Москва >> места >> галереи

«Риджина»


"Художественная галерея, известная своим благосостоянием и многочисленными смелыми проектами."
Стиль Риджины – провокация и шок, хотя здесь иногда отступают от правил.

Основана в сентябре 1990 г.
Директор Регина Овчаренко
Куратор Ольга Холмогорова

Художники галереи:
В.Фишкин, Д.Гутов, К.Звездочетов, И.Чуйков, Б.Орлов, С.Файбисович, Н. Турнова, А.Осмоловский, К.Преображенский

Предложный падеж

Анна МЕЛЬНИК.

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО – ДЛЯ СОВРЕМЕННИКОВ


Человека разумного всегда тянуло к чему-то новому и не совсем (а иногда и совсем) непонятному. Эта тяга и приводит любителей искусства в галерею "Риджина". Ну а дальше – все уже зависит от понимания искусства "сюда входящего".

Скажем прямо, если Илья Глазунов является для вас идеалом современного художника, если сердце ваше трепещет при виде его монументальных полотен, полных забот о судьбе России, вам лучше пойти... на его выставку. В галерее "Риджина" он никогда не выставлялся и выставляться не будет. Потому что это галерея современного искусства.

"Риджина", только-только открывшись в 1991 году, сразу же приобрела репутацию "скандальной" (в хорошем смысле этого слова) галереи. Каждая ее выставка вызывала брожение в умах, заставляя тамошнее "совковое" общество думать. И думать не так как учили, а отказываться от стереотипов и не бояться нового, словно сельская кобыла – автомобиля. Бездна эпатажа и черного юмора, без которого "Риджина" не обходилась и тогда (как впрочем и теперь), естественно, вызывала протесты. В общем-то, благодаря воплям "правильных" критиков галерея и закрылась спустя четыре года. Но на дворе миллениум, чудеса случаются всякие – и вот "Риджина" снова с нами.

Впрочем, мир за это время несколько изменился и сейчас выходки "Риджины" воспринимаются уже не как хулиганство крупных размеров и "непотребное поведение в общественном месте". Все-таки не вечно нам на "Медведей в сосновом бору" смотреть, а современным художникам – пить по кухням.

И теперь "Риджина" хочет уже не только встряхнуть зрителя, но и вывести современное русское искусство на более высокий уровень. Сама галерея так же постоянно расширяется и "грозит" со временем превратится в своеобразный культурный центр. Если, конечно не наступит конец света или еще что-нибудь похуже...

Первым после "воскрешения из пепла" в галерее выставил свои работы известный фотограф Олег Кулик. Проект "Русское" был полностью в духе прошлых экстремальных проектов (и этим все сказано). Совсем недавно открылась вторая, также фотовыставка. Харьковский фотограф Сергей Братков, вспомнив "пионерские страшилки", решил проиллюстрировать их реалистично и красочно.

Текстики, известные каждому, вдруг приобрели несколько иной смысл. Ведь, согласитесь, произнося "Маленький мальчик нашел пулемет...", редко представляешь живую картинку. А вот она тут, во всей красе. Смешно и кроваво (пусть и с оттенков варенья). Но, впрочем, все это – наследие пионерии и нынешним деткам, вероятно, кажется пригодным для прочтения на утреннике. Просто нам есть с чем сравнивать.

Открытие выставки, как ему и подобается, не обошлось без небольшого хэппенинга. Единственной мебелью в галерее являлись три "допотопных" шкафчика, переносящие гостей в светлую детсадовскую атмосферу. Один из этих атрибутов прошлого и умудрилась опрокинуть на себя девушка с замутненным от шампанского взором. Встречено это было, естественно, бурными аплодисментами и одобрительным хохотом.

Вот так (или примерно так) галерея "Риджина" живет, процветает и веселится после своего второго рождения. Сейчас этот храм современного искусства готовится к новой выставке – на этот раз живописи Натальи Турновой. Но до 11 марта милые "детки" еще будут радовать граждан своими играми, попадать под трамваи целыми отрядами и с недетской мудростью вбивать в головы гостю гвоздь... Ну помните ведь: "чтобы гость не уходил!"

НОВАЯ АФИША // Afisha.Nu


Вячеслав КУРИЦЫН
КУЛИК – ЖИВОТНОЕ БУДУЩЕГО
(отрывок)


РИДЖИНА

Это была грандиозная эпоха: когда банкиры обедали на работе банкой черной икры и стаканом коньяка. Эту ни с чем не сравнимую баснословность новорусского времени если и удалось кому "отразить в своем творчестве", так Кулику.

Он и попал в эту богатую – благодаря богатым Владимиру Овчаренко и "Европейскому Торговому банку" – галерею за счет собственных новорусских замашек.

