом году лишь пару месяцев спустя. Разумеется, всему виной та самая биеннале.

Когда до момента произнесения магической фразы "... биеннале объявляется открытой" остаются если не считанные часы, то весьма небольшое количество дней, начинает казаться: этот масштабный праздник действительно заполнит собой все. Так, наверное, в определенной степени и должно быть. Актуальный художественный процесс чуть более интересно (пусть, возможно, и неправильно) периодизировать иначе: не исходя из положения планеты Земля по отношению к звезде Солнце, не принимая всерьез "сезон" и его фазу, а отсчитывая "художественный год" от минуты закрытия одной московской биеннале и завершая с началом следующей. Такая ситуация ценна хотя бы тем, что именно в подобные моменты затишья вынужденно пытаешься вспомнить ближайшее событие в отечественной истории contemporary art, которое было бы сопоставимы с грядущим. А вследствие того, что на сегодняшний день ничего похожего не припоминается (Сотбис 1986 года, "бульдозерную выставку" и многое другое важное, но довольно отдаленное в данном контексте выделять странно), нынешнее молчание – лишний повод подвести итоги ушедшего года.

Весь год – ряд суперновостей. Пожар в Манеже, неясности с биеннале, процесс над авторами "Осторожно, религия!" оставили впечатление неизгладимое, и, мягко говоря, неприятное. "Мир изменился"? Однако помимо происшествий из разряда "стряслось" несколько иначе стала выглядеть расстановка сил в галерейном мире. Появился новый крупный игрок – RuArts, и именно эта галерея составит пару ещё одному "тяжеловесу" – экспансивной Stella Art Gallery, тоже институции без многолетней истории, зато финансово состоятельной. Конечно, вряд ли кто-то из старых галерей удостоится славы павших на поле боя – хотя бы просто потому что падать особенно не с чего. "Старослужащие художественной части как-то расслабились, уверились в своей непогрешимости настолько, что в какой-то момент можно было подавать запрос в антимонопольный комитет. И дедовщину, как прежде, не устроишь – уж больно накачаны салабоны," – справедливо заметил Андрей Ковалев (Russ.Ru). Зато явно в гору идут дела у Московского дома фотографии, уже грезящего о новом здании и Государственного центра современного искусства, мечты которого наконец воплотились в жизнь; выставки Е.К. АртБюро и язык не поворачивается назвать архивными: выходит, эти архивы подчас живее творений многих "ныне действующих" художников...

В заключение, невозможно снова не вспомнить о бьеннале. "Что бы вы хотели, когда это все закончится, написали газеты?" – спросил у куратора-координатора бьеннале Иосифа Бакштейна Григорий Заславский (радио "Маяк"). "Хочу, – ответил Бакштейн, – чтобы они просто захлебнулись от восторга!". Мы бы рады. Мы обязательно захлебнемся, если будет с чего. Но мы верим – будет. Будем ждать открытия. Ну а artToday любит бьеннале всю – от музея Ленина до станции метро "Воробьевы горы", и, самое главное, всех художников (последнее – само собой разумеется). Соответственно, ничего от нашего, и, соотвественно, от вашего внимания не ускользнет. Сразу после того как отгремят последние залпы "первой московской" наступит настоящий новый год.




















    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования