![]() | ![]() ![]() ![]() | ![]()
![]() |
![]() | ![]() | |||
![]() | ![]() ![]() ![]()
![]() ![]() | ![]() |
![]() | ![]() ![]() | ![]() |
![]() БИОГРАФИЯ Борис Юхананов – основатель параллельного кино, никогда не работавший в кино. В качестве средств художественного выражения предпочитает кинематографу театр и видео. Родился в Москве в 1957 году. Окончил Воронежский Театральный Институт и ГИТИС (мастерская Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева). В 1984 году создал первую в СССР независимую театральную группу Театр-Театр. Примерно в тоже самое время и тоже первым в СССР начал художественные эксперименты с видеокамерой. Мифологизировал природу видео в теоретических статьях, посвященных открытому им феномену "медленного видео". В соответствии с законами "медленного видео", дающего режиссеру особую власть над запечатляемой реальностью, Юхананов снял фильмы "Особняк" (1986), "Игра в Хо" (1987), "Сумасшедший принц Фассбиндер" (1988), "Гамлет" (1988), "Сумасшедший принц Японец" (1988), "Крылья" (1989), "Сумасшедший принц Годар" (1990) и многие другие работы, являющиеся частью его глобального видеопроекта "Роман в 1000 кассет". В 1988 году создал Мастерскую Индивидуальной Режиссуры (МИР), которая на много лет стала его личным культуртрегерским проектом. В МИРе Юхананов вырастил второе поколение режиссеров "параллельного кино" (Александр Дулерайн, Сергей Корягин, Ольга Столповская, Дмитрий Троицкий, Андрей Сильвестров, Олег Хайбуллин, Инна Колосова и другие), активно работающих ныне в кино и на телевидении. Главным театральным проектом Юхананова в Мастерской Индивидуальной Режиссуры на протяжении десяти лет был "Сад" – уникальный эксперимент по созданию саморазвивающейся во времени сценической постановки. Участники "Сада", по словам самого режиссера, "попробовали встать в ситуацию сочинения мифа и одновременно были участниками этого мифа, который сами же сочиняли". Целью эксперимента было увидеть, как этот созданный миф отразится в "личной эволюции" участников спектакля и "одновременно в том искусстве, которое народится на путях созидаемого мифа". Точкой отсчета стала постановка пьесы А. П. Чехова "Вишнёвый сад": "мы просто стали читать текст как люди, снабженные определенным аппаратом чтения, но читать, как это свойственно театру, играя его сразу. И вот это разыгрывающее чтение текста в том объеме, на который хватало нашего художнического и аналитического диапазона, постепенно оказалось животворящим. И стал рождаться миф о Саде. Видимо таковы были свойства нашего сознания, что оно искало в том или ином тексте миф.". Всего было создано-сыграно-прожито семь вариаций "Сада", которые Юхананов называет "регенерациями": в каждом случае это было не только новое рождение спектакля, но и новое рождение мифа о Саде. Второй по значению проект Бориса Юхананова 90-х годов "Дауны комментируют мир" разворачивался одновременно на территории театра и видео. Проект был осуществлен режиссером в сотворчестве с людьми больными даун-синдромом. Для Юхананова, проповедующего своим искусством идеи антропософии, это был эксперимент над самим собой – психофизическая игра, цель которой приблизиться к присущему даунам абсолютно чистому целостному сознанию. В процессе осуществления этого проекта дауны были "садовыми существами" в одной из регенараций "Сада" и героями или соавторами (на последнем настаивает сам Юхананов) видеофильмов "Неуправляемый ни для кого" (1995) и "Да, дауны, или Поход за золотыми птицами" (1997). Эти фильмы Юхананова с полным правом можно причислить к числу наиболее значительных произведений мировой документалистики последних десятилетий. Ныне Борис Юхананов руководит Школой Ангелической Режиссуры (ШАР) и является одним из создателей "ЛабораТОРИИ" – экспериментальной мастерской по изучению священных текстов Торы при помощи театрального искусства. | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Gif.RU | Москва | режиссеры |