В 1989 году во Дворце молодежи собирали огромную – передовую – выставку "Логика парадоксов". 1000 художников: от всех, кого обнаружили по московским чердакам, до Кабакова с Булатовым.

Кулик там тоже участвовал – под восемьсот шестнадцатым номером.

Для грандиозного числа участников нужно было придумывать грандиозную экспозицию. Тут и вылез Кулик с немудреным предложением: давайте, типа, объединять участников в пары, картинки Жени Горчаковой (савсэм, сушай, абстрактный жывопс) повесим рядом, допустим, с Наташей Турновой, которая рисует вроде и портреты, но в такой вольной манере... От столкновения манер родятся новые смыслы: такая какая-то ерунда. И поскольку других идей не было, Кулику доверили всю экспозицию.

Он и оттянулся по полной программе. Из работ Гончаровой для Турновой он просто сделал раму. Какие-то картины висели лицом друг к другу. Какие-то просто одна на другой или кверх ногами, не говоря уж о таких позициях из "Камасутры" как "69" и "Борис Пастернак". Всех великих Кулик запихал в кладовку. Многие авторы ошалевали, как Ельцин от Чубайса, и снимали с выставки свои шедевры.

- Володя Сулягин, – вспоминает Кулик, – просто рыдал... Он кричал, кто ты такой, я с Кабаковым и трали-вали Хуяковым, а ты меня... Пришлось его просто вынести из зала.

А через некоторое время, когда Кулик уже служил в "Риджине", в том же Дворце молодежи открывалась выставка Олега Голосия, где картины катались по залу на колесиках, автора Кулик просто закрыл на полчаса в лифте, подкупив местных слесарей аж пятьюдесятью – по тем-то временам! да и по этим, кажется, уже снова... – долларами.

Исследователю, желающему правдиво отобразить дух эпохи, просто приходится предполагать, что Кулик привлек Овчаренко именно этой своей готовностью-способностью по-хозяйски, цинично использовать людей и их творчество для своих... в случае бизнесмена выгод, в случае художника – фантазий. Тогда еще вошло как раз в моду такое словечко: строить. Не в смысле дома из кирпичей, а в смысле всех по местам.

Кулик продемонстрировал, как он умеет строить.

Солдаты, спрятанные за фальшстеной галереи и держащие на протянутых сквозь отверстия руках произведения изобразительного искусства: вот власть. Теперь не художников обзывают пидорасами и абстракцистами, теперь они имеют армию во все щели.

Чистенькая художественная тусовка, попавшая на поросячий пир в Дом кино и принужденная есть жирную свинину руками – и больше ничем. Без салфеток. Такие милые шутки пошли бы Сталину, или какому-нибудь скучающему султану.

Можно и не останавливаться особенно на таких изысканных мелочах, как картины, плотно развешенные на плечиках, как платья в шкафу, или снежные подиумы, тающие во время вернисажа.

Я познакомился с Куликом в этот его новорусский период: мы пили пиво, гуляя вокруг Миусской площади, а персональная машина экспозиционера "Риджины" фурыкала сзади, чтобы недалеко было ходить за новыми банками.

Самый серьезный скандал "Риджины" был связан с акцией "Пятачок раздает подарки": мясник резал в галерее поросенка. Вокрун бушевала демонстриця с требованием остановить убийство: галерею защищали кольцом ОМОНа. Юрий Нагибин метал молнии на первой полосе "Труда" – что-то типа "Свиньи едят людей". При том нрикто не был против убийства свиньи: только подальше от наших глаз. В те же буквально дни Верховный Совет голосовал за отмену смертной казни и спокойно проголосовал против отмены. Убивать можно, можно, но тихо.

Кулик все делал громко. Следует добавить, что не только громко, но и очень качественно. В последние месяцы его пребывания в "Риджине" галерея пугала высотой технологий: достаточно сказать, что в новом помещении на Мясницкой были сделаны герметичные окна, чтобы можно было заполнять помещение водой. И ворота в стене, через которые мог въехать танк. Но использовать эти промышленные чудеса Олег не успел.

Его роман с "Риджиной" закончился в 1993, за несколько дней до акции "Роды": рожать в галерее должна была реальная женщина, и уже оборудование завезли, и были готовы две бригады врачей, и коляску Кулик лично купил для ребенка.

Но это, наверное, было бы уже слишком. Овчаренко устал.

Журнал "МАТАДОР"


Адрес галереи:
125047, Москва, ул. 1-я Тверская-Ямская, 22
Тел.: +7 (095) 250-8571, факс: +7 (095) 251-8000

E-mail: gallery@regina.ru



полный адрес материала : http://www.gif.ru/places/regina/city_578/fah_583/


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования