Одни видят в нем предпоследнего метафизика, оставляя последнее слово за Богом или смертью. Другие едва не отказывают ему в способности к философии – эти, как правило, из академических кругов. В световом поле его следа – фигуры становления: Ямпольский, Петровская, Аронсон; собеседники – Деррида, Жан-Люк Нанси, Фредерик Джемисон... Он заведует кафедрой аналитической антропологии в Российской академии наук, аудитории переполнены, книги раскуплены, но – ни последователей, ни учеников... // Русский Журнал // далее...
Олимпиада за нами, но это через семь лет. Однако именно сейчас, в течение этого года, решится, как она будет выглядеть. За год должен быть сформирован основной пакет архитектурных проектов. Нам нужно ответить на вопрос, что такое наша архитектурная школа. // Григорий Ревзин, Коммерсантъ // далее...
Москву буквально затопило современным искусством. Из громких событий можно вспомнить Винзавод, Биеннале, Арт-Москву, частные коллекции стали превращаться в музеи. Появилась "Инновация" – государственная премия в области современного искусства. Именно "государственная", то есть государство выступило со-инициатором и основным спонсором. Вообще, в последнее время между государством и современным искусством возникла сильная симпатия. Современное искусство виляет хвостиком в сторону государства, оптимистично заявляя: "Верю!". А государство в умилении тянется за кошельком. // Хаим Сокол, Газета.Ru // далее...
Неофициальная мысль в Белоруссии основывается на национальном поиске. Ведь органическое развитие Белоруссии как европейской страны было на несколько столетий заторможено. Если у других европейских народов этап национального формирования закончился, то в Белоруссии он завершается только сейчас – приходится догонять Европу ускоренными темпами. // Анна Альчук, Взгляд // далее...
В стране смешались языки – политики вместо реальных действий производят художественные метафоры, художники занимаются социальной деятельностью, забывая о работе над формой и образом, сапожники рассуждают об искусстве. Многие добились на чужом поприще ярких результатов. Художники и политики поменялись ролями, "играет кот на скрипке, на блюде пляшут рыбки, корова взобралась на небеса". Настоящие чудеса в государственном решете, и чтобы не попасть за решетку, нынче митингующие объясняют свои действия в терминологии искусства. // Диана Мачулина, GiF.Ru // далее...
В "РИА Новости" профессор Высшей школы экономики Александр Долгин представил инструмент, который должен перевернуть если не целый мир, то рынок потребления культуры. Как они вычислили, что мне будет интересно прочитать книгу по физике, при том что я ничего про это не знаю, никаких книг по естественным наукам не оценивал и никакого интереса к этой области не заявлял, я не понимаю. По словам Александра Долгина, чтобы запустить эту систему, у них год работали сорок человек, так что этого с ходу не поймешь и тем более не объяснишь. // Григорий Ревзин, Коммерсантъ // далее...
В ГМИИ имени Пушкина впервые в России открылась выставка работ Амедео Модильяни (1884-1920). Это своеобразный подарок зрителям директора музея Ирины Антоновой по случаю своего 85-летия. Это не самая большая выставка, она представляет около тридцати живописных работ художника и примерно столько же рисунков – десятую часть его наследия. Но сделать ее было крайне трудно. У России сейчас своеобразная репутация, и то, что выставка состоялась, даже как-то непонятно. Это означает, что для директоров крупнейших западных музеев и частных коллекционеров личная репутация Ирины Антоновой значит больше, чем дело Ходорковского, убийства Политковской и Литвиненко и мюнхенская речь Путина. // Григорий Ревзин, Коммерсантъ // далее...
Бытует мнение, что в искусстве украсть ничего нельзя. Наверное, если находиться перед лицом метафизики, это правильное суждение, выражающее наличие закона. Но в жизни встречаются существа, пытающиеся нарушить априорные законы. Таких мы воспринимаем как духовных уродов. Всё, нарушающее априорность – уродливо. И не имеет значения, по каким причинам закон нарушается. Мы только устанавливаем факт заметной несоразмерности, неартистичности, неорганичности, непластичности, пошлости, хамства, цинизма, жлобства и прочих несоответствий, когда на них настаивают и даже заставляют воспринимать как высоко научное и обязательное дело в искусстве. // Франциско Инфантэ, GiF.Ru // далее...
В Петербурге вчера объявили архитектурный конкурс на реконструкцию знаменитого советского аэропорта Пулково-2. В конкурсе вновь участвуют в основном зарубежные команды, среди которых, вероятно, и будет выбран победитель. Реконструкция не вызвана прямой функциональной необходимостью: в отличие от московского Шереметьево, Пулково находится в хорошем состоянии. Однако у петербургских властей возникла идея превратить Пулково в большой транзитный узел по образцу Милана или Франкфурта-на-Майне, и такое изменение функции требует расширения аэропорта. // Григорий Ревзин, Коммерсантъ // далее...
Конец ХХ столетия добавил ощущения дистанции. Искусство ХХ века осталось за чертой, разделившей тысячелетия. Сегодня оно – исторический материал, который "состарил" коллекции современного искусства и пополнил собрания искусства классического, стирая между ними непреодолимую когда-то границу. Теперь у тех и других музеев общие цели – деньги, расширение площадей и экспансия; весь мир входит в сферу их интересов. // Юлия Попова, Эксперт Online // далее...
В Московском доме скульптора объявили результаты закрытого конкурса на памятник Осипу Мандельштаму в Москве. Что сказать про этот памятник? Он очень хороший, но как бы двухсоставный. Там есть прекрасная голова Мандельштама, вылепленная скульптором Еленой Мунц, по слухам, уже давно. Это гордый и одновременно счастливый Мандельштам, то ли самозабвенно читающий, то ли вслушивающийся в слова, звучащие в нем. У этой головы сильный пространственный пафос, она задает движение вперед и вверх, раздвигая перед собой пространство. И ты почти физически чувствуешь напряжение подбородка, энергию, превращающую поэта в инструмент речи. // Григорий Ревзин, Коммерсантъ // далее...
"Экономику символического обмена" – энергичную монографию о том, как заставить деньги работать на культуру, написал вовсе не восторженный утопист или гениальный самоучка, а профессор Высшей школы экономики и предприниматель Александр Долгин. В водоворот мысли автора втягивается увлекательнейший эмпирический материал – история файлообменных сервисов, билетные "жучки", брендирование, пиратство, меценатство, компьютерные игры. // Майя Кучерская, Ведомости // далее...
Ушедший от нас президент Туркмении Сапармурат Ниязов был, безусловно, культурным феноменом. На постсоветском пространстве – так точно. Этого туркмена из племени ахал-теке рода гонур наши средства массовой информации поминали, наверное, чаще, чем любого другого постсоветского властителя – настолько вдохновенно он действовал в своих культурных инициативах. Культурные проекты Туркменбаши – замена золотых зубов на белые, перемены в календаре и золотые памятники – сделали его самой яркой фигурой на постсоветском пространстве. // Вадим Нестеров, Газета.Ru // далее...
Шокированный игрой "Rule of Rose" комиссар по вопросам юстиции Евросоюза собирает встречу министров внутренних дел в Брюсселе. Волнение комиссара можно понять. Созданная для Sony PlayStation игра – это квест выживания. Главной героиней истории является юная девушка по имени Дженнифер. Как-то раз, сойдя с автобуса в незнакомом месте, она оказывается возле таинственного особняка. Здесь живут довольно странные, красивые, но жутковатые дети, отсюда Дженнифер начинает свое путешествие по миру. Ее задача – подняться по лестнице социальной иерархии, что является единственной возможностью совершить побег из этого очарованного мира. // Иван Петров, Газета.Ru // далее...
Ставший в 28 лет личным фотографом вождя Владимир Мусаэльян попал, что называется, в яблочко. Наверняка он, "раз и навсегда покоривший охрану и протокол" и выбегавший на летное поле впереди Леонида Ильича, имел возможность делать и неожиданные кадры. Но сила личной преданности настолько велика, что даже через 24 года после смерти генсека, ничего "чернящего" его память показать нельзя. Максимум, который позволил себе фотограф, – это намекнуть на сходство танцующего Леонида Брежнева с пьяненьким Борисом Ельциным, управлявшим оркестром, в снимке "Теплая встреча на румынской земле". // Виктория Мусвик, Коммерсантъ // далее...
Виктор Мизиано: "Левые должны выдвинуть лозунг национализации культуры..." Виктор Мизиано: "Самая главная проблема протестной культуры, что она не имеет внятную и доступно сформулированную – причем не только для других, для оппонентов, но и для себя, концепцию культуры и ее места в обществе. На сегодняшний день она пассивно принимает как данность навязываемое властью отождествление искусства с культурной индустрией, с рынком." // Илья БУДРАЙТСКИС , Вперёд // 05.08.2007 // далее...
Независимое издание, анонсирующее события в сфере искусства, запустило интернет-версию АРТГИД